История Дома промышленности, который отдают за долги «Крылышек»
8 543
Вчера стало известно, что два миллиарда рублей долга футбольного клуба “Крылья Советов” перед Новикомбанком областные власти планируют погасить за счет передачи в частные руки здания самарского Дома промышленности (Куйбышева, 145), заложенного по этому кредиту. По планам областных властей Домпром будет передан татарскому холдингу “Унистрой”, которые в ответ закроют обязательства “Крылышек” перед банком.
Мы решили воспользоваться моментом и вспомнить историю этого легендарного места еще с конца XIX столетия. Уж больно жирным и прибыльным казалось оно властям с момента своего появления на карте. Здесь сошлись в одном сюжете и суровое черно-белое порно, и соборное православие, и футбол, и велики, и дирижабли.
Не секрет, что место, на котором был возведён Дом Промышленности, привлекало жадные взгляды с первых десятилетий превращения Самары в нормальный губернский город. С одной стороны — банки, рестораны и гостиницы, с другой — Струковский сад, а это значит, что проходимость большая и весь прогуливающийся люд неизбежно смотрит в твои окна.
Именно здесь на рубеже столетий появился первый в Самаре кинотеатр-биоскоп. Назывался он “Электротеатр” и представлял из себя деревянный сарай, обклеенный афишками. Чуть позднее (уже в 1907 году) тамбовский мещанин Матвей Финк открыл на этом же месте первый в Самаре…. порнокинотеатр, легендарный самарский “эротический биоскоп”, где всего за рупь любой самарец мог посмотреть свежие ленты в жанре silent exploitation — “Морфинист”, “Жертва алкоголя”, “Авиатор и жена журналиста”. Говорят, здесь регулярно встречали с дамами даже печально известного городского голову Сергея Постникова.
Еще на этом квадрате был первый в Самаре велодром и первый велосипедный клуб, где каждый его участник мог починить своего двухколесного коня и пообщаться с другими прогрессивными хипстерами времен Николая Второго.
С приходом первой советской пятилетки новые властители города решили полностью изменить старое мещанское гнездо, стерев из памяти современников все прежние маркеры. Улица Советская (так называли с 1918 года улицу Дворянскую) стала улицей Куйбышева, Алексеевская — Красноармейской, а Струковский сад — парком культуры и отдыха имени Горького. Квартал между Куйбышева и Фрунзе, Красноармейской и Толстого, который много лет принадлежал купцу Журавлеву, было решено снести к чертям и построить на его месте большой, многоэтажный и бесконечно монументальный Дом промышленности размером в целый квартал.
Камень, стекло, металл — как это любили делать конструктивисты.
Чтобы оценить масштабы, напомним, что очень похожий план по строительству Дома промышленности был принят в те же самые годы в Екатеринбурге. 34-этажный стеклянный небоскреб, на крыше — посадочная площадка для дирижаблей.
Конструктивисты были парни простыми и лаконичными, но дюже пафосными.
Разумеется, никто этот свердловский Дом промышленности так и не достроил. После пожара где-то на уровне пятого или седьмого этажа стройка остановилась и была доведена до ума только после войны. Нечто похожее случилось и в Самаре, застроить “промышленный” квартал по плану архитектора Сухова и инженеров Ашитко с Клочковым так никто и не успел. Краеведы-оптимисты говорят, что это исключительно заслуга домика Клодта — мол, не поднялась рука у иродов снести этот сказочный заповедный теремок. Краеведы-пессимисты уверены, что теремок тут не при чём — просто строителям не хватило ресурсов. Плюс к концу первой пятилетки конструктивисты окончательно впали у режима в немилость и строить гигантские фабрики-кухни стало внезапно некому.
Про ресурсы поверить не сложно, если вспомнить, что строился самарский Домпром (внимание!) из камней разрушенного на нынешней площади Куйбышева Кафедрального Собора Христа Спасителя. Строился-строился и не достроился. В его нынешнем виде Дом Промышленности явился миру только во второй половине 60-х, когда за его реконструкцию взялся великий (мы почти без иронии) городской архитектор Алексей Моргун.
С тех пор здание считалось культурным наследием регионального масштаба и памятником конструктивизму (наравне с Фабрикой-кухней), поэтому постоянно находилось под защитой у государства. А если точнее — под защитой ГУП (Государственного Унитарного Предприятия) “Эксон”, которое занимается эксплуатацией и сдачей в аренду областной недвижимости. “Эксон” неоднократно пытался Домпром продать, причина для этого была очевидная и далеко не самая хищная.
В здании (все еще остающимся офисным) по сей день деревянные перегородки, что делает его одной из самых пожароопасных построек Самары. Пока у Домпрома не появится хозяин, никто не сможет этот газенваген перестроить и его перегородки заменить. Летом прошлого года журналистам стало известно, что здание наконец было включено в список объектов, доступных для приватизации. Потом стало известно, что его оценили, для начала, в 560 млн. рублей и все стали с интересом ждать, кто же его попытается выкупить и оприходовать.
Ведь невооруженным глазом видно, что здание интересное, место — козырное, хочешь торговый центр мути, хочешь — офисный, но только есть некоторые проблемки. Во-первых, ремонт, который влетит новому хозяину, мягко говоря, в копеечку. Во-вторых, получение целого пакета разрешений на этот ремонт (если даже внутри можно будет полностью всё снести, то исторический внешний облик никто калечить все равно не даст). В-третьих, отсутствие какого-либо места для парковки, что по нашим временам уж совсем труба.
Что теперь будет делать с этим сокровищем казанский «Унистрой» пока непонятно. Может, порно в нём крутить начнёт. Или золотой дирижабль на крышу поставит. Дело, как говорится, хозяйское. Поживём — увидим.
Автор: Вадим Кузнецов