ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ. Расписание самарских летних фестивалей существенно изменится
150
На днях стало известно, что молодежный форум ПФО «iВолга», что с прошлого года собирает разнообразный стартап-югенд на Мастрюковских озерах, перенесли на вторую половину июля. Это значит, что некоторым фестивалям, проводящимся в то же время, придётся подвинуться, а другим и вовсе исчезнуть. Вникнув в тему, «Другой город» понял, что в летнем расписании грядут серьёзные перестановки.
Текст: Данила Телегин
В прошлом году Владимир Путин поручил организовать нечто вроде отборочных туров для «Селигера» в каждом Федеральном округе страны. Так в Самарской области появилась «iВолга», которая на десять июньских дней заняла Мастрюковские озера. И всё бы ничего, но сейчас фестиваль решили перенести на месяц вперёд, на июль, что влечёт за собой ряд последствий.
Во-первых, попал под раздачу проект «Молодые-молодым» — на уровне идеи он почти дублирует «iВолгу». Теперь судьба его под вопросом. Пресс-секретарь творческого лагеря проигнорировал вопрос «Другого города» о перспективах феста, зато на их официальной странице «В контакте» висит опрос на тему будущего проекта — мол, закрывать ли или выживать. Ведь бюджетное финансирование проекта прекращено. Казалось бы, и ладно, но при лагере «Молодые-молодым» проходил фестиваль радиостанции «Время звучать» с участием множества самарских групп. Он намерен пуститься в самостоятельное плавание и сейчас выбирает для него подходящее время. Определённости — никакой.
На Мастрюковских озерах во второй половине июля обычно проходили «Благофест» и «Метафест». Именно их «iВолга» заставит как минимум подвинуться. В последние годы Фестивальный парк вообще использовался для музыкальных целей почти каждые выходные, но этим летом времени для всех может и не хватить.
Организаторы «Благофеста» об угрозе переноса узнали от журналиста «Другого города», и комментариев для ситуации у них не нашлось. Планы свои они скорректировать, разумеется, тоже не успели. А «Метафест» оперативно перенесли на 22-24 августа, но тут нашёлся другой нюанс — о нём мы расскажем ниже. А пока намекнём, что освободившееся время в конце весны и начале лета организаторы «фестиваля фестивалей» намерены потратить с пользой и музыкально утешить хотя бы часть тех, кого предположительно ждёт великая потеря.
А уж сомневаться насчёт этой самой потери приходится всё меньше. Даже самые ярые фанаты «Рока над Волгой» начали что-то подозревать — сочиняют спасительные петиции и переспрашивают друг у друга, будет ли. Вопрос жизни и смерти по-прежнему решается на уровне губернатора, молчание явно затянулось. Хедлайнеры-2014, которых навоображали себе завсегдатаи «РнВ» (например, «Metallica»), уже вывесили гастрольные планы. Самары в них нет. По информации же «Другого города», организаторы «Рока над Волгой» вели переговоры с американской группой «Rage Against the Machine». Впрочем, о визите «машины» в наши края тоже ничего не известно.
Однако, закрыть фестиваль на несколько сотен тысяч зрителей просто так значило бы навлечь на себя народное негодование, так что если «Рок на Волгой» и не прогремит, то вместо него нам скорее всего предложат какой-нибудь другой фест. Поменьше, попроще, может и не про музыку, а может и не фестиваль вовсе… Впрочем, мы уже об этом подробно писали.
Другой ключевой момент грядущего лета — объединение двух фестивалей бардовской песни обратно в неделимый Грушинский. После вмешательства министра культуры РФ Владимира Мединского стало понятно, что придётся как-то преодолевать вендетту, и вот уже загадочно улыбающийся губернатор Николай Меркушкин совершенно уверен, что победит дружба. Оргкомитет фестиваля находит себе успокоение в том, что конфликт не потерял актуальности для единиц, а сотни и тысячи хотели бы видеть всё-таки одну Грушу. И вот тектонические пласты начали сдвигаться и притираться… А параллельно раздумывают о своей судьбе музыкальные проекты, образовавшиеся некогда для того, чтобы дистанцироваться от грушинских турбулентностей («О!стров», «Метафест»). Едва ли они будут поглощены бардовским монстрофестом. Зато есть вероятность их дальнейшей индивидуализации и усиления посредством объединения. И это было бы славно.
Потому что Груша начала нулевых была, скорее, не музыкальным фестивалем, а трудноконтролируемым сверхмассовым выездом на природу — пусть с Шевчуком, зато и с гопниками, попсовыми дискотеками на пляже, тоннами мусора, озлобленной милицией и продажей водки из-под полы. Если возвращается именно она, неплохо бы организовать как можно больше пусть не территориально, но хотя бы атмосферно обособленных уголков среди мультисубкультурного винегрета.
Наконец, логично предположить, что фестивальная активность в этом году повысится на самарской набережной. Прошлым летом музыкальные события ещё были сконцентрированы в районе Ладьи, но, как показал опыт «Альянс Франсез» и их «Праздника музыки», вполне могут появиться фестивали, которые охватывают весь популярный городской променад. Например, мог бы разрастись «Волга Open Jazz», столь широко рекламировавшийся прошлой весной, и обернувшийся небольшим концертом-солянкой перед Днём города.
Без изменений вроде бы всё останется у тольяттинских «Барабанов мира» и «ГЭС-феста», но в остальном фестивальной публике предстоит основательно пересмотреть планы на лето.