СТРОГО 18+

Московский кинофестиваль глазами Виктора Долонько. День второй

 1 174

Автор: Редакция

.

,

ДГ продолжает публиковать репортажи культуролога Виктора Долонько с 37-го Московского международного кинофестиваля. Сегодня речь пойдет о втором дне фестиваля, картинах конкурсной программы и откроется тайна «фильма-сюрприза», который действительно не может не оставить равнодушным даже искушенного во всех смыслах киномана. 

Второй день Московского кинофестиваля. Первый полноценный день с множеством фильмов, с необходимостью делать выбор, куда идти, куда не идти. Мне удалось отсмотреть 6 картин. Такая моя норма на Московском фестивале. Пять — это я недорабатываю, семь — я себя перетруждаю! А шесть — это абсолютная норма. Могу сказать, что обошлось без шедевров, но каждый из фильмов, который я посмотрел, в той или иной степени знаменательны.

За гранью дозволенного. Эротика в 3D-формате. «Любовь» Гаспара Ноэ

Начну с самого конца. Самое любопытное из того, что мы вчера посмотрели, это “фильм-сюрприз”. Открылись все тайны: кино, которое показал нам директор Московского кинофестиваля, это фильм Гаспара Ноэ “Любовь”.

Фильм-провокация, который был в программе Каннского кинофестиваля, совершенно откровенное высказывание о любви. Я могу сказать, за гранью дозволенного, потому что речь идет не столько о каких-то философских представлениях, сколько речь идет о решении проблемы, что такое любовь, что такое секс во время влюбленности и так далее.

Программа, которую российский зритель, по крайней мере в самом ближайшем будущем, все равно не получит возможность посмотреть, потому что там есть все, что, по мнению нынешних идеологов культуры, у нас смотреть нельзя. Начиная от всевозможного секса вдвоем, втроем, лесбийского, с трансвеститами, с использованием восточных практик и так далее.

Вообще, картина любопытная своей провокационностью, но я не могу сказать, что это Рио-де-Жанейро и я скорее соглашусь с Кириллом Разлоговым, который, кстати, настоял на ее показе Московского фестиваля, который сказал: “Я этот фильм в Канне проспал!”.

Фильм поставили на час ноль часов, ну и в конечном итоге он в полтретьего завершился. Можно было смотреть, можно было не смотреть, но как высказывание он очень любопытен. Если говорить стилистически, то мне это вообще говоря напомнило “Последнее танго в Париже”. Разница заключается лишь в том, что там все-таки о любви рассуждали один мужчина и одна женщина и там была еще проблема разницы в возрасте. Но по напряжению, скорее по стилистке, фильмы очень напоминают друг друга. Но, разумеется, это не касается самого уровня работы Бертрана Бертолуччи и “Любви” Ноэ, это необходимо подчеркнуть.

Почему его так странно показывали, Разлогов вчера объяснил. Продюсеры фильма так и не сумели отрегулировать правовые отношения с авторами музыки, и поэтому они давали этот фильм только с двумя условиями — чтобы на нем не было категорически людей младше 18 лет и что этот фильм нельзя было показывать, продавая билеты, только бесплатный показ. Поэтому сделали бесплатный показ для тех, у кого аккредитация гостей фестиваля.

377592.jpg-c_640_360_x-f_jpg-q_x-xxyxx

«Реальность» Квентина Депье

Если говорить об объявленных заранее фильмах, то, конечно же, номер один, он всегда номер один — это фильм-открытие программы Петра Шепотинника “Восемь с половиной”. В этот раз он взял фильм “Реальность” француза Квентина Депье, человека, который начинал как очень талантливый фотограф, а потом принялся снимать разного рода игровые картины. Эта картина — манифест. Для тех, кто любит французскую комедию, можно с уверенностью сказать, она никуда не делась, она не умерла, она жива.

Тем, у кого французская комедия ассоциируется с Пьером Ришаром и Луи де Фюнесом, просьба не беспокоиться, к ним эта картина никакого отношения не имеет и боюсь, вам она не понравится. А вот заядлым кинеманам-синефилам — это их картина. Они могут взять под ручку своих знакомых психотерапевтов, специалистов гештальт-терапии и идти на этот фильм, потому что это очень озорная пародия на разного рода доставучие кинематографические концепции. Доставучие в адрес зрителей, которые приходят на этот фильм, и доставучие психотерапевтические методики, которые с той же степенью начинают раздражать людей, которые 10-20 лет назад восприняли беседу с психоаналитиком как жизненный выход вот в этом достаточно сложном, очень динамичном и очень агрессивном в отношении человека мире.

Сюжет чрезвычайно простой. Я думаю, что эту картину любители кино в той или иной степени увидят, в сетях она появится наверняка. Телевизионный оператор по имени Джейсон мечтает снять собственный фильм, фантастический фильм ужасов, и за этим приходит к состоявшемуся и состоятельному кинопродюсеру, и тот ставит условие — он готов продюсировать его фильм, если Джейсон сумеет вмонтировать в картину крик боли, за который этот продюсер сможет получить “Оскар”. Вот здесь начинаются мучения оператора.

Фильм блестяще совершенно сделан и организован. Не очень длинный, не очень доставучий, и вообще просто стоит его посмотреть. В качестве музыкальной дорожки Депье нашел старую пластинку 70-х годов замечательного композитора Филиппа Гласса. Этот диск интересен сам по себе и это еще один манок, который украшает “Реальность”.

Alain-Chat-dans-Realite-de-Quentin-Dupieux

«Урок» соцреализма болгарских режиссеров

Совершенно неожиданно для себя я попал вчера на болгарский фильм “Урок”. Откровенно говоря, здесь я пошел за толпой, которую возглавлял легендарный российский теоретик кино, бывший директор музея кино Наум Клейман.

Я пошел на открытие программы болгарского кино, которая посвящена 100-летию снятия первой игровой картины Болгарии.

Фильм называется “Урок”. Режиссеры фильма Кристина Грозева и Петер Вылчанов. И тут выяснилось, что пошел не зря по разным причинам. И определенный детектив с попаданием этой картины на Московский кинофестиваль связан с тем, что она должна была быть в программе основного конкурса фестиваля в прошлом году, но не попала, потому что ее перехватил фестиваль в Сан-Себастьяне, где она получила приз Kutxa.

Вообще говоря, для любителей кино вокруг этой фразы можно создать отдельный пост. Московский кинофестиваль, который позиционирует себя как фестиваль класса “А”, не получает наших ближайших духовных братьев из Болгарии, потому что какой-то фестиваль, пусть и уважаемый, но класса “Б” в Сан-Себастьяне умудряется ее перехватить! Это сюжет для отдельных рассуждений, но факт оказался фактом.

Это очень добротная картина. Это очень добротная психологическая драма. Героиня этой драмы, молодая учительница, должна в одиночку противостоять вызовам общества и вызовам времени, потому что ее абсолютно никчемный муж-неудачник пропивает все деньги, которые она умудряется заработать. Ее отец отказался от нее, ее коллеги по работе в самый напряженный для нее момент ее бросают, и вот в этой ситуации она всем противостоит. Это очень интересное психологическое кино.

Единственно, тем моим коллегам и товарищам, которых совершенно достала эстетика социалистического реализма, они на это кино могут не ходить. Потому что это абсолютная традиция 60-х 70-х годов, психологических драм как в отечественном, так и в зарубежном кино. Но фильм очень добротный и я совершенно не зря потерял много времени.

6042

“Москва никогда не спит”. Под маской комедии

Еще один фильм-провокация, о нем я хочу сказать особо. Ирландский режиссер Джонни О’Ралли, который в свое время окончил Тринити-колледж в Дублине, где учился по специальности “Философия и русский язык”. В 2006 году после всяких жизненных перипетий он поселяется в Москве. Здесь он постоянно живет и работает как сценарист и как кинорежиссер, который снимает уже четвертый фильм. Правда, только второй полнометражный. Снимает с большой любовью.

Фильм называется “Москва никогда не спит”. Что я на самом деле увидел, достаточно сложно. И достаточно сложно определить жанр. Здесь, наверное, нужно сделать очень короткое отступление. Вопрос читателю: видел ли он фильм Юрия Быкова “Дурак”? Это замечательное кино необходимое для просмотра всем российским чиновникам. Вот как возникает у чиновника иллюзия, что я пришел и призван к тому, чтобы сделать вашу жизнь лучше, он сразу должен смотреть фильм “Дурак”. Дураком там называется нЕ чиновник, а как раз персонаж, который в одиночку решает бороться за справедливость. Он не имеет к чиновникам никакого отношения, но для того, чтобы чиновники увидели, до какого состояния они своими “праведными” трудами довели страну, им надо смотреть это фильм каждый день.

Фильм “Москва никогда не спит” более мягкий вариант “Дурака”. там не таких жестких ситуаций, в который Юрий быков обращает своего героя. Здесь все значительно мягче. Более того, здесь все сопровождено знакомыми многочисленными лицами популярных vip-актеров. Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Алексей Серебряков, Алена Бабенко, Елена Сафонова, кого там только нет. Но это взгляд человека, который приехал откуда-то, полюбил страну и с горечью смотрит, до чего эта великая страна с великим и очень терпеливым народом доведена, этот фильм надо смотреть каждому.

Увидим мы его в прокате? Совершенно очевидно, не увидим. Удастся кинолюбителям найти лазейку, благодаря которой удастся посмотреть “Москва никогда не спит»? Думаю, что удастся.
Этот фильм, на мой взгляд, обязателен к просмотру. Он рядится под маской комедии, но это фильм-тест. Если ты хоть раз улыбнулся, смотри еще раз, видимо, ты что-то не понял. Фильм очень жесткий и интересный.

«Гонка на вымирание». Конкурсный показ документального кино

Начались конкурсные программы. Они начались в конкурсе документального кино американской лентой “Гонка на вымирание”. Этот фильм снял человек, которого зовут Луи Сайхойос. Это очень известный фотограф, который снимает дикую природу, директор Общества охраны природы. Человек, который в 2009 году снял свою первую полнометражную документальную картину “Бухта” и получил за нее около 70 наград, включая “Оскара” за документальное кино.

Сайхойос представил свою ленту “Гонка на вымирание”. Это фильм о том, как мы своими руками доводим планету до гибели. Чудесная новелла о том, как все-таки, несмотря ни на что, удается предотвратить в отдельном месте предотвратить эту гибель. Новелла о том, как активисты Общества охраны океана убеждают индонезийских рыбаков прекратить вылов морских дьяволов и предлагают с помощью грантовых денег и денег правительства Индонезии превратить место для промышленного отлова морских дьяволов в место, популярное для западных туристов, которые приносят туда деньги на развитие региона.

Чудесная лента и абсолютно пессимистичная. Потому что с одной стороны удается победить индонезийских рыбаков, плохо организованных и не имеющих доступов к соответствующим ресурсам, а с другой стороны это новелла, которая говорит о беспощадном уничтожении планеты с помощью добычи природного топлива, нефти и газа. Она сделала наметками, штрихами, эскизно по одной простой причине. Режиссер как бы говорит: «Ребята, я не мог в такой же откровенности дойти до конца, потому что мне противостоят интернациональные бандиты, которые занимаются добычей нефти и газа, и их победить я не могу, а вот потерять жизнь в этой борьбе ничего не стоит».

Фильм очень интересный. Может быть, не столько с режиссерской точки зрения, а с идеологической и фактической, потому что приводится достаточно интересная статистика, которая не может не поразить.
Поскольку все эти программы начались с трех часов дня, у меня было утром время и я поехал к Дому кино смотреть фильмы русской программы.

«Достали!»

Режиссер Александр Муратов. Фильм, который называется “Достали!” с восклицательным знаком на конце. Фильм о взрослении подростков, ориентированный на детскую аудиторию, и я не жалею, что туда пошел. Потому что столь беспомощного кино я не видел уже много лет! Запредельно плохое кино, несмотря на то, что режиссер Александр Муратов — очень добротный, очень профессиональный режиссер, автор “Криминального квартета”, “Досье детектива Дубровского”, “Королевы Марго”, этого бесконечного телевизионного сериала, “Правила маскарада”, “Алхимика”. Актеры — Евгения Добровольская, Андрей Ильин, множество симпатичных молодых лиц, студентов первого курса ВГИКа.

Все чудесно за исключением того, что абсолютно беспомощный сценарий, абсолютное пренебрежение режиссером своей профессией и абсолютно невыразительные и неорганичные актеры на экране. Это чудовищный фильм, который, как только вы увидите его афишу, надо обходить за три квартала.


Вот такая ситуация на первый день, первые шесть фильмов. Сегодня программа обещает быть интересной, будет мексиканская лента “Люцифер”. Это мексикано-бельгиская co-production. Фильм, который я, безусловно, жду. Также сегодня будет фильм, который называется “Клуб”, и японская лента “Анна” в цикле женской игры. Это три ленты, которые я очень жду в конкурсной программе.