,
В 2023 году «Центр общественного взаимодействия» Самары, специализирующийся на проектах в сфере общественного контроля, отметил десятилетний юбилей.
За прошедшие годы реализовано почти два десятка проектов, география работы Центра охватывает более 30 регионов России в Приволжском, Уральском, Центральном, Южном и Сибирском Федеральных округах.
К юбилею «Центра общественного взаимодействия» мы публикуем колонку председателя правления ассоциации Андрея Ишмуратова о том, что не так с благоустройством в Самаре.
Каждый год мы видим, что в Самаре делается ремонт и благоустройство. Но по результату – не видно никаких изменений. Когда мэрия публикует фотографии, невозможно даже понять, где это сделано – всё одинаковое.
Всё дело в том, что администрация застряла в рутине.
Зачем целую плитку на Ново-Садовой меняют на точно такую же? Или одно починили, другое сломалось. Фонтаном около «Современника» хвастались ещё при Азарове-мэре, не прошло и 10 лет, а он опять сломан и выглядит как заброшенный. Ничего, скоро опять перережут ленточку.
Конечно, засыпка ям – это важная и нужная работа. Но чтобы наш город стал комфортнее, безопаснее и красивее – надо постоянно поднимать планку, ставить перед собой новый цели.
Органы публичной власти действуют через документы. Чтобы муниципалитет или государство что-то сделали, они должны издать приказ, указ, распоряжение, поручение, закон или иной нормативный акт. Всё остальное – только сотрясание воздуха.
И конкретные требования к благоустройству — как должны выглядеть те или иные объекты — содержатся в «Правилах благоустройства территории г.о. Самара». И вот они у нас очень сильно отстали от жизни.
Последнее крупное изменение было в 2016 году. Все последующие, вплоть до перепринятия городской думой, – по сути чисто технические изменения.
Между тем, жизнь не стоит на месте. Идут вперёд технологии, у нас стало больше опыта и знаний, изменился образ жизни и наши представления о комфорте и безопасности.
Принято множество поправок к федеральному законодательству: то, что было нельзя, теперь уже можно и нужно, одни процедуры стали неэффективными, появились другие. К каким-то требованиям злостные нарушители выработали иммунитет, за годы судебной практики они нашли дырки в формулировках и возможность уходить от ответственности.
В общем, времена меняются. И должны меняться мы. Чтобы наш город становился комфортнее, безопаснее и красивее, нужно совершенствовать правила. И тут даже не надо ничего придумывать, ведь коллеги из других городов ушли далеко вперёд, и можно просто скопировать то, что у них есть и работает.
Исследование и обобщение лучшей нормотворческой практики, самых передовых положений в местном и региональном законодательстве – это часть работы, которую мы проделали в рамках проекта «Административные комиссии. Публичный правозащитный мониторинг».
«Административные комиссии. Публичный правозащитный мониторинг» — социально значимый проект «Центра общественного взаимодействия», реализованный при поддержке Фонда президентских грантов.
В рамках проекта юристы Центра посетили заседания административных комиссий в 14 регионах, изучили более 2,5 тыс. судебных решений, разработали десятки рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой базы. В обучающих мероприятиях Центра приняло участие более 2 тысяч должностных лиц.
Теперь давайте перейдём к конкретике: что же нам нужно поменять в наших правилах благоустройства?
Покраска и побелка
Начать следует с простого – убрать совсем уж абсурдные и безнадёжно устаревшие требования, которые перекочевали туда из каких-то советских норм.
Например, сейчас в правилах благоустройства прописана обязательная покраска бордюров. Каждый год. Если бы бордюр нуждался в покраске, его бы покрасили на заводе.
Сегодня эта норма выглядит совсем анекдотично, когда рядом лежит тротуарная плитка из точно такого же материала.
Другое подобное положение – обязательная побелка деревьев. Белят всё! И хвойные, и березы, и сухие, и даже иной раз столбы.
Сейчас уже невозможно вспомнить, откуда это взялось, каких только версий нет, что это от солнечных ожогов, от вредителей, для обозначения габарита дорог при езде без фар ночью в военное время. Стоит ли говорить, что все эти объяснения – полная ерунда?
Уборка листьев
Или вот обязательная уборка листьев. Каждую осень начинается грандиозная кампания по упаковке шуршащих листьев в черные пакеты, а затем вывозу. Весной второе действие этого спектакля, если осенью успели упаковать не всё. Казалось бы, листья ничем не мешают, в лесу их никто не убирает, деревья от этого расти не перестают.
Напротив, из-за уборки листьев пересохнет почва, и до того, как вырастет трава, с неё будут подниматься клубы пыли, которые мы видим каждую весну.
Без листового перегноя, формирующегося за осень-зиму, на и так бедной городской почве будет хуже расти трава, которая должна задерживать пыль и грязь летом.
Да, вы не ослышались, это именно обязательные нормы, за нарушение которых наложат штраф. И надо понимать, что за всю эту ежегодную работу платите именно вы не только через налоги, но и в рамках оплаты коммунальных услуг. Думаете, пригнать столько людей, собрать всё в пакеты, вывезти – бесплатно? Как бы не так.
Именно эти вещи и съедают немалую часть денег, а мы потом удивляемся, почему же на действительно важные работы не остаётся ресурсов.
Другие города давно исключили эти нормы. Где-то что-то вообще под запретом, например, та же уборка листьев в Москве, где-то оставили это на усмотрение жителей.
Мы придерживаемся второго варианта. Кто хочет, тот пусть делает, но требовать это под угрозой штрафа смысла нет никакого.
Земляные работы
Пойдём дальше. Земляные работы и вскрытия. Я думаю, все заметили, что за последние годы стало резко хуже. Дороги стоят разрытыми по нескольку месяцев, тротуары вокруг в грязи, площадка не огорожена, водоналивные блоки даже не сподобились наполнить водой.
Притом раскапывают дороги, где и года не прошло с момента ремонта. Благоустройство после вскрытия почти нигде не восстанавливается.
Дело в том, что сетевики давно выработали «иммунитет» к старым правилам. Например, для работ есть четкие сроки. Однако любой человек из отрасли вам скажет, что за небольшую взятку его легко продлят, потому что ни закрытого перечня оснований для продления, ни какого-то максимального срока сейчас не предусмотрено.
Или вот: работы положено согласовывать заранее, чтобы не ремонтировать ту же дорогу, которую скоро раскопают.
Однако и тут найдена лазейка – плановые работы выдаются за аварийные, а четких критериев аварии нет, отказ не предусмотрен.
Хотя далеко не любая неисправность сети является аварией, требующей срочного вскрытия. И таких моментов очень много.
К примеру, в Волгограде предусмотрено обязательное подтверждение аварийного характера работ, для продления ордера установлены ограничения по максимальному сроку, и перечень оснований является закрытым, каждое основание должно быть подтверждено заявителем. Срок гарантии на восстановленное благоустройство установлен на период 4 года.
Там же чётко прописана обязанность сетевиков мыть колеса при выезде с площадок, где ведутся земляные работы. В Сургуте работы по просроченному ордеру приравнены к самовольным, со всеми вытекающими последствиями.
Фасады
Следующий большой пласт вопросов, где мы отстаём от коллег, – это требования к фасадам зданий. У нас сейчас преимущественно общие слова или декларативные нормы, что мол решение должно сочетаться с архитектурой. Поэтому каждый делает кто во что горазд, и практически по любому нашему зданию окна, двери и кондиционеры сразу выдают, что это не Европа и даже не Москва.
В то же время, например, в Ростове-на-Дону урегулированы правила установки кондиционеров, где и как они могут размещаться.
Нам полезно было бы прописать как минимум установку по одной оси и покраску в цвет фасада. Есть там и требования по окнам:
— к одинаковому членению расстыковки, к толщине переплетов;
— к размеру оконных проемов, включая запрет на его изменение и ликвидацию проемов;
— к колеровке оконных рам, включая запрет в общем случае различной колеровки на одном здании;
— к использованию специального остекления (тонированного, цветного, витражного);
— к монтажным швам между окном и фасадным покрытием;
— к размещению оконных кондиционеров;
— к размещению дополнительного оборудования: маркиз, роллетных ставней.
Есть и к дверям:
— к колеровке дверей, включая запрет различной окраски дверей на одном здании и окраски дверей из ценных пород дерева;
— к конструкции дверей, в т.ч. запрет глухих дверей, за исключением ведущих в технические помещения;
— к расположению дверей, включая запрет его самовольного изменения, организации входных дверей выше уровня первого этажа или выхода за пределы плоскости фасада;
— запрет самовольного изменения расположения дверного проёма.
Конечно, я не говорю, что нужно вот прямо сейчас наводить архитектурный блеск на хрущёвки. Нет, но как минимум по нежилым зданиям, основным улицам, в том или ином виде требования к кондиционерам, антеннам, окнам, дверям нужно чётко прописать.
Вторая часть этой проблемы – паспорта фасадов. Если вы устанавливаете какие-то требования, то нужен документ, закрепляющий то, каким должен быть фасад.
У нас сейчас предусмотрены колерные паспорта, однако эта норма абсолютно нерабочая. Она касается только цвета и не предусматривает наличие паспорта как такового, а только обязанность оформить его при перекраске, притом возлагается она на того, кто красит, а не на собственника. Как в таких условиях понять, что фасад изменен самовольно, и кто за это отвечает?
Волгоград, Екатеринбург, Курган, Ростов-на-Дону, Симферополь, Тюмень, Сургут, Челябинск – вот далеко не полный перечень городов, где оформление паспортов фасадов тщательно регламентировано.
Как минимум нужно предусмотреть:
— Состав паспорта фасада. В минимальном виде – колористическое решение. Такой документ есть практически повсеместно, но, как показывает практика, этого недостаточно. Целесообразно регламентировать также фасадное освещение, расположение окон, балконов и входных групп, размещение и характеристики декоративных элементов, места расположения вывесок, праздничное оформление.
— Время оформления паспорта фасада. Паспорт фасада должен оформляться для вновь вводимых зданий, а для ранее введенных – при первых работах по изменению фасада.
— Запрет изменения фасада в отсутствие паспорта фасада или противоречащий паспорту фасада.
— Порядок рассмотрения и согласования паспорта фасада.
— Источники требований к элементам фасада, которым они должны соответствовать, например дизайн-код городского пространства. Требования могут устанавливаться дифференцировано для различных городских зон.
Ограждения
Ещё один большой пробел – в самарских правилах практически нет требований к ограждениям. Неудивительно, что весь город перегорожен непонятными заборами, а выглядят они по-настоящему жутко.
Правила по ограждениям популярны — есть в Астрахани, Волгограде, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Сургуте, Симферополе, Тюмени, Челябинске, короче говоря, трудно найти город, где их бы не было. Это, конечно же, Самара.
Примеры норм по ограждениям:
— запрет самовольной установки ограждений;
— запрет глухих ограждений, кроме исчерпывающего перечня особых случаев;
— требования по очистке и мойке;
— перечень разрешенных и запрещенных материалов (мы рекомендуем запретить профильный лист и сетку «рабица»);
— высота ограждений в зависимости от типа и места;
— срок устранения неисправностей;
— колористика и дизайн;
— ограничения размещения рекламы и вывесок.
Частным случаем ограждения являются шлагбаумы. Целесообразно установить специальные требования для них, в частности – обязательное наличие лица, обеспечивающего беспрепятственный въезд для специальных служб и размещение аншлага со сведениями о правоустанавливающих документах и контактных данных указанного лица.
Потребность в шлагбаумах есть, и люди будут только рады, когда появятся чёткие правила и ясность в этом вопросе.
Уборка снега
Изуродованные фасады, кривые самовольные заборы, утопающие в грязи многомесячные раскопки теплосетей и водоканала и разбитые после них улицы, клубы пыли, что же ещё забыли?
Конечно, горы грязного снега, который к концу зимы становится не то коричневым, не то чёрным.
Сейчас правила не обязывают вывозить собранный снег (кроме автомобильных дорог), его можно складировать прямо во дворах.
Вроде как есть ограничения – нельзя на зеленых насаждениях, тротуарах, проездах, не должно допускаться подтопление, надо предусмотреть отвод талых вод, но уследить за этим невозможно, и это никто не соблюдает – сваливают как попало.
Мало того, что снег мешает и портит вид зимой, так ещё и весной из-за него – тонны слякоти и грязи, затопленные подвалы.
Другие города, например, Ростов-на-Дону и Краснодар, установили обязательный вывоз всего собранного снега. То же самое давно пора сделать и у нас.
Ещё одна полезная норма – установить, что уровень грунта на газонах должен быть ниже бордюра. Сейчас землю кидают очень щедро. И каждый дождь она смывается на наши улицы, потом высыхает и становится пылью. Это один из главных источников грязи.
В Краснодаре, Ростове-на-Дону, Сургуте установлено, что уровень бортового камня должен быть выше газона.
Повторюсь, что я ничего тут не придумываю и не изобретаю, всё это есть и работает в других российских городах. Тут не нужно ничего разрабатывать, согласовывать, готовиться к судам и проверять на практике. Весь этот путь давно прошли коллеги, нужно просто переписать у них.
В Самаре сейчас самая отсталая нормативно-правовая база. В 2017 мы были впереди, но годы бездействия сделали своё дело, теперь мы в самом хвосте.
Тут, конечно, могут возразить, что принятие правил не означает их соблюдения. Всё так. Конечно, работа не должна заканчиваться на принятии документа. Но такой документ может очень многое. Исходя из правил формируется перечень работ по госконтрактам.
Муниципалитет сам начинает соблюдать правила и показывать, как надо. То же начинает делать крупный и средний бизнес. Затем практику перенимает малый бизнес и обычные люди. Конечно, останется некоторое число непонятливых, но их можно воспитать штрафами.
Посмотрите, как поменялись, например, вывески и оформление магазинов с 2013 года. Кто бы мог подумать тогда, что это вообще кому-то надо и кто-то будет работать, и что город так изменится?
Сегодня никакой скептик не сможет отрицать улучшений, достаточно посмотреть на «Яндекс Панорамах» снимки разных лет и сравнить.
Людям свойственно переоценивать изменения, которые произойдут через два года и очень недооценивать те, которые через 10 лет. Поэтому если дать процессу достаточно времени, результат будет. Но любой путь начинается с первого шага.
И этот шаг – принятие изменений к правилам благоустройства.
Фото от администрации Самары
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте