Активисты «Зеленой лиги» выявляют недостатки новых ПЗЗ
806
Сегодня, в последнюю субботу марта, в 20:30 по местному времени наступит Час Земли. “Другой город” встретился с активистами общественной организации “Самарская Зеленая лига — Самарский СоЭС” Сергеем Осиповым и Мариной Романовой, которые занимаются экологическими проблемами Самары и области и проводят совсем не символические акции.
Мы когда-то прочитали в действующем Генплане Самары, что он предусматривает “развитие и благоустройство системы волжских набережных 4, 5, 6, 7 очереди с
организацией пешеходных связей по вновь проектируемым бульварам из глубины жилых застроенных территорий Советского, Промышленного и Кировского районов к волжским паркам, рекреационным центрам и пляжам” (пункт 4.2.7). Это замечательная идея — из глубины застроек этих районов, сделав широкие бульвары, дать городу доступ к Волге. Ведь начиная с Постникова оврага и до 9-й просеки выход к реке есть только через Загородный парк и по улице Советской армии.
Мы задались целью найти свободные городские территории, где по генплану можно было бы сделать бульвары до самой Волги или разбить парки, и проехали по всем самарским просекам.
С 9-й просеки еще можно выйти на Волгу, но ничего кроме узкой полоски дикого пляжа и пристани для малых судов вы не найдете. Дорога узкая, двухполосная, сделать бульвар можно будет, если снести построенные вдоль дороги коттеджи, но этого сделать никто не позволит.
7-я и 8-я просеки — фактически улицы с однополосной проезжей частью — для того чтобы машинам разъехаться, нужно выехать на тротуар. Эти улицы не расширялись с тех давних времен, когда по ним передвигались пешие дачники и немногочисленные владельцы персональных авто, они так и остались проселочными дорогами. 8-я просека выходит на Волгу, 7-я — тоже, но “Волга” в последнем случае — военный санаторий и создать бульвар там тоже не получится, с обеих сторон улицы зажаты высокими заборами.
И вот, наконец, между улицей Советской армии и 5-й просекой, проплутав по кривым и узким улочкам между новыми жилыми комплексами, которые лепятся друг на друга, где не осталось ни клочка зелени, мы нашли огромный пустырь площадью более 10 гектар — бывший овраг, выходящий к Волге, который активно засыпается грунтом.
И это место отлично подходит под решение тех задач, которые ставит генплан. На территории можно разбить парк, и пустить по нему бульвар параллельно улице Советской армии от улицы 22-го Партсъезда до самой Волги.
Мы вынесли это предложение на обсуждение в администрацию города и буквально через две недели узнали, что эта территория выделена некой фирме под высотную застройку. И овраг этот сейчас очень быстро засыпают, на спутниковых картах эти изменения еще не отражены, но они происходят буквально на глазах — леса со стороны НФС уже нет.
Аналогичная ситуация на 2-й просеке, где можно сделать бульвар от улицы Ново-Садовой до Волги через территорию заброшенного пионерского лагеря им. Ляпидевского — можно сказать, готовый парк, в пяти шагах от перегруженного Загородного. Но выяснилось, что овраг рядом с заброшенным лагерем активно засыпается и вся территория будет застроена коттеджами, а в план землепользования и застройки (далее по тексту ПЗЗ) вносятся предложения об соответствующем изменении зонирования территории оврага с зоны природных ландшафтов на зону застройки индивидуальными жилыми домами.
Сейчас действуют ПЗЗ 2001 года, они не идеальные, и городу нужны новые правила, потому что это — план стратегического развития города. Город куда–то должен расти, должны строиться и расширяться дороги, развиваться социальная инфраструктура. При этом должен быть сохранен (а в нашем случае создан) рекреационно-экологический каркас города. Это одна из важнейших целей Плана землепользования и застройки.
В начале года проводились публичные слушания по поводу внесения изменений в действующие ПЗЗ, но по результатам правила отклонили и вернули на доработку.
Вносить изменения в ПЗЗ в том виде, в каком их предложили разработчики, было нельзя и дело тут не только в зонах рекреации. К примеру, практически все дачные массивы в черте города предложено преобразовать из зон дачного хозяйства и садоводства, в зоны индивидуального жилого строительства. Чем это грозит?
Ну, во-первых вырастут налоги на имущество, потому что разница в кадастровой цене между землей садового участка и землей под ИЖС существенная, и не все смогут расплатиться, тем более, что для садовых земель и строений на них существуют налоговые льготы. Например, строения до 50 кв.м. вообще не облагаются налогом на имущество.
Во-вторых, зонирование предполагает использование земли определенным образом. Если вы владеете землей для ИЖС, но за три года ничего не возвели, то формально вы используете землю не по назначению, и при наличии интереса, у вас эту землю можно изъять на законных основаниях.
При работе над новым ПЗЗ нашли странный объект — широкую дорогу от пересечения Волжского шоссе и улицы Демократической через лес и старый дачный массив в сторону Горелого хутора. И никто так и не смог объяснить, кому и зачем нужна эта новая дорога в никуда. Пробки у нас в другом месте собираются.
По проекту ПЗЗ, многие зелёные территории снова после 2001 года выделены в рекреационные зоны и это хорошо. Но много существующих лесных территорий также оказались в зонах, предполагающих вырубку и застройку.
Дубовая роща на улице Солнечной — фрагмент естественного леса — островок природы среди пыльного города. Здесь живут белки и различных видов птицы. Местные жители и школьники (рядом находится школа) с удовольствием гуляют здесь, подкармливают обитателей рощи и даже сами наводят порядок, убирают мусор. Естественно, они хотят сохранить эту дубовую рощу, ведь таких мест в Самаре почти не осталось.
Часть дубовой рощи оказалась в собственности, переходившей из рук в руки несколько раз, и сегодняшний собственник смотрит на эту землю как на участок под высотную застройку. По сегодняшним ПЗЗ это зона природного ландшафта (Р3) и строить там нельзя. Но разработчики проекта решили зонировать эту территорию по-новому — зоной размещения объектов оздоровительного отдыха и туризма (Р5). А потом и вовсе решили определить под перспективную застройку (Ж7). Возникает вопрос: на каком основании? Выходит, интересы бизнеса ставятся в приоритет интересам жителей города?
В парке Молодежном всё-таки решили выделить зону под строительство Дворца Единоборств (О7), несмотря на протесты жителей. И решение суда, которого добились защитники парка и которое признаёт на сегодняшний момент парк полностью в зоне Р2, не мешает. Ведь это будут уже новые Правила и жителям по-новому нужно идти в суд.
Или, например, озеро Гатное в Куйбышевском районе, которое является уникальным памятником природы. Предлагается зонировать эту территорию как зону перспективной застройки. Не нужно быть специалистом, чтобы взглянув на снимок со спутника понять, что никакой перспективы застройка этого уникального памятника природы не имеет. Разве что создаст очередную экологическую катастрофу.
Еще одна характерная черта этих ПЗЗ — то, что они легализуют незаконное строительство в зоне рекреации, в том числе в лесных массивах.
Лесной кодекс РФ предоставил возможность брать в аренду на 49 лет участки леса и строить там временные сооружения, обеспечивая доступность территории для людей. И вот арендаторы строят себе “временные” коттеджи и таунхаусы, “временные” бетонные заборы трехметровой высоты, как, например, в Дубовой роще Студеного оврага, а это памятник природы и там дубы растут по 300 лет. И теперь нам в ПЗЗ предлагают эту территорию зонировать, как зону индивидуального строительства по факту, вместо того, чтобы обязать нарушителей (по многим из которых уже имеются судебные решения о сносе) снести свои “времянки” и рекультивировать арендованную территорию.
Одновременно, по проекту ПЗЗ выделяются многочисленные лесные участки занятые старовозрастным лесом под “рекреационно-оздоровительную деятельность”, но на примерах бывших пионерских лагерей, турбаз и домов отдыха мы видим как лес вырубается, строятся таунхаусы и коттеджи, а далее — в проекте ПЗЗ или через публичные слушания — лесная земля преобразуется в зону индивидуального строительства. Причём некоторые застройщики даже заранее выделяют коттеджи и землю вокруг них в отдельные кадастровые участки, чтоб будущим хозяевам легче было поделить территорию!
Часть незаконно возведенных объектов проект ПЗЗ предлагает легализовать и в городских парках и скверах — среди них постройки в дубовой роще у перекрестка улиц Димитрова и Стара-Загора, на Воронежских озёрах и в парке Молодёжном.
ПЗЗ — это не догма, те же депутаты после проведенных слушаний могут вносить изменения, и они уже активно пользуются этим правом, внося изменения в действующие ПЗЗ-2001.
Так 12 мая состоятся слушания о выделении ещё двух огромных зеленых территорий на 3 просеке (площадью 1,5 гектара и выходящих к Волге) в зону некоммерческой застройки. Предлог благовидный — строительство центра по работе с одаренными детьми, но разве для этого обязательно вырубать последние зеленые участки города в тех местах где они жизненно необходимы?
Главная беда в том, что за всем этим не просматривается стратегия развития города. Город скоро просто задохнется в транспортных пробках и выхлопных газах. Много красивых слов написано в генплане и в стратегии “Самара 2025”, в том числе о создании рекреационно-экологического каркаса города и развитии транспортной инфраструктуры. Но возникает вопрос: как и кем они будут создаваться, если все вокруг будет застроено?
При работе над статьей использовались фотоматериалы «Зеленой Лиги». Самостоятельно ознакомиться с действующий ПЗЗ и новым проектом можно на муниципальном геопортале Самары.