,
В последние десятилетия облик старой Самары претерпел серьезные изменения. Исчезли дома, а порой и целые ансамбли дореволюционной эпохи. Зачастую, на их месте возникали безликие жилые комплексы и офисные здания. Однако среди множества застройщиков находились и те, кто хотел не просто построить дом для личных целей, но и вписать своё детище в среду старого города.
Корреспондент ДГ Александр Двирнык собрал пять самых интересных новостроек Самары в историческом центре, а также поговорил о них с архитекторами и краеведами.
Дом на набережной
Где: Ленинградская, 2
Год постройки: 1996
Открывает список строение, расположенное в самом начале Ленинградской, на углу с улицей Максима Горького. Построенный в конце 90-х годов жилой дом из красного кирпича со сдержанной этажностью (6 этажей) может похвастаться наличием таких архитектурных элементов, как пилястры на верхних этажах, арочное оформление окон и башня на угловой стороне дома.
Несмотря на минимализм экстерьера, эта постройка вписывается в местный архитектурный ансамбль и радует глаз прохожих. Об этом, в частности, говорит самарский краевед Андрей Артёмов, отмечая при этом слабую черту архитектуры здания:
«Дом построен в 1996 году по проекту известного самарского архитектора Алексея Моргуна. Он хоть и несколько великоват по сравнению со сталинками улицы Максима Горького, но выглядит в разы солиднее и привлекательнее безликих «коробок», понатыканных близ волжского берега в XXI веке. Диссонанс, по моему мнению, в его внешний вид вносит пристрой, в котором размещается кафе. Он оштукатурен в светло-розовый цвет, слабо сочетающийся с кирпичной кладкой фасада».
Шестиэтажка на Ленинградской
Где: Ленинградская, 23
Год постройки: 1998
Этот дом находится между улицами Степана Разина и Куйбышева. У шестиэтажного многоквартирника нет ужасного остекления и сплошной обваливающийся штукатурки. Как и предыдущий призер, он был построен в 1990-е годы и тоже из красного кирпича.
Как и предыдущее здание на Ленинградской, этот дом — хороший пример того, как современная архитектура мирно и плавно вписывается в историческую среду.
«Смешные по нынешним меркам шесть этажей этого жилого дома вполне вписались в современный облик бывшей улицы Панской. Немного угнетает серый цвет первого и цокольного этажей, но будем считать это отсылкой к извечной самарской пыли. Также этому дому, на мой вкус, не хватает архитектурных деталей, на которых мог бы остановиться глаз. Но за небольшую высотность ему можно простить этот внешний аскетизм», — указывает самарский краевед Андрей Артёмов.
Лофт рядом с макаронной фабрикой
Где: Садовая, 137
Год постройки: 2015
Можно по-разному относиться к такой архитектуре, но этот дом весьма органично вписался в существующую застройку и не испортил общий облик улиц, чего нельзя сказать о его соседях. Так, в частности, рассуждает самарский архитектор Александр Авинов:
«Качественной современной архитектуры в Самаре мало, знаковые объекты XXI века можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них, несомненно, можно отметить восьмиэтажное офисное здание на Садовой, 137. Спроектировано группой архитекторов самарской проектной мастерской «РЕКОН» в популярном на сегодня стиле «лофт».
Соседство с одним из старейших зданий промышленной архитектуры Самары (паровым макаронным заводом Оскара Карловича Кеницера 1882 года постройки) во многом предопределило стиль восьмиэтажной вертикальной доминанты на перекрестке Садовой и Красноармейской.
Стиль «лофт» зародился в 40-х годах XX века в индустриальных кварталах Нью-Йорка, когда путём переоборудования чердачных интерьеров фабрик создавалось жилое или офисное пространство.
Основная концепция стиля — это сочетание старого и нового, разных архитектурных решений. Большие окна до пола. Аутентичный, индустриальный вид лофт-фасаду придают: серый или черный металл, белый грубо оштукатуренный и покрашенный бетон, красный кирпич, которые и составляют трио основных цветов; строгость и чистота линий; простота геометрических форм; большая площадь остекления, панорамные окна; минимальный внешний декор».
Также можно похвалить дом на Садовой за чистый фасад. Блоки кондиционеров и прочие технические детали спрятаны от глаз на задней части фасада.
Отсылка к филармонии
Где: Вилоновская, 27
Год постройки: 1998
Достойный пример современной архитектуры можно обнаружить неподалеку от площади Куйбышева. Угловое здание, построенное в 1998 году по проекту О.А. Горбатова и О.В. Хохловой-Королевой, привлекло внимание своим уникальным стилем, сочетающим черты современного зодчества и модерна.
На фоне стеклянного исполина, расположенного в соседнем квартале, этот милый «коротышка» кажется чем-то уникальным и самобытным для нашего города. Такого мнения придерживается самарский архитектор Дмитрий Храмов:
«С моей точки зрения, современная архитектура должна иметь и имеет гораздо большую палитру взаимодействия с исторической застройкой. Это не всегда пародирование старинных зданий, не всегда имитация исторических архитектурных стилей, я не поклонник такой архитектуры.
В архитектуре здания на Самарской чётко прослеживаются понятные аллюзии и отсылки к самарскому дореволюционному модерну, к образу филармонии, который там угадывается по окнам и фасаду. Основное достоинство постройки — пространственное акцентирование угла дома, который своей громоздкостью создает уличную доминанту. Использование мотивов самарского модерна, хоть и слишком напрямую, но в новом, переосмысленном виде, вызывает глубокое уважение к работе архитектора».
Галерея «Атриум»
Где: Ленинградская, 68
Год постройки: 1997
Завершается наш маршрут на всё той же улице Ленинградской. Из всех попавших в наш топ зданий галерея «Атриум» имеет наиболее печальную судьбу. Она начала зарождаться в качестве проекта ещё в прошлом веке, однако строительство до сих пор не завершено.
Экстерьеры уже позволяют нам оценить качество построек. Пусть комплекс смотрится гротескно на фоне более низкой застройки, он создает ощущение элитарности, как бы «возвышаясь» над всеми остальными домами улицы, чего кстати и хотел достичь сам автор идеи, предприниматель Михаил Косов:
«Самаре не хватает места, куда можно пригласить гостей из любого города, из любой страны и быть гордым за свой город. У нас некуда пойти и звездным туристам, и местным людям со вкусом и деньгами, негде и встретиться, скажем, губернатору с президентом. «Галерея Атриум» и должна стать таким местом, которое можно посоветовать человеку любого уровня и статуса».
Сама галерея «Атриум» состоит из четырёх зданий: итальянская башня (Ленинградская, 66), русский дом (угол Ленинградской и Молодогвардейской), английский дом (сразу за итальянской башей) и французский дом (ТЦ «Опера»).
Каждую из построек можно опознать по свойственным той или иной культуре деталям фасада. В проектировании принимала участие группа известных итальянских архитекторов — Рокко Маньоле, Лоренцо Кармеллини и Александро Мендини.
Автор фото на обложке: Елена Вагнер
Автор фото в тексте: Александр Двирнык
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter