,
Мы живем в городе, пользуемся его ресурсами, мы прямо или косвенно (через налоги) изменяем его. Но много ли мы о нем знаем? Устройство города, внутренние взаимосвязи? И нужно ли нам это знать?
Текст: Андрей Чернов Иллюстрации: Наталья Пирожкова, Анар Мовсумов
Мы хотим жить хорошо, но для каждого из нас эти слова имеют разный смысл. У нас разные потребности, разные эмоции, разные возможности, разная мораль и поэтому разные векторы силы.
Все мы хотим, чтобы на нашем пути было меньше ограничений и непоняток. Хотим, чтобы наши усилия по возможности давали максимальный эффект, складывались с усилиями других людей. Для этого недостаточно быть просто хорошим или просто сильным, или просто умным человеком.
Надо знать, как устроен город. Понимать, как он управляется и по каким законам живет.
Важно понимать, кто и как влияет на город. Его жизнь и будущее. Основные агенты влияния — это органы власти различных уровней; разные категории бизнеса; общественные объединения; сообщества со схожими интересами… Нужно знать их сильные и слабые стороны, цели, права и обязанности.
Такие знания помогут правильно выбрать точку приложения наших сил в развитии города. Позволят избежать бесполезных и даже потенциально опасных действий. Подскажут, где найти союзников и партнеров.
Мы начинаем этот проект, чтобы объяснить, как управляется город и происходит его развитие.
Это будет своего рода «город для чайников». Сначала — разъяснение общих понятий об общих важных темах. Например: куда и какие деньги могут уходить из городского бюджета? Кто именно ответственен за состояние дорог? А чем проект закончится, мы и сами пока не знаем. Нет! Знаем! Это, конечно, не учебник, а живой разговор с читателями, но он обязательно поможет сделать жизнь города хотя бы немного лучше.
Мы постараемся описать состояние «как есть» — факты, расклады, практический опыт. И обозначим проблемы, без оценок.
Каковы основные силы влияния на развитие города? Какие у них интересы, и насколько велик вес?
Важное влияние на развитие города оказывают различные ветви органов власти – исполнительная, законодательная и судебная. Наиболее сильное фактическое влияние на данный момент оказывает исполнительная власть. Ее и рассмотрим.
Органы исполнительной власти подразделяются на федеральную власть во главе с президентом страны, региональную во главе с губернатором и органы местного самоуправления во главе с мэром — теперь сити-менеджером.
В чём их объявленные интересы? В социально-экономическом развитии и отсутствии потрясений на территории ответственности. Исполнительной власти важно спокойствие на территории, следствием которого является устойчивость её положения и лояльность населения на выборах.
Чем они занимаются? Управляют, контролируют и оказывают государственные и муниципальные услуги.
Кто от них зависит? От исполнительной власти зависят так или иначе все жители города. Но наиболее зависимы (и в следствии этого легко организуемы) «бюджетники» — работники учреждений, прямо или косвенно финансируемых городской властью. В первую очередь, это школы, больницы, учреждения культуры, спорта.
Велик вес бизнеса – крупного, среднего и мелкого. Крупный и средний бизнес, если его деятельность привязана к территории, находится в постоянном диалоге с властью. Ошибочно полагать, что это сплошная коррупция и что такого диалога быть не должно.
Если очень грубо сформулировать позицию крупного бизнеса, то она будет звучать так: «Мы даем городу рабочие места, поднимаем экономику, платим налоги – хотим меньше издержек, больше преференций и уважения».
Позиция власти: «Мы вас уважаем, готовы помогать, но докажите, что вы полезны городу и поддержите нас. При этом так, чтобы мы не попали к вам в зависимость».
Кроме того, крупный и средний бизнес тратит приличные суммы на организацию событий и рекламных кампаний. И задача города – получить от этого нечто большее, чем «сцена, шарики, салют». В моногородах, к которым Самара, к счастью, не относилась, городская жизнь фактически зависит от одного-двух предприятий. Другая крайняя и часто встречающаяся позиция бизнеса, после взвешивания всех издержек и плюсов от возможных преференций — «нам ничего не нужно от города, но и вы не трогайте нас».
Среди крупного и среднего бизнеса выделяются группы, наиболее активно влияющие на город. Это крупные девелоперы-застройщики, владельцы коммерческой недвижимости, а также управляющие компании и организации, эксплуатирующие инженерные сети. Они находятся в наиболее плотном диалоге с городской властью. И зачастую образуют с ней полулегальный симбиоз.
Малый бизнес слишком разнороден и почти во всех городах России разобщен. Наибольшее влияние оказывают организации в сфере торговли и оказания услуг населению, но значительная часть из них находится на грани рентабельности. В целом, они готовы «вкладываться» в город, в основном вокруг своего места расположения (все способы организации пространства в обмен на наружную рекламу).
Каждый житель города в той или иной мере участвует в его развитии. Жители выступают основными потребителями городских услуг, формируют спрос на них и частично — предложение. Даже, если вам ничего не нужно и неинтересно, вы все равно — часть города.
Жителей так много и они такие разные, что невозможно описать их деятельность, не разделив их на условные группы (например, по социальному признаку, местоположению, уровню дохода).
Важно выделить ту часть жителей, которые потенциально готовы и могут активно развивать город.
Например, неформальные сообщества. Это могут быть люди, объединённые совершенно разными интересами. От любителей велосипедов и защитников животных до автомобилистов или поклонников экзотических видов спорта. Важно то, что они представляют собой организованную силу, осознающую свои интересы.
В Пензе, Воронеже, Вологде, Ижевске и других городах их последовательно «вытаскивают» из Интернета и раскручивают в реальной жизни, помогают в организации событий и акций в области образования, культуры, изменении городской среды.
Властям хочется работать именно с активной частью общества, а люди, состоящие в неформальных сообществах, имеют свободную энергию. Интересны они и бизнесу. Через них можно влиять на круг лояльности. Активной части населения, собравшейся в сообщества, важна собственная раскрутка и помощь при разумном дистанцировании от власти, нужны следы своей деятельности.
Нам всем нужен современный, удобный для жизни, бизнеса и управления город! Вот только пути для достижения этой цели и средства у всех разные. Но об этом — в следующей главе нашей самарской саги.