ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

История строительства первой очереди набережной Волги в Самаре: фотографии, газетные заметки, архивные документы

 11 601

Автор: Андрей Артёмов

.





,

В 1957 году, как и в нынешнем, 29 июня выпало на субботу. К чему этот хронологический экскурс, спросите вы? Да к тому, что завтра вы можете день в день отпраздновать 67-й день рождения самарской набережной!

Да, 29 июня 1957 года в Куйбышеве произошло эпохальное для нашего города событие — в 18:00 состоялось торжественное открытие 1-й очереди волжской набережной.


Путь к открытию был долог и тернист. О том, как наш город обрел первый благоустроенный участок набережной Волги, мы вам сегодня расскажем.

Подошли к вопросу ее планомерного благоустройства в конце 1920-х годов. Тогда большая часть волжской набережной представляла из себя, как говорилось в справке горотдела коммунального хозяйства, «типичный размываемый берег с обрывистыми краями, ежегодно подступающий все ближе и ближе к береговым постройкам».

Ярко иллюстрирует эту проблему заметка от 16 мая 1926 года, в которой рассказывается о борьбе работников штамповочной фабрики № 3, находившейся на месте дома с адресом Максима Горького, 129, с половодьем.

Между тем, еще в начале 1890-х годов между нынешними улицами Некрасовской и Комсомольской, где находилась большая часть пароходных пристаней, была возведена подпорная стена. Подпорной стеной в 1900-х годах обзавелся и завод Альфреда фон Вакано. Почин, взятый при царизме, надлежало продолжить в советское время.

Вот заметка из газеты «Волжская коммуна» от 18 мая 1935 года. Превращение набережной Волги в украшение города и место отдыха планировалось совершить следующим образом:

— построить новые каменные подпорные стенки, которые на затоплялись бы даже в половодье;
— убрать с волжского берега ряд предприятий: котельный и лесопильный заводы и т.д.;
— ликвидировать застроенные деревянными лачугами поселки Щепновка и Афон.

И, что самое главное для нас,

«Расширенные набережные предполагается озеленить сплошным, непрерывным зеленым поясом от парка Культуры и отдыха до косы, а по Самарке — до железнодорожной станции.

Набережная должна быть превращена в культурнейший, санитарно здоровый уголок города, с большими спортивными пристанями, с кафе и ресторанами. Она будет с одной стороны ограничена непосредственно Волгой, а с другой — окаймлена красивейшими зданиями».


В сентябре 1936 года появилась еще одна заметка, посвященная благоустройству набережной Волги.

В ней, помимо всего прочего, упоминается архитектор, по проекту которого велись работы, — Владимир Никитич Бузин. Среди построенных им зданий — Дом авиаторов на улице Самарской, 148 и угловая секция жилкомбината трампарка (Мичурина, 8).


Обратите внимание на описание участка набережной под Струковским садом, он же Городской парк культуры и отдыха:

«Планом предусмотрена также посадка пирамидальных тополей вдоль нижней ограды парка. На месте деревянных беседок здесь вырастут 8 каменных террас с красивыми балюстрадами и 10 скульптурными фигурами, которые уже заказаны в Москве.

На железо-бетонных эстакадах над асфальтовой  мостовой улицы М. Горького поднимется высокий мост. Он соединит парк с бульваром. У моста на террасе будет летний ресторан».

Это описание мы проиллюстрируем рисунком архитектора Бузина. На нем присутствуют и мост, и скульптуры, и пирамидальные тополя.

Далее представлен общий вид проектируемой волжской набережной. Здесь мы обратим внимание на два момента.

Упомянутый выше мост (отмечен красной линией), соединяющий Струковский сад с набережной, являлся как бы продолжением улицы Рабочей.

Здание яхт-клуба, стилизованного архитектором Петром Щербачевым под корабль (синяя стрелка), перенесено за Вилоновский спуск, ближе к территории Жигулевского пивзавода.

Планы — это хорошо, но краеугольный камень реализации любого проекта — финансирование. В апреле 1939 главный архитектор Куйбышева Павел Андреевич Парамонов со страниц «Волжской коммуны» сообщал, что Совнарком СССР ассигновал на благоустройство набережной Волги 5 миллионов рублей.

В этой же заметке упоминаются спуск к Волге по улице Рабочей и перенос здания яхт-клуба, на тот момент — военно-морского клуба Осоавиахима. Обратите внимание, что проходившую вдоль берега Волги грузовую железнодорожную ветку демонтировать не решились, хотя она явно не вписывалось в новую рекреационную зону.


Но до начала Великой Отечественной войны приступить к строительным работам так и не успели. Вернуться к вопросу благоустройства набережной Волги городские власти смогли уже после победы.

Ниже представлено письмо  председателя Куйбышевского облисполкома Петра Сурина и 1-го секретаря Куйбышевского обкома Александра Пузанова председателю Совета Министров РСФСР Михаилу Родионову от 22 декабря 1948 года о необходимости создания в Куйбышеве благоустроенной набережной.

Лист справа — ответ товарища Родионова. Он дал строительству набережной Волги зеленый свет.

А вот самому Михаилу Ивановичу не повезло. В 1950 году он был расстрелян как один из главных фигурантов так называемого «Ленинградского дела».


Указанная в документах дата окончания строительства — 1950 год — была слишком оптимистичной.

Только проектирование первой очереди набережной Волги заняло пять лет. Оно велось с 1948 по 1953 год.

Главным архитектором проекта стал Николай Власович Подовинников. В интервью «Волжской коммуне» 10 октября 1953 года он сообщал:

«На постройку этого первоочередного участка новой набережной выделены средства в сумме 14 миллионов рублей. Выделены средства на подготовительные работы, которые развернутся в этом году, — приобретение механизмов, организацию подсобных предприятий, заказы облицовочных материалов и другие.»

Упоминается в статье и железнодорожная линия, которая, судя по описанию, проходила прямо по будущему пляжу:

«Железнодорожная линия к Жигулевскому пивзаводу и Куйбышевской ГРЭС переносится ближе к воде. Существующая бровка (обрыв к Волге) путем подсыпки земли также отодвинется к реке и будет укреплен подпорной стеной».

Проиллюстрируем наличие железнодорожной магистрали газетной заметкой от 23 января 1954 года.


Главной задачей строителей на этом этапе работ было создание подпорной стены:

«Высокая трехметровая подпорная стена вдоль всей набережной соединит старые, построенные еще до революции, подпорные стены — Пристанскую и Жигулевскую.

По всей стене, облицованной плитами из уральского гранита, пойдет красивая, литая из чугуна решетка».

Процесс строительства подпорной стены подробно описывается в газетной заметке от 3 декабря 1955 года.

«Сваи сейчас забиваются на последнем стометровом участке. Скоро — конец: уже рядом подпорная стена у Жигулевского завода,» — сообщала «Волжская коммуна».


Но зимой 1955-1956 годов последние 100 метров подпорной стены не доделали. Забивку свай здесь начали в мае, одновременно с установкой чугунного парапета.


Летом 1956 года началось озеленение центрального спуска к новой волжской набережной:

«На лестницах у Красноармейского спуска в цветочниках высажено 75 многолетних пальм. Скоро на этом участке будет уложено на склонах 900 квадратных метров дерна, осенью начнут посадки деревьев.

Намечается высадить 1200 деревьев четырнадцати пород — лип 30-летнего возраста, берез, елей, лиственниц, яблонь и т.д.».

Тожественное открытие первой очереди самарской набережной состоялось в субботу, 29 июня 1957 года.



В городской прессе хвалили причастных к этому радостному событию. Так, «Волжская коммуна» писала:

«Да, новая набережная — это детище всего города. Свой труд, вдохновенье, смекалку и любовь вложили в нее механизаторы, бетонщики и каменотесы мостопоезда № 417, литейщики заводов КАТЭК и 9-го подшипникового, создавшие чугунные решетки парапета, монтеры «Горсвета», зажегшие здесь золотые гирлянды лампочек Ильича, «зеленые строители» «Горзеленхоза», переселившие сюда из лесов и оранжерей сотни многолетних деревьев, тысячи кустарников и цветов.

Здесь — труд и нашего студенчества и тысяч горожан, помогавших в свободное время строителям».

В тот же период уже велась подготовка к строительству второй очереди набережной Волги, которая помимо благоустройства и озеленения еще и застраивалась парадными сталинками.

Ну а мы, прежде чем проститься с первой очередью самарской набережной, еще раз полюбуемся ею на фотографиях конца 1950-х — первой половины 1960-х годов.

Хотите узнать о самарских набережных еще больше? Тогда рекомендуем эти материалы «Другого города»:

Архивные фотографии Самары: набережная Волги 88 лет назад

20 эксклюзивных фотографий Волги, набережной и памятников архитектуры времен Самары купеческой

Самарская набережная и пляжи 1990-х в 23 фотографиях

Наталья Фомина о самом эпичном самарском половодье

Николай Тарасов о строительстве набережной, Самарской площади и крыльях Паниковского, которые должны были быть размашистее

Улица Максима Горького: от поселка Щепновка до Речного вокзала. Мельницы, казармы, элеватор и предок набережной

40 архивных фотографий Самары конца 1970-х годов: от набережной и Речного вокзала до Дома молодежи и Воронежских озер


Газетные заметки найдены краеведом Евгением Альмяшевым
Архивные документы предоставлены сотрудником СОГАСПИ Евгением Малинкиным

«Другой город» благодарит краеведа и писателя Владимира Николаевича Самарцева за предоставленные фотоматериалы.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте