Много воды, мало переходов

Самара в Индексе качества жизни в городах: спасает Волга, подводит износ сетей

 619

Автор: Редакция

.

,

ВЭБ.РФ и PwC опубликовали Индекс качества жизни в городах России, в который попала и Самара. Уровень жизни в целом у нас средний для России, но по отдельным показателям Самара опережает другие миллионники, а по другим очень сильно отстает.

Всего в Индексе учитывается более 200 показателей, среди которых и статистика, и результаты социологических и других опросов. Так, в разделе «Здоровье» есть статистические показатели смертности, а есть — самостоятельная оценка опрошенными объема съедаемых в день овощей (потребление больше 400 граммов овощей в день — один из факторов, положительно влияющих на здоровье).

Составители рейтинга отнесли Самару к группе «городов-космополитов» — крупнейших городов России с высоким уровнем сферы услуг и наличием у горожан «запроса на удовлетворение эстетических и нравственных потребностей».

В этой группе Самара по большинству показателей соответствует среднему уровню «космополитов». Но по некоторым показателям от него очень отличается.

Жилищные условия

Так, в разделе «Жилищные условия» Самара получила оценки хуже среднего. У нас существенно ниже стоимость квадратного метра жилья — 52-55 тыс. руб. (на первичном и вторичном рынках) против средних 66 и 64 тыс. С одной стороны, это означает большую доступность жилья, с другой стороны, может означать недостаток спроса или предложения для групп населения с высокими доходами. Либо эти группы у нас отсутствуют, либо тратят деньги в других городах — и то, и другое плохо. При этом средняя ставка ипотечного кредита в Самаре оказалась выше среднего по группе — 8% против 7,8%. А строят у нас меньше. Неудивительно, что арендная плата в Самаре оказалась относительно более высокой, чем в других городах: 44% от среднедушевого дохода при средних 34%. 

В Самаре катастрофический по сравнению с другими крупными городами износ коммунальных сетей: 76% против средних 48%

Доход  и работа

По разделу «Доход и работа» Самара в целом на среднем уровне. Мы опередили конкурентов по числу коворкингов и патентных заявок на население, но отстали по разнообразию вакансий.

Зато в Самаре ниже уровень безработицы: 4,4%, в то время как средний по группе «космополитов» — 5,8%

Здоровье

По разделу «Здоровье» в Самаре положение дел чуть лучше среднего — 52 балла по сравнению со средними 50. Самарцы, правда, плоховато питаются, и им хуже среднего доступны спортивные сооружения — в них не хватает места, и очень мало детей посещают спортивные секции. Выше среднего в Самаре смертность от онкологических заболеваний. Зато самарцы лучше оценивают собственное здоровье, а общая смертность и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний чуть ниже, чем в других крупнейших городах России.

Образование

Образование в Самаре оказалось лучше, чем в городах-конкурентах — 65 баллов против средних 59. 

В основном это заслуга высшего образования — его имеют 69% жителей от 25 до 64 лет против средних 64%. И большого количества творческих специальностей в колледжах — их наличие в городе составители рейтинга считают одним из важных факторов его развития. Также в Самаре оказался выше среднего некий «интегральный индекс качества образования Рособрнадзора», но что это такое, не поясняется.

Мобильность

Качество и количество всего, связанного с транспортом и дорожной сетью, — больная тема для самарцев, если судить по соцсетям городских служб — представлено в рейтинге в категории «Мобильность».

Общий показатель у Самары средний, но по некоторым параметрам город заметно выделяется. 

В лучшую сторону: по количеству направлений из аэропорта — 49 против средних 39. И по доле перевозок электротранспортом — 53% против средних 32%, видимо, за счет трамвайной сети. Отдельные баллы Самара получила за наличие «официального мобильного транспортного приложения». Видимо, имеется в виду «Прибывалка», хотя департамент транспорта Самары и открещивается от нее каждый раз, когда жители Самары демонстрируют экраны приложения в качестве доказательства отсутствия транспорта.

Зато полная катастрофа у Самары — с качеством подвижного состава электрического общественного транспорта. Средний возраст городских автобусов — 9 лет, средний по России (видимо, оценивались только муниципальные маршруты, потому что большинству коммерческих маршруток средние 9 лет никак не дашь). А вот средний возраст самарского троллейбуса — 34 года! (по другим крупным городам — 25 лет). Средний возраст трамвая — 20 лет (в других городах — 14). 

И в два раза меньше, чем в среднем по крупным городам, в Самаре плотность пешеходных переходов.

Качество среды в Самаре чуть лучше, чем в других крупных городах — спасает высокая доля озелененных территорий и водных объектов. Экология чуть хуже — подводит качество воды.

Полный список с показателями Самары можно увидеть здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter  

HYPER_COMM

comments powered by HyperComments

HYPER_COMM