«Наадя», Жванецкий, STIGMATA, DEREVO: концерты и спектакли этой весны, которые не стоит пропускать
589
Олдовый советский рок, кумиры Файна, пластика DEREVO и акустические чудеса от одного австралийского дядечки — Демиан Моргачев выбрал концерты и спектакли, на которые стоит сходить в апреле и мае.
~
«Наадя»
Вот не ждали, а прилетело. Одно из самых заметных явлений на независимой сцене России последних лет разжигало аппетиты местной продвинутой «наслушанной» братии то синглами, то всякими лайвами странного порядка.
Коллектив Надежды Грицкевич, действуя решительно и напористо, в короткие сроки стал одним из самых обсуждаемых и обожаемых. Ну, а чего? Голос у девушки есть. Конечно, не «убийца Земфиры», но Грицкевич другим берет. Редким сочетанием смысла, лирики и воздушных «ауральных» полотен, что так и тянут в омут с головой окунуться. Еще для тех, кто не в курсе: девушка эта ведет активную работу по созданию актуального звукового ландшафта России, записывая и коммуницируя со всей «поляной». То с группой «СБПЧ», то расщедрилась ремиксом на петербургскую группу Ifwe, также выступила вместе с группой «Браво» и исполнила свою версию песни Александра Вертинского «То, что я должен сказать». Только всех этих бриллиантов вы не услышите. Потому что «Наадя» будет петь новый альбом, горячий и чувственный. Но на этом все не ограничится. «Наадю» поддержат наши герои VLNY и Polly Wants.
Где и когда: клуб «Звезда», пятница, 17 апреля, 20:00
~
Авангардный театр DEREVO
Спектакль «Острова» (премьера)
Вот не зря говорят, что в Питере в конце 80-х прошлого, надо сказать, века что-то громыхнуло, да не слабо. И пошел плясать андеграунд по Невскому. Тут тебе и рок-н-ролл, и художники, и драма в гору пошла. Театр DEREVO тогда и появился. Абсурдные сюжеты, японское буто и клоунада, минимум слов, пластика и ультрасовременное положение тел в пространстве — все это будоражило питерских эстетов тогда да и сейчас не оставляет в покое широкие круги культурной общественности.
Всем этим балаганчиком заведует Антон Адасинский. Его спектакль «Острова» не новый, в 2003-м его номинировали на «Золотую маску». Крепыши с полотен Дейнеки миксуются на сцене с вирусологией Рене Магрита, дурацкая клоунада мнит себя первостатейными танцорами буто — в общем, оргия постпсихологии и любопытных жестовых воплощений.
Где и когда: Театр драмы, понедельник, 20 апреля, 19:00
~
Константин Никольский (рок)
Константин Никольский — редкий пример нашей рок-н-ролльной истории. Его песни с уважением ставят в эфир программные директора «Русского Радио», и их же можно услышать в подборке «Дискотеки 80-х». Забронзовелые рокеры чтят их своими ритуальными гимнами, даже домохозяйки нет-нет да пустят слезу об утраченной молодости под «Музыканта» или «Ночную птицу». Вообще хороших песен у Никольского — вагон. Он из тех, кому можно уже больше и не сочинять ничего. Потому что его нетленки из той породы, где старость — только украшение. Золотой фонд, в общем. Сам же Никольский совсем не похож на архивного персонажа. Отличное исполнительское мастерство, благородный ритм-блюзовый шарм, значительный опыт сонграйтерства и хитмейкерства.
Где и когда: ТЦ «Скала», ресторан «Максимилианс», четверг, 23 апреля, 20:00
~
ILWT
11 лет постоянных читок, корневой уличной лексики и смелого артистического нахальства. Уже аж пять альбомов на счету группы ILVT. Во как! И каждый расперчен цитатностью и растаскан по клочкам в Интернете. Самый последний на данный момент представляет собой ну совсем уж «ни дня без строчки» и напоминает их предыдущую работу «За всю Хурму». Композиции без башни, но с поучительным смыслом и ненавязчивым троллингом. Свой стиль команда определяет как «нью дичь». А уж сколько народу наприглашали эти деятели для записи — и не сосчитать. Бахыткомпотный капитан Вадим Юрьевич Степанцов, поэт Дмитрий Антиосов, группа «Йопт-шоу» и другие видные деятели разговорного жанра.
Где и когда: клуб «Звезда», суббота, 25 апреля, 23:00
~
Томми Эммануэль (гитара)
Он играет один, как целый ансамбль. Начинал с переосмысления в акустической манере Чета Эткинса и «Битлз», дошел до собственных композиций для гитары и голоса. На сцене один человек, Томми Эммануэль, его потрясающее умение извлекать звуки, петь и дарить полновесное струнное шоу. Профессионалы не дадут соврать — у него потрясающая техника. Пожалуй, один из лучших акустических гитаристов мира застолбил в самарской филармонии один вечерок. Вы тоже не теряйтесь.
Где и когда: филармония, среда, 22 апреля, 19:00
~
Евгений Гришковец «Шёпот сердца»
Театральный феномен Гришковца объяснять можно, но зачем? Как только всплыли его «Дредноуты», ни у кого из искушенных смотрителей Мельпомены не осталось никаких сомнений. Гришковец если не стал за эти годы нашей звездой театрального мейнстрима, то уж точно закрепился в этом статусе. И не эпатажем и куражом, а искренностью и человечностью. Его «хрупкий театр», особенно в нынешних жестких реалиях, на грани вымирания. А он действительно его редкий представитель. От его последней премьеры «Прощание с бумагой» прошло три с половиной года. Теперь маэстро прнивозит свою новую работу «Шёпот сердца», свою самую странную работу, в которой он сыграет длительные кардиодиалоги с неизменным экзистенциальным подтекстом.
Где и когда: Театр драмы, понедельник, 11 мая, 20:00
~
Спектакль театра ШПАМ
«Еврейский цирк»
ШПАМ завершает 6-й театральный сезон новой премьерой. Окрепшая в театральных сражениях непрофессиональная труппа берет еще один бастион.
На этот раз на сцене показательная история двух еврейских детей, оказавшихся волею судеб в подвале немецкого штаба. Юные свидетели июня 41-го окунаются в пучину библейских притч, где явь и вымысел сплетаются в историю Мордехая и Эстер, цирковых артистов-евреев. Этот пуримшпиль поставлен по одноименной пьесе Станислава Фурмана, известного в Самаре музыканта-провокатора, поэта и словослогателя.
Где и когда: ДК железнодорожников им А.С. Пушкина, воскресенье, 17 мая, 19:00
~
STIGMATA
STIGMATA — это довольно забавный сплав металкора, упорства и нешуточной энергетики. На счету их пять полновесных альбомов. К осени 2015 парни постараются и выпустят еще один мини-альбом. Кажется, что музыканты не вылезают из бесконечных туров. Но на то она и жизнь артиста, начавшего с самого дна, — беспечна, каверзна, трудна. Но питерские последователи сырого уличного звука не внакладе. И не унывают. Когда STIGMATA на сцене, стоять у бара и пробавляться «Жигулёвским» как-то даже странно. Потому что они — огонь.
Где и когда: клуб «Звезда», суббота, 16 мая, 20:00
~
Михаил Жванецкий
Он любит творчество АББА, волейбол и Сэлинджера, горячих раков, холодное пиво и старые одесские дворы. Его цитируют чаще, чем философов и послания президента. Его творческие акты не поддаются предугадыванию, как непостоянная весенняя погода. Это всегда импровизация на заданную тему. Заданная тема проста: текущая жизнь. Откуда столько задора и жизнелюбия? Жванецкий не только «дежурный по стране», это еще ее либерально настроенный интеллигентный юмор, ее обнаженные нервы и искрометная фирменная улыбка с надеждой на все хорошее… Плюс обязательный полный потертый портфель и обязательно полный зал.
Где и когда: Самарская государственная филармония, воскресенье, 17 мая , 19:00
~
THEODOR BASTARD
Этноэлектронщики из Санкт-Петербурга приезжают будить древних и новых звуковых демонов безупречным саундом и нездешними заговорами. Вообще, на территории Среднерусской возвышенности, пожалуй, это один из самых успешных примеров, когда столь странные сочетания «тёмных» экспериментов, «древнерусской тоски» и всяческих приключений с необычными инструментами дали превосходный результат. Про зарубежный шум я просто помолчу. Пять альбомов, как с куста, и отличная пресса. Вообще, THEODOR BASTARD — это прямой упрек всем тем, кто считает, что такая «странная» музыка в этой стране не пользуется успехом.
Где и когда: клуб «Звезда», воскресенье, 17 мая, 20:00
~
«The Beatles» глазами звезд московского блюза
Проект Левана Ломидзе и группы Blues Cousins «The Beatles» глазами звезд московского блюза — это практически мини-фестиваль, посвященный творчеству ливерпульской четверки. Одно имя Ломидзе — уже бренд. В Штатах его знают как умелого интерпретатора «старых традиций» Дельты, у нас — как заводного парня, «знающего толк». Плюс обойма музыкантов высокого исполнительского уровня рядом. Доподлинно неизвестно, что там за особый взгляд на ливерпульские дела родился у Ломидзе, но экспериментальный настрой все же предполагается. Не думаю, что вы услышите суперавангард, все будет в рамках приличия и заявленного стиля. Качественный блюз, разогретый до состояния плотного виски, а что еще надо, чтобы достойно провести майский вечерок.
Где и когда: филармония, четверг, 21 мая, 19:00
~
Therr Maitz (Антон Беляев)
Все-таки телевидение, как ни крути, вещь иногда полезная. Антон Беляев ворвался в обозримое пространство среднестатистического россиянина еще на шоу «Голос». Взорвал мозг своим кавером на Wicked Game. И понеслось. Полны залы ближнего и дальнего зарубежья. Везде приглашают, зовут. От великосветских тусовок до андеграундных закрытых пати. И его проект Therr Maitz сразу как-то встал на ноги. Хотя «музыка боевая» — это не про них. Therr Maitz — это, скорее, галантный образчик новой эстрады от Ёлки до Дорна. Фирменность подчеркивается еще неплохим английским слогом и стильными, выдержанными соул и джаз-эскападами совсем неманерного толка, которые могут звучать хоть со сцен ДК, хоть с подмостков европейских клубов.
Где и когда: ОДО, вторник, 26 мая, 19:00
~
«Мамаша Кураж»
Вот уже десять лет как СамАртовская «Мамаша Кураж» бьет не в бровь, а в глаз. Начиная с жюри «Золотой маски » и до зрителей европейских театральных фестивалей. По всем фронтам громыхнула. И гордиться здесь есть чем. Художественные достоинства постановки неоспоримы — от работы художника, за что спектакль и получил национальную премию, до неожиданных решений роли главной героини в исполнении Розы Хайруллиной. Швейк в юбке с трагическим лицом. С появлением новой примы спектакля Ольги Агаповой постановка заново обрела краски и ожила. Брехтовский ответ тем, кто решил «завтракать с чёртом», как никогда актуален.
Где и когда: театр «СамАрт», суббота, 30 мая, 18:00