,
Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.
Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.
Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Сегодня на очереди временной отрезок с 1886 по 1890 год.
Открытие Самарского публичного музея
В одном из прошлых материалов нашего спецпроекта мы писали о подготовке к созданию первого в Самаре музея. Стартовала она в 1880 году.
Музей формировался на базе Александровской публичной библиотеки, которая располагалась на улице Дворянской в доме купца Христензена (ныне — Куйбышева, 95).
15 апреля 1882 года Петр Алабин стал первым заведующим музея и Зала императора Александра II при нем. Что любопытно, проект последнего был утвержден Самарской городской думой только спустя восемь месяцев.
В 1883 году Зал императора Александра II при Публичной библиотеке стал принимать почетных гостей Самары. Для свободного просмотра он еще был закрыт. О формировании полноценного музея пока оставалось только мечтать.
На 1886 год выпало сразу две важных даты — 300 лет со дня основания Самары и 25-летие образования Самарской губернии.
Петр Владимирович Алабин
Юбилейные даты стали хорошим поводом для того, чтобы активизировать работу по комплектованию фондов. Экспонаты предполагалось получать от частных лиц, учреждений и ученых сообществ.
2 августа 1886 года Петр Алабин представил на рассмотрение городской думы доклад с проектом создания Самарского публичного музея.
Именно эту дату Самарский областной историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина считает днем своего рождения.
Среди первых даров, полученных музеем после его открытия, были:
— альбом снимков солнечного затмения 1887 года самарского фотографа Александра Васильева;
— палеонтологические и минералогические образцы, собранные преподавателем Реального училища Павлом Ососковым;
— нумизматическая коллекция и комплекс предметов из погребения, разрушенного при строительстве железнодорожной станции Кинель. Они были переданы в музей самим Петром Алабиным.
Ниже представлены еще два ранних экспоната из коллекции Самарского публичного музея. Источник фото
Однако горожане смогли увидеть все это лишь спустя много лет. В «Отчете Александрoвскoй публичнoй библиoтеки в г. Самаре, «Зала Императoра Александра II» и Самарскoгo публичнoгo музея за 1890 гoд» констатировалось:
«Мы с горечью должны сказать, что Публичный музей и «Александровский зал» доселе не открыты для публики.
Причиною этому недостаточность помещения — затруднение, отвратить которое сооружением особого здания для этих учреждений Городское Управление в настоящее время не находит возможным».
Библиотечный комитет, который ведал делами музея, в отчете также сообщал, что архитектором Александром Щербачевым разработан проект здания Публичного музея и Зала императора Александра II при нем.
Стоимость его постройки составляла 58810 рублей, а срок возведения был определен в три года. В отчете указывалось, что «надежда еще не покидает Библиотечный комитет, убежденный, что рано или поздно Городская дума исполнит свой обет: соорудить названное здание в прославление Священной Памяти Царя-Освободителя».
Главному инициатору создания музея Петру Алабину не суждено было дожить до дня, когда его детище станет доступно для посещения всем самарцам.
Книга Петра Алабина, изданная в 1895 году.
Отдельное здание для Самарского публичного музея так и не было построено. Однако в 1896 году городская дума приобрела для его размещения дом купца Ушакова на улице Дворянской (ныне — Куйбышева, 131).
Ремонт помещений, изготовление мебели и выставочного оборудования, монтаж экспозиции заняли почти два года.
Ныне это отдельная культурная институция — Самарский областной художественный музей. Днем его основания считается 7 мая 1897 года.
Официальное же открытие Самарского публичного музея для всех желающих состоялось 24 мая 1898 года.
Открытие самарского водопровода
С момента своего основания Самара не раз страдала от опустошительных пожаров. Так, в 1703 году огонь полностью уничтожил деревянную крепость, построенную князем Григорием Засекиным.
Вопрос о строительстве в Самаре водопровода впервые был поднят в 1857 году губернатором Константином Гротом. Но очень долгое время дело не двигалось с мертвой точки. Меж тем статистика была удручающей. С 1875 по 1884 год в Самаре произошло 243 пожара.
Один из наиболее крупных случился 24 июля 1877 года. От огня пострадали более 300 домов в 16 квартале города между нынешними улицами Фрунзе, Некрасовской, Красноармейской и берегом Волги.
С 1881 по 1885 год городская дума проводила конкурс на составление технического проекта устройства в Самаре системы водоснабжения. В итоге было прислано 11 проектов, которые затем были отправлены в Техническо-строительный комитет при Министерстве внутренних дел.
Лучшим был признан проект «Нептун» известно инженера-гидротехника Николая Зимина. По нему вода должна была забираться на берегу Волги, рядом с Жигулевским пивоваренным заводом, из водозаборных чугунных колодцев.
Для руководства строительством водопровода Самарская городская дума создала специальную комиссию под руководством городского головы Петра Алабина. Подрядчиком для работ в августе 1885 года был определен Торговый дом «Братья Бромлей и Ко».
Дальнейшая хронология событий выглядела так:
— 29 августа 1885 года. Произведена закладка зданий городского противопожарного водопровода и начата прокладка водопроводных труб по улице Дворянской (Куйбышева) от улицы Успенской (Комсомольской) до Струковского сада.
— 14 октября 1886 года. Торжественное открытие городского водопровода. Церемония прошла на пересечении улиц Панской (Ленинградской) и Казанской (Алексея Толстого). В тот день прошли первые испытания городского водопровода Самары.
— Ноябрь 1886 года. В Самаре установлена противопожарная сигнализация — 15 ящиков с аппаратурой, связанной с пожарной частью.
— 11 января 1887 года. Введен в эксплуатацию и освящен городской противопожарный водопровод.
В системе самарского водопровода была предусмотрена пожарная электрическая сигнализация и телефонное сообщение.
При получении сигнала о пожаре на насосной станции поднималось давление в водопроводе. Одновременно с этим на ответвлениях к частным домовладениям, водоразборным колонкам и фонтанам срабатывали автоматические запоры и вода перекрывалась. Таким образом поддерживалось максимальное давление в пожарных кранах на время тушения огня.
Интересная статистика приводится в памятной книжке Самарской губернии за 1901 год:
Пожарные убытки по десятилетней сложности определяются: до устройства водопровода (1877 — 1887 г.) 218 т. руб. в год, а при существовании водопровода (1887 — 1897 г.) 47 т. руб. в год.
Благодаря этому частные страховые общества понизили страховые премии на 40-50 процентов, что составляет для жителей ежегодное сбережение в 140 т. руб.»
Новая жизнь самарского театра
С 1855 по 1886 год храм Мельпомены в Самаре находился на Хлебной площади, близ Александровского садика. Здание было деревянным, обложенным кирпичом.
После 30 лет своего существования оно было признано аварийным. 13 апреля 1886 года «Самарская газета» известила читателей: «К сломке городского театра уже преступлено».
Литературный критик и публицист Александр Смирнов-Треплев писал:
Однако театральная жизнь в Самаре окончательно не прекратилась благодаря энтузиастам из Общества любителей музыкального и драматического искусств.
Оно было организовано еще в начале 1880-х годов уже известным нам по предыдущим материалам спецпроекта ссыльным Великим князем Николаем Константиновичем Романовым.
Карл Карлович Позерн. Присяжный поверенный, руководитель Общества любителей музыкального и драматического искусств. Учувствовал в театральных постановках как актер и режиссер.
Музыкальное Драматическое общество занимало второй этаж также уже знакомого нам дома купца Ушакова (Куйбышева, 131). В те годы это здание у него арендовало самарское Благородное собрание.
Общая вместимость зала в доме Ушакова составляла 400-450 человек, в то время как зал театра на Хлебной площади вмещал 600-700 зрителей.
Александр Смирнов-Треплев пишет: «В результате успешного ведения дела самодеятельный театр выглядел более зажиточным, чем городской, с его затрепанной обстановкой и довольно скудным оформлением спектаклей».
Меж тем достаточно быстро было принято решение строить новый театр. Сначала, по существовавшей традиции, его хотели возвести на главной площади города, которой на тот момент являлась Алексеевская (ныне — площадь Революции).
Однако из-за её малых размеров и быстрого продвижения городской застройки в северо-восточном направлении выбор пал на холм между Струковским садом и улицей Саратовской (ныне — Фрунзе).
Для разработки проекта был привлечен известный архитектор Михаил Чичагов, незадолго до этого построивший в Москве театр Корша (ныне — Государственный театр наций). Это здание в псевдорусском стиле приглянулось самарским театралам, бывавшим в златоглавой.
Новый самарский театр по проекту был рассчитан на 1300 мест. На строительстве не экономили. Первоначальная смета в 85 тысяч рублей была превышена вдвое. Затраты на возведение здания театра составили 175 тыс. руб.
Активное финансирование благоприятно сказалось и на строках строительства. Закладка здания состоялась 25 мая 1887 года, а первый спектакль в его стенах был дан уже через полтора года.
В номере «Самарской газеты» от 1 октября 1888 года была анонсирована программа мероприятий, приуроченных к открытию нового городского театра.
Из нее мы узнаем, что первым спектаклем стала драма Петра Невежина в четырех действиях «Вторая молодость».
Уже после сдачи здания в эксплуатацию в его внутреннее устройство были внесены некоторые корректировки.
Так, буфет, соседствовавший с уборной, был перенесен на бельэтаж. Для хранения декораций, в целях противопожарной безопасности, к театру со стороны будущего Пушкинского сквера пристроили каменный сарай.
Антреприза нового городского театра была сдана антрепренеру Казанского театра Петру Михайловичу Медведеву, который уже работал в Самаре с осени 1864 по весну 1867 года.
Не считая Петра Михайловича, который был антрепренером, главным администратором и актером, выступавшим в амплуа «серьезного комика», в театре работало 72 человека. Из них ведущего актёрского состава — всего 15: девять мужчин и шесть женщин.
Впереди у Самарского академического театра драмы им. Максима Горького была непростая, но насыщенная и интересная история, а его здание на бывшей Театральной площади навсегда стало одним из символов Самары.
Строительство психиатрической больницы в поселке Томашев Колок
На рубеже 1870—80-х годов начались работы по созданию проекта отделения для душевнобольных при Самарской губернской земской больнице.
К этому моменту людей с заболеваниями психики содержали в «летнем бараке», построенном в 1869 году на месте будущей Плешановской больницы (Молодогвардейская, 202). В 1875 году здесь лечилось 69 человек, а в 1880-м уже 120. Помещение для такого количества пациентов было не приспособлено.
Место для постройки полноценной психиатрической больницы искали на отдалении от города. Среди мест, которые посетили и осмотрели сотрудники губернской земской управы, были участки:
— в Бузулукском бору,
— в долине реки Самары у поселка Кинель,
— близ берега Волги между поселками Екатериновка и Владимировка.
Но наиболее оптимальным оказался земельный участок к югу от деревни Томашев Колок (располагалась в районе нынешних 7 и 8 микрорайонов). В тот период сам населенный пункт и окружающие его земли находились в собственности Министерства Императорского двора и уделов.
План участка лесной дачи Томашев Колок Самарского удельного имения, отводимого под строительство больницы. 12 декабря 1882 года. Источник
Покупка участка под строительство психиатрической лечебницы растянулась более чем на год, из-за чего губернское земство даже рассматривало вариант ее размещение на территории Земской больницы. Но городская управа такой вариант отвергла.
За лето 1884 года самарскому земству удалось таки наладить бюрократический контакт с Министерством Императорского двора. 7 сентября участок земли близ Томашева Колка был приобретен за 18600 рублей. Со стороны земской управы сделку совершал коллежский секретарь Сергей Лавров.
Подготовка проектов больничного комплекса стартовала еще в 1881 году. Таковых было три, за авторством:
— Владимира Хардина, самарского доктора медицины, брата известного юриста Андрея Хардина,
— петербургского архитектора Николая де Рошфора, отметившегося в Самаре постройкой здания железнодорожного вокзала,
— академика архитектуры Ивана Штрома, разработавшего проект комплекса зданий Земской больницы.
В итоге к реализации был принят вариант Ивана Васильевича Штрома. Строительные работы стартовали в августе 1886 года.
Открытие нового лечебного учреждения — Самарского губернского земского дома для умалишенных — состоялось 9 декабря 1888 года. На тот момент этот медицинский комплекс включал в себя:
— два каменных одноэтажных корпуса с мезонинами, предназначенные для излечимых больных;
— два деревянных здания для хронических больных;
— каменный административный корпус в два этажа. В нем находились контора больницы, аптека, кухня, прачечная с баней и квартиры служащих;
— вспомогательные и хозяйственные постройки: кладовые, подземный ледник, конюшня и др.
В декабре 1888 года психиатрическая больница в Томашевом Колке приняла 185 пациентов, разместившихся здесь с достаточным для того времени комфортом.
В 1889 году при лечебнице была построена церковь святого благоверного князя Александра Невского.
Застройка территории больницы велась на протяжении всей ее истории. Так, в период с 1889 по 1913 год число зданий увеличилось до 90, не считая мелких хозяйственных построек.
Например, рядом с трамвайной остановкой «Нагорная» находится построенный в 1903—04 годах краснокирпичный корпус, рассчитанный на 40 выздоравливающих пациентов.
Помимо своего медицинского значения, больница для умалишенных в Томашевом Колке стала первой крупной постройкой на территории крупнейшего негласного района города — Безымянки.
Района, о котором мы не раз будем упоминать в следующих статьях нашего спецпроекта.
Первый памятник Самары
Еще в марте 1881 года, после трагической гибели Александра II, Самарская городская дума постановила воздвигнуть памятник в честь монарха.
Была образована особая подготовительная комиссия в составе Петра Алабина, известных в городе юристов Александра Смирнитского и Леонида Ященко, купцов Петра Субботина, Ивана Константинова и Николая Дунаева.
К началу осени 1886 года по подписке удалось собрать свыше 40 тысяч рублей пожертвований. Средств на возведение памятника хватало. Имелся и проект, выполненный архитектором и скульптором Владимиром Шервудом.
Владимир Шервуд в мастерской.
Самарская дума проект московского скульптора в целом одобрила, но попросила внести некоторые коррективы.
Так, аллегорические фигуры «Веры», «Мудрости», «Мужества» и «Любви», запроектированные по углам постамента, были заменены на эмблематические фигуры, отсылающие к делам и свершениям императора Александра II:
— отмене крепостного права: крестьянин, правой рукой осеняющий себя крестным знамением, а в левой держащей хартию с надписью «19-го февраля 1861 года». Эта бронзовая скульптура была обращена к домам №№ 64 и 66 по нынешней улице Куйбышева.
— покорению Кавказа: черкес, переламывающий о своё колено шашку. Скульптура обращена к зданию редакции «Самарской газеты» (Куйбышева, 73).
— освобождению Болгарии от турецкого ига: молодая женщина, разрывающая цепи и попирающая знамя с полумесяцем. Скульптура была обращена к домам №№ 79 и 81 по улице Куйбышева.
— присоединению к Российской империи среднеазиатских земель: туркестанка, левой рукой сбрасывающая с лица чадру, а правой возлагающая корону к подножию пьедестала. Фигура была обращена к зданию Окружного суда (Куйбышева, 60).
Закладка памятника Александру II состоялась 8 июля 1888 года. Общая стоимость проекта составила 76450 рублей. Отметим, что гонорар Владимира Шервуда составил 25 тыс. руб.
Так, публицист Семен Васюков в журнале «Исторический вестник» в декабре 1906 года писал: «Памятник императору Александру II очень не дурен, гораздо лучше задуман и исполнен, нежели в Казани; помещается он в сквере на лучшей площади Алексеевской».
На своем постаменте памятник Александру II простоял до осени 1918 года. Дальнейшая его судьба прослеживается фрагментарно.
Их архивных документов известно, что в 1920 году власти города планировали установку на императорский постамент нового памятника. Как вариант — из бронзы, полученной путем переплавки старого.
В 1925 году Самгубархбюро просило Самарское отделение Рудметаллторга отдать им голову Александра II.
Документ предоставлен сотрудником СОГАСПИ Евгением Малинкиным
Наверняка памятник государю-императору был переплавлен, но вот когда именно это произошло и на что была использована эта бронза — по сей день остается загадкой.
Список литературы:
1. Сташенков Д.А. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина: страницы истории. — Самара, 2011.
2. Вехи oгненнoй Самары: oт крепoсти дo наших дней. Том 1. — Самара, 2001.
3. Смирнов. А.А. Старый самарский театр и быт. очерки и материалы по истории театра и быта в провинции. — Самара, 2008.
4. В.В.Ерофеев, Е.А.Чубачкин, М.С.Шейфер. Томашев колок: очерки и документы по истории Самарской психиатрической больницы. — Самара, 2013.
5. Адрес-календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1890 год.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте