Один из трех богатырей северной части Самары
5 957
Сегодня речь пойдет о районе Самары, который не так далек от «цивилизации» как Красная Глинка, но не так близок как Мехзавод. Оттуда родом факел, в котором бушевал Олимпийский огонь, по соседству с ним могла быть построена Жигулевская ГЭС. Встречайте — поселок Управленческий.
История поселка Управленческий начинается в 1937 году. Именно тогда Совнарком принял решение построить крупнейшую в мире ГЭС в районе Жигулевских ворот. Как бы изменилась новейшая история Самары, если бы это проект был осуществлен — остается только гадать. Но, как мы знаем, ГЭС построили значительно позднее и несколько выше по течению Волги. Однако на первых парах работа по возведению плотины близ Самары кипела.
Такое грандиозное строительство требовало тысяч рабочих рук и в распоряжении государства эти руки имелись, поскольку на дворе стоял 1937 год. Заключенные за три года успели построить комплекс управления Куйбышевским гидроузлом и поселок при нем. А потом началась война и строительство было оперативно свернуто. Но ведь вся промышленность, в том числе и военная, нуждается в электричестве как в воздухе. Почему же строительство крупнейшей в мире ГЭС было полностью заморожено? Существует несколько версий:
Первая гласит, что в ходе геологических изысканий в Сокольих горах было обнаружено большое количество карстовых пустот, что делало строительство здесь весьма рискованным. Однако не совсем ясно, почему же те самые изыскания не были произведены до начала строительных работ.
Согласно второй, вся эта затея с ГЭС была лишь хитроумным прикрытием для переброски сюда эвакуированных заводов. Первый из них прибыл в поселок Управленческий летом 1941 года из Киева, в ноябре к нему добавился еще один — из Москвы. На их базе был образован завод им. Кирова №145. Во время войны это предприятие производило турельные установки для авиационных пулеметов, зажигательные баки, кассеты для бомб, понтоны для переправы техники и гильзосборники. Прямо скажем, не самое секретное производство, ради которого стоило бы разыгрывать спектакль с постройкой ГЭС.
Третья версия самая простая и, на мой взгляд, самая убедительная. Всех заключенных, работавших на возведении ГЭС, перебросили на строительство заводов Безымянки, логично посчитав эту задачу первоочередной.
(Первые многоквартирные дома в поселке).
В сухом остатке остался построенный поселок, за которым так и закрепилось название Управленческий в память о том, что здесь должно было располагаться управление Куйбышевской ГЭС. Новым этапом его развития стал 1946 год. Тогда на базе завода №145 им. Кирова был образован Государственный Союзный Опытный завод № 2 Министерства авиационной промышленности СССР. В его задачу входила разработка авиационных турбореактивных, турбовинтовых и жидкостных ракетных двигателей.
Помогать в переориентировании производства на новый лад русским инженерам должны были их немецкие коллеги, которых стали насильно переводить в СССР для «обмена опытом». Для их расселения стали в спешном порядке освобождать имеющийся жилой фонд и строить новые дома по финскому образцу — на две семьи с приусадебным участком. В Самару первые немецкие специалисты прибыли 31 октября – 1 ноября 1946 года. До и во время войны они работали в фирмах Юнкерс, БМВ и Аскания. Многие из них приезжали с семьями, для детей была организована отдельная школа, педагогами в которой были немцы, а административные должности занимали русские. Условия быта и оплата труда немецких специалистов были весьма неплохими. Например, их оклад был в 1,3-2 раза выше, нежели у русских рабочих. За что, правда, приходилось расплачиваться жестким гласным и негласным контролем со стороны соответствующих органов.
(Одна из первых цветных фотографий Куйбышева. Автор – Гюнтер Шпор).
Отношения между русскими и немцами сначала были весьма напряженными, однако с течением времени стали более дружественными. Хваленая немецкая работоспособность имела место на производстве, но, по свидетельствам очевидцев, были и те, кто работал спустя рукава.
К 1950-му году на заводе были заняты 755 немецких специалистов. В том же году началось их постепенное перемещение на другие предприятия СССР, а в 1953-м последняя группа немецких специалистов покинула самарскую землю.
