,
У МТС появился туристический автомобильный гид по маршруту «Казань − Болгар» протяжённостью 180 км.
Он состоит из описаний и рассказов о 44 локациях в Лаишевском, Алексеевском и Спасском районах Татарстана, достопримечательностях Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, а также небольших лекций о древней и современной истории.
Корреспондент ДГ Юлия Сацук проехала по маршруту «Казань — Болгар», прослушав аудиогид. Она рассказывает, на какие места стоит обратить внимание во время путешествия.
«Казань— Среднее Девятово»: Иисус в тапочках, кинопосёлок Семрук и город военных
Продолжительность рассказов про каждую локацию разная, в зависимости от того, как долго придётся около неё ехать. Однако гид можно остановить, если захотелось заехать в село, о котором идёт речь.
Кроме того, гид проиллюстрирован фотографиями достопримечательностей, которые можно встретить по пути.
Отметим истории, на которые стоит обратить внимание, разделив гид на четыре части:
— В 1774 году Казань пострадала во время восстания Емельяна Пугачева. Повстанцы захватили весь город, кроме Кремля, где укрылись правительственные войска. В результате пожара городу был причинён огромный ущерб.
В 1782 году Екатерина II утвердила план застройки города на полтора века вперед.
Казань стала одним из первых городов России, где появились омнибусы, газовое и электрическое освещение, электрические трамваи, телеграф и телефоны.
— Поселение Большие Кабаны возникло в XV-XVI веках (в дореволюционных справочниках село называется Введенское), здесь жили «государственные крестьяне» — особое сословие, члены которого не принадлежали помещикам, но жили с ограничением в виде приписки к определённому селу.
Во второй половине XVI века, после завоевания Казани Иваном Грозным, в селе построили Спасо-Преображенскую церковь — этот храм один из старейших на территории Татарстана. Службы здесь не прекращались даже в советское время.
С давних пор ходит легенда про деревянную статую Иисуса Христа, которая стоит при церкви. Около неё всегда лежит большое количество домашних тапочек, потому что верующие считают, что ночью статуя надевает их и идёт молиться об их грехах.
— Лаишево расположено в 15 км от трассы, его строили как крепость уже после появления Казани. Население состояло из стрельцов, пушкарей и других солдат.
Однако археологические материалы доказывают, что во время Казанского ханства здесь уже существовало булгарское поселение «Лаиш».
В 2016 году в городе благоустроили берег реки. Пляж появился на месте, где Кама достигает 40 км в ширину, поэтому другого берега не видно. Здесь также есть кафе, рестораны и разные общественные пространства.
— На окраине Лаишево построили село Семрук для съёмок сериала «Зулейха открывает глаза» по книге Гузель Яхиной.
Киногород представляет собой воссозданный сибирский город Семрук. По сюжету книги, он располагался на Ангаре, а для съёмок его построили на берегу Камы.
Изначально поселку планировали присвоить казённое название «Ангара-12». Но ссыльные прозвали его Семрук, потому что по сюжету поселок строили четыре человека, один из которых был однорукий.
«Смолдеярово — Лебедино»: древнее поселение людей, мост в 14 км и святые озёра
Далее часть пути проходит недалеко от реки Камы, которая впадает в Волгу. Волга превосходит Каму по площади водосбора к месту их слияния, но Кама длиннее и обладает большим водорасходом.
А исследования илистых отложений рек показывают, что Кама значительно старше Волги и раньше сама впадала в Каспийское море:
— В устье Камы ширина Куйбышевского водохранилища достигает 40 км. В местных водах водятся около 40 видов рыбы: корюшка, белый амур, радужная озерная форель и др.
Штормы на море настоящие, высота волн может достигать 2,5 метров. Каждый год здесь проводится всероссийская парусная регата.
— Сорочьи Горы — посёлок основан в XVII веке переселенцами из центральных регионов России. Помимо рыбной ловли и сельского хозяйства, крестьяне здесь занимались добычей и обработкой алебастра.
В 1861 году, когда отменили крепостное право, местные помещики разрешили крестьянам пользоваться своими неплодородными участками. Такими считались земли около возвышений.
Приступив к работе, крестьяне начали находить в почве старое оружие, украшения и другие предметы быта. Считается, что их оставили булгары.
Также можно отметить мост у Сорочьих гор — он один из самых протяженных в России, длина мостового перехода почти 14 км.
— В Мокрых Курналях находились стоянки каменного и бронзового веков, торгово-ремесленные поселения булгарского периода. Во время раскопок археологи нашли здесь клад XII века с драгоценностями.
На территории села много озёр, которые местные жители считают святыми.
«Новоспасск —Красная Слобода»: захоронение масона, «Пизанская башня» и Русская Бездна
Через полтора часа движения из Казани (115км) можно заметить Ивановский сосновый бор. Здесь в 1991 организован заказник как место гнездования птиц, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан.
Недалеко от него также расположено большое количество сел, но население их с каждым годом все меньше:
— В Новоспасске находится «Пизанская башня». В первой половине XVI века здесь построили каменный храм в стиле русского барокко. После революции церковь закрыли, со временем здание колокольни отклонилась на 2 метра.
Его ни разу не реставрировали, так что до наших дней здание дошло в первозданном виде, но с накренившейся колокольней. Из-за чего местные жители начали называть церковь в честь знаменитой итальянской достопримечательности.
— В Татарстане 1 428 мечетей и 319 храмов, некоторые из них можно увидеть по пути следования до Болгара. Старые мечети можно поделить на каменные и деревянные.
Каменные мечети испытали на себе огромное влияние русской архитектуры — потому что их строили по проектам русских зодчих, которые пытались стилизовать здания согласно татарским и исламским традициям.
Были и попытки унифицировать мечети. Например, в Петербурге в 1844 году издали несколько проектов, которые опирались на романтизм и булгарское зодчество: минареты по бокам, луковичные и шлемовидные купола. Но за пределами Казани ни одной такой мечети не существует.
Сельские мусульмане жаловались, что строить мечети по петербургским проектам дорого. Поэтому позже приняли указ, что в селах можно строить мечети так, как хотят жители.
— В селе Базяково нашли необычные могильные плиты с именами семейства Грубер, выкованные из металла. Сельчане говорят, что раньше плит было больше, но со временем их растащили на металлолом. Предположительно найденные плиты принадлежат членам дворянской семьи.
На плите Петра Грубера, умершего в 1826 году, — рисунок черепа с перекрещенными костями (адамова голова — олицетворение бесстрашия), сверху равносторонний крест — мальтийский (возможно говорит о принадлежности к масонам).
Вторая плита принадлежит Прасковье Грубер (в девичестве Арбузовой), родственнице знаменитой семьи российских химиков. Третье надгробие — младенца Инны Грубер, которая погибла спустя 9 месяцев после рождения.
— Село Антоновка получило свое название в 1920-е годы в память о предводителе восстания Антоне Петрове. Ранее оно значилось под названием «Русская Бездна».
История гласит, что после опубликования в 1861 году манифеста об отмене крепостного права и издания «Положения», обязывающего крестьян в течение двух лет отбывать «барщину», крестьянин Антон Петров объявил односельчанам, что на самом деле он прочитал полную версию документа, и она совсем о другом.
По его словам, там было указано, что царь дал волю крестьянам три года назад и теперь собранный за это время хлеб нужно взыскать у бывших хозяев.
В село стали съезжаться крестьяне — сюда добрались более 10 тысяч человек из 75 сел. Крестьяне отказывались работать на барщине и делили помещичий хлеб.
Тогда из Петербурга в Бездну направили графа Апраксина с войсками для подавления волнений. Подойдя к селу, солдаты начали расстрел безоружной толпы, которая отказывалась выдавать Антона Петрова. Позже он сам вышел к солдатам, неся перед собой «Положение».
Его арестовали и вскоре осудили в военно-полевом суде, приговорив к смертной казни, которая и была совершена в Бездне в присутствии согнанных отовсюду крестьян. В Бездне было убито и умерло от ран около ста человек и примерно столько же было ранено.
«Волжская Булгария»: российский Тадж-Махал, коран из Книги рекордов Гиннеса и сгоревшая дочь Абдулла-хана
В начале VII века нашей эры хан Кубрат возглавлял объединение булгарских племен под названием «Великая Булгария». Однако после его смерти в 650 годах наследники не смогли сохранить единство, начался распад Булгарии, трое сыновей ушли за Дунай и осели на Балканах и в Италии.
Одному из сыновей Батбаяну остались исконные земли Великой Булгарии по нижнему течению Дона, он стал хазарским данником.
А второй сын Котраг перешел реку Дон и обосновался на Средней Волге и Каме, где впоследствии возникла Волжская Булгария.
— Волжская Булгария приняла ислам в X веке нашей эры, была процветающим государством с развитой медициной и научной школой. Ислам отодвинул языческие культы, начали строиться мечети, а при них открывались учебные заведения – медресе. Но все наследие было уничтожено при татаро-монгольском нашествии.
Чтобы возродить старинные традиции мусульманской школы, в 2017 году была открыта Болгарская исламская академия – это первое в России учебное заведение, готовящее магистров и докторов исламских наук.
— Белую мечеть в народе прозвали российским Тадж-Махалом. Ее построили недавно — в 2012 году.
Собирательный образ вобрал в себя лучшие произведения мировой исламской архитектуры. Комплекс состоит из трех зданий: учебного корпуса, резиденции духовенства и самой мечети. На облицовку здания комплекса ушло около 1 200 тонн мрамора.
Внутри белой мечети с 2015 года хранится главное сокровище мусульман Татарстана – волос пророка Мухаммеда, который можно увидеть в молельном зале.
Посетить мечеть разрешается, когда здесь не идут молитвы и религиозные праздники, при входе нужно разуваться и надевать бахилы, а женщинам прикрывать ноги.
— Музей хлеба — это миниатюрная татарская деревня из деревянных построек. Музей знакомит с историей земледелия в Татарстане от глубокой древности до нынешних дней.
На территории есть ветряные и водяные мельницы в разном состоянии. Полный процесс выпечки показывают в пекарне, там же предлагают угоститься хлебом из печи.
В кузнице расскажут, как создавали плуги, а в доме мельника можно узнать о быте крестьян XVIII — XX веков.
Также на территории есть задний двор с домашними животными, которых разрешают кормить — коровами, индюками, овцами, курами, лошадьми.
— Самый большой в мире печатный коран находится в здании, стилизованном под исторический средневековый мавзолей. Он был отпечатан в Италии на особой шотландской бумаге, вес его – 800 кг, размеры в закрытом виде – 2 х 1,5 метра, обложка – малахитового цвета с полудрагоценными камнями, украшенная сусальным золотом и серебром, переплет из телячьей кожи. Коран занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
— Чёрная палата считается наиболее сохранившимся памятником Булгарской архитектуры, ее предназначение у археологов и архитекторов остается спорным. По одной из версий, здание было мечетью или медресе, по другой – судом или тюрьмой, так как первый этаж подходил для содержания заключенных. Внутри здание черное.
Во время разгрома Болгара хан Абдулла с семьей укрылся в этом здании, их не могли заставить оттуда выйти. Тогда завоеватель Тимур велел обложить палату дровами и поджечь.
По задумке, осаждаемые должны были сгореть заживо или задохнуться от дыма. Но когда дым развеялся, воины увидели на крыше здания красивую девушку в белом платье, это была дочь Абдулла-хана. Тимур был поражен красотой девушки и предложил выйти за него замуж. Получив отказ, завоеватель велел привести ее братьев и убить у нее на глазах.
Девушка согласилась выйти замуж, если ее братьев отпустят и дадут им самых быстрых коней. Ее желание выполнили, а девушка бросилась вниз на догорающие бревна и разбилась. С тех времен палата изнутри осталось черной.
Однако по мнению других учёных черный цвет стенам придало то, что в начале XIX века монахи Успенского монастыря устроили в здании коптильню.
Белая палата — это бани, которые построили в XIV веке. Здание состояло из раздевалки, комнаты с бассейном, теплой комнаты для мытья и нескольких хозяйственных помещений.
Баня делилась на две зоны – мужскую и женскую. Зал для отдыха при банях мог служить для проведения собраний, ораторских выступлений, представлений актеров и певцов.
Для женщин бани считались особым местом — здесь они могли общаться без ограничений. Во времена средневековья они проводили в банях по целому дню.
Отметим, что поездка из Самары в Болгар напрямую займет 3,5-4 часа. Советуем обратить внимание, что читать наши заметки (и слушать гид) будет полезно начать у села Антоновка – именно оно попадается первым на пути в столицу средневековой Волжской Булгарии и Золотой Орды.
Напомним, в июне МТС запустил первый туристический аудиоспектакль по Волге «Волжские истории: Самара».
В нём четыре маршрута по 40 минут: «Самара — Ширяево», «Ширяево — Самара», «Самара — Винновка», «Винновка — Самара».
Самое интересное из гида можно узнать в нашем материале.
Автор фото: Юлия Сацук
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте