"ВОТ ОН И ПРИШЕЛ, 37-Й"

Московский кинофестиваль глазами Виктора Долонько. День первый

 321

Автор: Редакция

.

,

ДГ начинает ежедневную публикацию репортажей известного самарского культуролога и журналиста Виктора Долонько с 37-го Московского международного кинофестиваля.

Сегодня речь пойдет о том, насколько изменилась программа фестиваля по сравнению с прошлыми годами, о сюрпризах от организаторов и о фильме Жана-Жака Анно «Тотем волка», который открывал фестиваль.

“Вот он и пришел, 37-й, — горько пошутил Никита Сергеевич Михалков. Потом сделал паузу, потом сказал, — 37-й Московский международный кинофестиваль”.

За этой горькой шуткой очень много проблем, которые есть у этого форума. На самом деле это фестиваль, который сейчас уже можно назвать фестивалем сюрпризов. Потому что очень многое в новинку тем людям, которые ездят на фестиваль 40 лет, и тем, кто ездит последнее десятилетие. Но прежде всего совершенно очевидно, какие колоссальные усилия предприняла программная дирекция фестиваля во главе с Кириллом Разлоговым, Андреем Плаховым, Петром Шепотинником для того, чтобы вообще составить эту программу.

Феномен курдского кино

В программе фестиваля мы видим, что в ней практически нет американских фильмов. Есть последний фильм Теренса Малика, есть несколько фильмов Сэнденса. Есть несколько co-production в области короткометражного и документального кино. А больше американских фильмов нет вообще.
Очень мало западноевропейского кино. Если отбросить отдельную специальную программу «Вокруг Фасбиндера», то французского, итальянского, немецкого и т.д. фильмов в общем не так много.

Что есть зато? Можно сказать, что проблемы, связанные с тем, что западного не так много, на самом деле для зрителя открывают отдельную перспективу. Потому что здесь достаточно широко представлены кинематографии, которых мы либо вообще не знаем, либо в последнее время успели хорошо забыть.

Что такое — “Вообще не знаем?” Например, есть специальная внеконкурсная программа, которая представляет курдское кино. Курдское кино — это такой co-production Ирака с самыми разными странами. Это могут быть co-production Ирак — Болгария — Румыния, могут быть Ирак — Швеция — Финляндия. Вот такой феномен курдского кино.

Представлена кинематография Болгарии, о которой мы хорошо забыли за последние почти 25 лет. Представлена одна из крупнейших развивающихся европейских или азиатских, можно по-разному ее называть, турецкая кинематография. Представлено аргентинское кино, представлено китайское кино, индонезийское, таиландское — в общем те кинематографии, которые мы не так хорошо знаем. Поэтому организаторы предоставили нам возможность расширить наш кругозор.

С другой стороны я понимаю, что работа по формированию фестивальной программы, как ни странно, идет до сих пор. Я не помню на своей памяти, чтобы я приходил со своей аккредитацией брать билеты на следующий день и у меня в программке стоял “фильм-сюрприз”. Когда я спрашиваю, о чем идет речь, они за день до этого не говорят, какой фильм будут показывать. Я спрашиваю своих знакомых, и то, что они не отвечают на мои вопросы, это не только свидетельство того, что они действительно хотят преподнести сюрприз, а что программа верстается “на коленке” в последний день. Честь им за это и хвала. Это не только и не столько русское раздолбайство, сколько попытка прорвать блокаду. Блокада на самом деле не только экономическая и не только политическая, но блокада существует и в области высокого искусства.

Фильм-открытие

Эту блокаду прорвали с помощью широко известного даже в не в сильно кинематографических кругах режиссера Жан-Жака Анно, который с одной стороны согласился стать председателем жюри, с другой стороны его фильм “Тотем волка” стал фильмом-открытием фестиваля.

Жан Жак Анно известен тем, кто даже не интересуется кинематографом, потому что один из его самых известных фильмов, “Имя розы” по одноименному роману Умберто Эко, кажется, видели практически все.

Даже если мы не знаем, что Жан-Жак Анно снял первый фильм в формате IMAX 3D, что он снял фильм “Медведь”, “Борьба за огонь” и так далее, перечислять можно очень долго, “Имя розы” — это уже визитная карточка режиссера.

В данном случае он представил очень любопытный фильм “Тотем волка”. Кстати, этот фильм, еще одно удивление, потому что наиболее любознательные киноманы могли увидеть этот фильм еще 3-4 месяца назад, потому что фильм был достаточно широко распространен в Интернете. Такого не было никогда, чтобы мы приезжали и фильм-открытие видели уже заранее. Но фильм, в общем, стоит того.

Во-первых, он очень красив, как изобразительно очень красивы все фильмы этого режиссера. С другой стороны это очень необычный взгляд на китайскую культурную революцию, о которой мое поколение, да я думаю, и младше, знает только по черно-белой хронике с озверевшими убийцами, представителями китайской молодежи, которые готовы растерзать своих профессоров и коллег.

Здесь есть совершенно иной взгляд с точки зрения молодого человека, который добровольно покидает Пекин, для того чтобы несколько отвлечься от этой политической жизни. Он едет в самую провинциальную провинцию Китая, Внутреннюю Монголию, чтобы привезти людям, которые там живут, знание, научить их читать, считать, думать и так далее и так далее. История достаточно любопытная.

Ну и, наконец, третье, что есть у Анно во всех фильмах, это изобилие разбросанных по всему фильму интеллектуальных задачек. Символические задачки, которые он предлагает решать зрителю. Задачки не очень сложные, я сразу могу сказать. Есть совсем простые, есть посложнее. Но понаблюдать за языком этого режиссера очень любопытно. Кстати, могу сказать, что, к огорчению, не только в провинции, но и в Москве найти зал, который готов смотреть не кино, а аттракцион киноискусства, достаточно сложно. И людей, которые хотят разгадывать эти загадки, также не очень много. Поэтому до конца, а я решил посмотреть этот фильм второй раз на большом экране, о чем не пожалел, до конца показа в зале осталась примерно половина. Это очень огорчает.

Конкурсная программа

Сегодня первый день. Сегодня нормальная программа, в которой я предполагаю посмотреть около 6 фильмов. Единственная огорчительная вещь, что я не попадаю на русскую программу, как обычно, потому что мой выбор сделан в пользу тех фильмов, которые я с очень большой вероятностью не увижу на прокатных экранах, а может быть, не увижу и даже в сети Интернет. Хотя могу сказать, что на этом фестивале, кроме кино так называемых развивающихся стран, достаточно подробно и не только в российской специальной программе представлены российские фильмы.

Три фильма в программе основного конкурса. Могу сказать, что один фильм мною ожидаем с большим интересом. Это фильм “Орлеан”. Я запоем прочел кино повесть Юрия Арабова, которая несколько лет назад была опубликована в журнале “Октябрь”. Это очень достойное чтиво. А с учетом того, что эту кино повесть экранизирует Андрей Прошкин, с которым Арабов работал на “Орде”, то, может быть, это будет очень любопытно.

orlean_1

Второй фильм вообще нельзя не посмотреть. Это фильм Александра Мингадзе о войне “Милый Ханс, дорогой Петр”. И те, кто любит и интересуется кино, помнят, какие дискуссии были вокруг того, поддерживать или нет этот совсем непривычный взгляд на Вторую мировую войну, экономически поддерживать государством. В позапрошлом году Мингадзе просил государственный грант на то, чтобы покрыть часть расходов по съемкам фильма. Я не очень уверен, что он пойдет на широкий экран.

16bc6e12e58fb7824a86dc37180164e4

Третий фильм “Арвентур”. Это фильм Ирины Евтеевой, российского аниматора, которая в этот раз подготовила анимационный игровой фильм о серебряном веке. И тут вообще большой вопрос, кому из прокатчиков нужен серебряный век, да к тому же в игровой анимационной форме.


Все российские фильмы основного конкурса я обязательно посмотрю. Если получится, посмотрю российское что-то еще. Но я ориентируюсь на те фильмы, которые в прокате с большой долей вероятности не пойдут.