В мае 1949-го года произошло знаковое для поселка Управленческий событие — директором завода был назначен Николай Кузнецов. Выдающийся конструктор и дважды герой социалистического труда внес огромный вклад и в развитие социально-культурной инфраструктуры поселка. С течением времени Управленческий обзавелся джентльменским набором каждого уважающего себя призаводского района.
На сегодня комплект выглядит так:
— Дворец культуры «Чайка». Близ него находятся два памятника — стела в честь воинов Великой отечественной войны и бюст Николая Кузнецова (последний установлен совсем недавно, в 2011 году).
— Кинотеатр «Космос», открытый в 1962 году. Второй широкоформатный в области.
— Стадион «Чайка» со всей сопутствующей инфраструктурой, построенный в 1967 году. А также лыжная база с одноименным названием.
— Парк «Юность». Ныне — сквер Кузнецова.
— Ну и, конечно, детские сады, больницы, профилакторий и школы.
Последних, к слову, в поселке три штуки, а для любителей эстетики есть лицей философии планетарного гуманизма. Звучит, согласитесь, красиво. Кроме того, в отличии от большинства окраинных районов города, Управленческий может похвастаться наличием на своей территории вузов, а именно филиалов СГАУ и САГМУ.
Нельзя не сказать пару слов о топонимике поселка. По традиции некоторые центральные улицы названа именами революционеров, ни разу не бывавших в нашем городе, а именно Сергея Лазо и Виктора Ногина. Но нашлось место и для креатива — улицы Парижской коммуны и 8 марта. На самом севере поселка, в частном секторе соседствую улицы Визбора и Коралловая. Когда то, до начала 1960-х годов, в поселке Управленческий имелась улица под названием Школа ГУЛАГа (ныне — Зеленая). Но, помимо всего вышеперечисленного, поселок Управленческий обладает двумя достопримечательностями, которые известны огромному количеству жителей города – это «вертолетка» и здравница.
Первая знаменита прежде всего тем, что с нее открывается прекрасный вид на Волгу и правобережье. Также «вертолетка» — место притяжения свадебных кортежей.
Ее история началась еще в царские времена. Здесь осуществлялся сплав леса, а само место называлось Савина поляна. В качестве вертолетной площадку стали использовать с конца 1940-х годов (директору завода полагался личный вертолет). Помимо всего прочего, с «вертолеткой» связана еще одна интересная история. Именно под ней, на подземных складах Николай Кузнецов спрятал часть изготовленных его заводом двигателей НК-33. Двигатель этот предназначался для ракеты Н1 («Царь-ракета»), которая должна была доставить на Луну первого советского космонавта. Однако лунная программа в силу ряда причин была свернута, а самарские двигатели должны были быть утилизированы. Они были явлены миру спустя 25 лет после своего подземного заточения, в 1992 году. И практически сразу же были куплены американской компанией Aerojet по цене 1 миллион долларов за штуку. Заокеанские ракетостроители долго удивлялись простоте и гениальности российского изобретения, которое четверть века пролежало на подземном складе.
Здравница. Сколько тысяч советских людей поправляли в ней здоровье, сколько доморощенных сталкеров и просто любителей активного отдыха исследовали ее развалины — не сосчитать!
Строительство санатория «Красная Глинка» (официальное название здравницы) было начато в 1933 году. По легенде место это невольно выбрал всесоюзный староста Михаил Калинин. Проплывая на пароходе он отметил, что здесь неплохо бы было построить дом отдыха… Завершилось строительство в 1935 году. Имя архитектора до сих пор остается неизвестным. Санаторий был весьма велик – шесть корпусов высотностью в 8 этажей. Но судьба отвела санаторию «Красная Глинка» полвека жизни. Здание ветшало, начались просадки грунта и, как итог, в октябре 1982 года он был закрыт. Одновременно с этим был открыт новый корпус санатория в поселке «Южный», который функционирует и по сей день.
Дальнейшая судьба непосредственно здравницы печальна. Время и антропогенные факторы ухудшали ее состояние. Несмотря на протесты общественности, в 2012 году здравница была исключена из списка объектов культурного наследия. На сегодняшний день архитектурный ансамбль практически полностью уничтожен.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте