Сносу нет

Эксперты, волонтёры и реставраторы о том, что на самом деле происходит с «Домом с часами»

 1 683

Автор: Редакция

.



,

В понедельник, 11 ноября, в Telegram-канале депутата Госдумы Михаила Матвеева появился пост о якобы сносе «Дома с часами» купца Кожевникова на Коммунистической, 5 в Самаре.

Этим объектом уже три года занимается самарский фестиваль сохранения исторической среды «Том Сойер Фест».

Координаторы фестиваля рассказали «Другому городу», что на самом деле произошло с домом Кожевникова.


В 2024 году было принято самое непростое решение, из-за которого у нас чуть не опустились руки. Деревянную часть дома нужно было разобрать, пронумеровав все элементы, провести противоаварийные и реставрационные работы фундамента/цокольного кирпичного этажа, а затем собрать обратно, максимально сохраняя исторические элементы.

Причина — дом падал. Расселённый в 2020 году, переживший падение дерева, многолетние протечки, кустарно организованную канализацию и стройку по соседству, приведшую к смещению грунта, «Дом с часами» начал сдаваться.

При этом в 2022 году мы провели противоаварийные работы на чердаке, установили подпорки под сгнившими перекрытиями и постарались максимально облегчить нагрузку, вынимая кубометры сгнившей засыпки между обшивкой и бревнами.

Чем больше дом кренился, пытаясь то сложиться внутрь из-за просевшей стены в подвале и провалившегося перекрытия, то завалиться на бок, опираясь на лишенную подпоры террасу, тем сложнее было найти иные способы защиты.

Руководитель областного управления госохраны объектов культурного наследия (УГООКН) Иван Стафеев:

«На протяжении нескольких лет здание не эксплуатировалось после признания его аварийным и расселения.

В 2021 году дом был передан в пользование некоммерческой организации, являющейся учредителем «Том Сойер Феста». Так дом обрёл неравнодушных к сохранению деревянного зодчества собственников.

УГООКН на протяжении четырёх лет оказывало содействие фестивалю и добровольцам, работающим на объектах культурного наследия и исторических зданиях, в том числе «Доме купца Кожевникова».

Вместе с тем, постановлением правительства РФ от 25 декабря 2019 года № 1828 регламентировано участие волонтёров в работах по сохранению ОКН только под руководством лицензированной в сфере сохранения культурного наследия организации.

«В июле 2023 года собственнику здания управлением выдано задание на проведение работ по сохранению. С июля 2023 года на основании разрешения, выданного управлением, проводилось обследование памятника и подготовка научно-проектной документации на проведение работ по его сохранению.

В октябре 2023 года управлением выдано разрешение на проведение противоаварийных и консервационных работ. Работы выполняются лицензированной в сфере сохранения культурного наследия организацией с привлечением аттестованных специалистов-реставраторов.
По результатам обследования состояние деревянных конструкций определено как аварийное. На фото наглядно видно почти стопроцентное повреждение поверхности отдельных деревянных конструкций».

Весь сезон 2024 года волонтёры помогали специалистам-реставраторам, вручную выволакивая тонны мусора, перетаскивая балки, снимая доски внешней обшивки.

А параллельно мы руками просеивали всю пыль и перебирали щепки, находя забытые прежними жильцами монетки ещё дореволюционной эпохи, обрывки документов, газет и даже нашли любовное письмо, написанное ещё по старым правилам грамматики.

Многое случалось на площадке. Были и радости от находок, были и плохие дни, когда приходилось ехать в травмпункт с проколотой ступней из-за неубранного нами же гвоздя 170-летней давности.

Генеральный директор ООО «Градинжиниринг», аттестованный специалист в области сохранения объектов культурного наследия Сергей Белозерцев:

«К сожалению, первоначальное обследование на доме было произведено не должным образом. Оно не учитывало скрытых от глаз повреждений. Это привело к ошибочному выводу о состоянии здания и были приняты решения, которые привели к новым проблемам.

В 2023 году специалистами компании “Грандинжиниринг” было проведено комплексное научное обследование, и по итогам технические решения были скорректированы. Помимо этого, мы в зимний период с 2023 по 2024 год установили перманентный мониторинг изменения дефектов на предмет возможной деформации здания.

Весна показала, что износ увеличился, и мы стали разрабатывать противоаварийные мероприятия.

«Нами было принято нелегкое решение – разобрать деревянные конструкции здания контролируемо, вместо допущения риска того, что при реставрационных работах они разрушатся сами в результате уже давно начавшихся процессов.

Командой волонтеров и профессиональных рабочих под контролем реставраторов были сохранены все архитектурные элементы: керамические изразцы печей, образцы и слепки с потолочных карнизов и лепнины, историческая резьба, наличники, оконные рамы и двери.

Были перебраны, промаркированы и бережно складированы все элементы деревянного каркаса здания, теперь они ждут своей судьбы: сгнившие участки срубов будут протезированы или заменены, а уцелевшие – вернутся на прежнее место в неизменном виде».

Инженер-конструктор ООО «Градинжиниринг» Даниил Раков:

«Обследование «Дома с часами» выявило многочисленные дефекты конструкций, значительно развивавшиеся во времени даже в процессе обследования и разработки проектных решений: деформации и разрушения балок перекрытия, полное разрушение ряда элементов стропильной системы, просадки и крен фундамента, а также общий крен как каменной кладки цоколя, так и деревянных срубовых стен.

Вызвано это во многом запущенным состоянием объекта: все важные элементы конструкций подвержены протечкам, загниванию, биопоражению.

Такой процесс для дерева необратим, так как остановить даже поверхностное разрушение конструкций вследствие грибковых поражений достаточно трудно, а восстановить прочность отдельных конструкций, прогнивших более чем полностью, – задача невозможная.

«Знатоки реставрации скажут, что существует способ поднятия деревянных конструкций на домкратах, как поднимают машины в автосервисе. Но такой способ создает новую проблему: как быть с изменившимися нагрузками на уже и так поврежденный и опрокидывающийся цоколь здания? Как при этом остановить деформации сруба и его сдвиг относительно самого себя?

Возможно, здесь должна прийти мысль о косвенных мерах по усилению деревянных конструкций: протезирование, инъецирование различными составами.

Но и этот метод здесь нам не поможет, ведь невозможно добиться успеха его применением, когда нет доступа к деревянным элементам со всех сторон – так можно пропустить очаг гниения и положиться на эту конструкцию как на несущую – а на самом деле ее прочность будет куда ниже ожидаемой.

Будет ли здание безопасным для людей?

Не стоит забывать, что будущее назначение «Дома с часами» — это штаб-квартира Том Сойер Феста: место, где предполагается большое скопление людей, организация лекций, мастер-классов и экскурсий. Такое назначение помещения предполагает куда большие нагрузки, чем те, что действовали на конструкции здания, пока оно являлось жилым.

Любое увеличение нагрузок в здании предполагает проведение усиления его конструкций. Конструкции «Дома с часами» представляли опасность для людей даже тогда, когда он не эксплуатировался: прогрессировало обрушение потолка на первом этаже, геометрия внутренних помещений была искажена просадками и прогибами замоченных и сгнивших деревянных элементов.

Для инженера вопрос безопасности людей всегда стоит на первом месте. И обеспечить эту безопасность без замены конструктивной системы здания, без искажения его исторического облика можно только тогда, когда каждый элемент проходит ревизию, осмотр, протезирование или может быть заменен (при необходимости) на аналог, который добавят в историческую конструкцию при ее сборке на прежнем месте».

Это была тяжелая работа, но вместе со специалистами мы справились и дом уцелел, хоть и в разобранном виде. Все элементы резьбы, знаменитые часы, резные кронштейны, двери и уцелевшие окна, изразцы печи и балясины лестничных пролетов бережно сохранены.

Нам удалось сохранить внушительную часть внешней обшивки, а недостающие наличники с уникальным узором уже скоро будут изготовлены профессиональными резчиками и опытными волонтерами.

А коллекция находок насчитывает почти 200 экспонатов, которые мы обязательно соберем в выставку. Всё это стоило не только сил, но и денег.  

Руководитель самарского «Том Сойер Феста» Анастасия Кнор:

«Как известно, фестиваль «Том Сойер Фест» с первого дня своего существования избрал стратегию бескорыстной работы волонтеров на каждом объекте при поддержке партнеров и спонсоров. И 10 лет мы придерживаемся наших принципов.

Все средства, которые мы собираем на восстановления домов, дают неравнодушные жители и партнеры, которым мы очень благодарны. Компаниям «Лемана Про», МТС, Неомид, «ДоДо Пицца», Хлебозавод №5, Кухмистерской Фон Вакано, нашим реставраторам из «Градинжиниринга» и многим-многим другим.

Есть у нас еще гранты, которые мы выигрываем. В основном все средства грантов идут на развитие и укрепление сообщества ТСФ: реставрационные кампусы, школы координаторов, съезды и прочее.
Два года назад мы всем сообществом 80 городов фестиваля создали свой Благотворительный Фонд «Том Сойер Фест – наследие». Это наша подушка безопасности и наш инструмент официального сбора средств на нуждающиеся проекты городов.

Благодаря работе фонда собраны средства уже на 17 объектов ТСФ по всей России. Сейчас идет сбор еще на 3 проекта. Кстати, все руководство фонда также работает без заработной платы.

Легко ли собирать средства на восстановление домов? Очень трудно. Лично я написала в этом году больше сотни писем с просьбой о поддержке фестиваля. Большинство из них осталось без ответа.

В этом году на Дом Кожевникова мы собрали около 1 миллиона рублей. Но требуется намного больше. Примерно раз в 15. Поэтому мы продолжаем сбор средств на Дом Кожевникова и ждем новых партнёров».

Сложно назвать этот сезон бочкой сладкого мёда. Однако ложек дегтя нам добавили предостаточно.

В телеграм-канале Михаила Матвеева появился пост о том, что дом Кожевникова снесён. За комментариями к «Том Сойер Фесту» ни сам депутат, ни его помощники не обратились.

По информации «источников» депутата здание просто снесли, «так как статус вновь выявленного объекта культурного наследия был без предмета охраны, чем и воспользовались».
Инженер-конструктор ООО «Градинжиниринг» Даниил Раков:


«В этом контексте хотелось бы вспомнить историю одного из самых внушительных музеев деревянного зодчества в России – музея «Витославлицы».

Создатель музея — архитектор-реставратор высшей категории Леонид Красноречьев. Музей под открытым небом начал свою работу 16 мая 1967 года. Он включает в себя древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVI века, жилые и производственные постройки XVIII—XIX веков.

Первой сюда была перевезена церковь Успения Богоматери из деревни Курицко, построенная в 1595 году. Первой избой, перевезённой в музей, стала изба М.Д. Екимовой из деревни Рышево. Все эти объекты были выявлены в ходе краеведческих экспедиций по северным областям нашей страны.

Обветшалые и рассохшиеся, многие забытые даже местными жителями и закрытые — эти памятники нуждались не в капитальном ремонте, им требовался тщательный уход на специально оборудованной заповедной территории.

И было принято тяжелое решение: разбор этих памятников с подробной маркировкой элементов, с созданием схем, эскизов и фиксацией любых деталей, которые требовалось сохранить для истории архитектуры.

Сказать, что реставрация не может предполагать полного перебора конструкций – значит сказать, что музей «Витославлицы» и сама идея архитектора Леонида Красноречьева – это нарушение закона и нанесение ущерба объектам культурного наследия».

По договорённости с городской администрацией здание отходило в бессрочную аренду «Том Сойер Фесту» при условии, что в течении трёх лет оно будет отремонтировано.

Сейчас в связи с новым статусом дома (ОКН) период проведения реставрационных работ продлен до 7 лет.

Именно здесь самарский фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» планировал разместить свои столярные мастерские и организовать общественное культурное пространство для проведения мастер-классов и лекториев, посвященных сохранению истории города. Волонтёры обустроили площадку возле дома всерьез и надолго.

Так, в 2023 году во дворе появилась большая беседка-сцена с амфитеатром напротив и здесь проводились социально значимые мероприятия — бесплатные лекции о современном искусстве, мастер-классы по деревянной резьбе и росписи, благотворительные обмены одежды (свопы).

В 2024 году на базе площадки дома Кожевникова прошли три кампуса реставрационной школы, на которые приехали слушатели со всей страны. Здесь под руководством экспертов они осваивали навыки работы с камнем и деревом, а в качестве образца изучали дом купца Кожевникова.

Будут ли те, кто хочет снести дом, бережно снимать внешнюю обшивку (тёс), нумеруя каждый венец, каждый брус и складывая на подготовленной площадке вместо вывоза на свалку? А ведь дом Кожевникова разобран именно так.

Руками реставраторов и волонтеров, которые брали на себя самую тяжелую и монотонную работу, выгребая сотни килограммов пыльной засыпки-утеплителя из золы и опилок, перетаскивая балки и доски, вытаскивая из дерева кованные гвозди и костыли.

Самарский «Том Сойер Фест» как раз против сносов и пустырей. Именно поэтому в 2024 году волонтеры построили сад наличников на пустыре на Чапаевской, 168.

Поэтому за 9 лет существования силами Фестиваля были восстановлены 17 фасадов исторических зданий. И когда стало понятно, что никто не сможет сохранить дом купца Кожевникова, координаторы и волонтеры “Том Сойер Феста” приняли решение спасти это легендарное здание.
Из-за отсутствия проекта реставрации сезон 2023 года волонтеры провели за восстановлением наличников со снесенных домов, попутно прислушиваясь к нехорошему скрипу со стороны дома. И эта задержка тоже могла сказаться на состоянии здания.

В 2024 году самарский «Том Сойер Фест» наконец-то занялся домом, который повидал слишком многое, чтобы продержаться еще чуть-чуть. В ноябре остался кирпичный цоколь, который будет укрыт от снега и дождя, а в 2025 году начнутся масштабные работы.

Руководитель УГОКН Иван Стафеев:

«Конструкции стен сруба по результатам визуального осмотра в течение длительного времени приобрели значительный крен, который не позволяет произвести ремонт и протезирование элементов без их разбора.

Существующие на данный момент методики (поднятие на домкратах, протезирование полимерными растворами) не гарантировали одновременное восстановление геометрии и сохранность конструкций сруба и стоек без обрушения».

В связи с этим были произведены первоочередные мероприятия по предотвращению разрушения конструкций стен:

— выполнена маркировка всех элементов деревянных конструкций стен и сохранившейся обрешетки;

— выполнен ручной разбор деревянных элементов со складированием элементов на строительной площадке для дальнейшей их ревизии с последующим перебором конструкции стены из оригинальных элементов, усиленных элементов и аналогов;

— после ревизии всех элементов будет произведен их повторный монтаж с заменой сгнивших элементов или их участков на аналоги или протезированные конструкции.

«Хранение деревянных деталей осуществлено с обеспечением их вентиляции для предотвращения загнивания. Выполнено инъецирование кирпичной кладки, начаты работы по гидроизоляции цокольной части дома.

До конца года консервационные работы планируется завершить (устройство ограждающей конструкции для защиты от атмосферных осадков в осенне-зимний период).

Необходимость разбора аварийных участков дома обусловлена также обеспечением безопасности пешеходов на прилегающем к строительной площадке тротуару (соседнее с памятником здание – школа).

При достаточном объёме финансирования работы по сохранению «Дома купца А.Ф. Кожевникова» должны завершиться в 2027 году».

За почти 9 лет «Том Сойер Фест» разросся до всероссийского масштаба. Более восьмидесяти городов хоть раз провели фестиваль в своем городе, а в более чем сорока «Том Сойер Фест» проводится ежегодно, вовлекая в дело сохранения истории нашей страны все больше людей.

Всё больше средств массовой информации выпускают сюжеты о том, как волонтеры восстанавливают дома в своих городах, деревнях и сёлах.

Во многих регионах фестиваль — предмет гордости и доказательство того, что низовая инициатива граждан может развиваться самостоятельно и что любовь и уважение к своей истории становится все популярнее не на словах, а на деле.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте