,
Последние 10 дней в Самаре проходили досрочные выборы районных депутатов. Официально досрочка нужна тем избирателям, кто не сможет проголосовать в основные дни (11-13 сентября). На деле за время досрочного голосования зафиксировали больше 40 нарушений.
Корреспондент ДГ Максим Фёдоров собрал самые яркие нарушения. Впереди ещё три дня выборов — список историй о нарушениях будет пополнятся.
«Меня постоянно просили удалиться из кабинета»
Зарегистрированный кандидат от фонда «Городские проекты» Екатерина Демина рассказала, как на участке №3210 за один день «вкинули» 59 голосов, а к члену комиссии Елене Логиновой, которая обратила внимание на нарушение, пришли работодатели, чтобы поговорить «о её поведении».
— При изучении списка полученных и сданных бюллетеней (такой список ведётся каждый день) членом комиссии с правом решающего голоса Еленой Логиновой было обнаружено, что 5 сентября (когда на участке не было наблюдателя с моей стороны) комиссией было получено 200 бюллетеней, а сдано обратно в сейф — 141. Ей показалась странной эта ситуация, она озвучила свои сомнения и хотела ознакомиться с основным и дополнительным списком. Но оказалось, что в публичном доступе был только основной список, а дополнительный хранился в сейфе. Елена Логинова вызвала полицию.
К приезду полиции подъехала уже и председатель комиссии Ярославцева М.В. и даже сам председатель ТИК, Комаров А.А. Все собрались, так сказать, на месте преступления. И вот, наконец, из сейфа был извлечен заветный документ, так называемый «Дополнительный список избирателей». В этом альбоме и были обнаружены записи о 59 избирателях, якобы пришедших в этот день.
Время работы комиссии в период досрочного голосования — всего 4 часа в день. Получается, на одного избирателя комиссия из 2 человек (именно такое количество членов УИК работало в тот день) могла выделить только 4 минуты. А за это время член комиссии должен спросить избирателя о причинах досрочного голосования, посмотреть документы, по которым этот человек не сможет проголосовать 13 числа, а избиратель должен успеть написать заявление об этих причинах. Ещё! Член комиссии должен пролистать основной список избирателей, увидеть, что этого человека нет в списке, сделать запись в дополнительном альбоме об этом избирателе. Далее этот несчастный и уже слегка измученный избиратель должен расписаться в получении на руки бюллетеня, пойти в кабинку для голосования, подумать, за кого голосовать, потом заветный бюллетень должен быть убран в конверт, запечатан, и на месте запечатки должны быть поставлены подписи хотя бы двух членов комиссии.
И все это за 4 минуты. Там ведь следующий несчастный избиратель уже дышит в спину. Эх, должна, наверное, была образоваться не хилая человеческая пробка. Или этих 59 человек просто не было в тот день на участке? Их выдумали члены комиссии, дежурившие в тот день и председатель, чьи подписи также стоят на документах. Председатель комиссии несёт ответственность за все, происходящее на участке — и административную, и уголовную. Полиция ознакомились со всеми документами, сотрудник опросил свидетелей, все разъехались.
Надо сказать, что председатель ТИК Комаров А.А. не усмотрел в сложившейся ситуации ничего предосудительного. Он не сделал замечание членам УИК. История с 59 якобы избирателями не вызвала у него никаких вопросов. Все наши замечания к работе комиссии были оставлены Комаровым без комментариев, а вот меня он постоянно просил удалиться из кабинета, повторяя то и дело фразу «почитайте закон». Если почитать закон, то я как зарегистрированный кандидат имею полное право присутствовать на участке в любое время работы УИК.
Конечно я не питала иллюзий о том, что все будет честно. Но блин! Просто вкинуть 59 голосов в один день. Когда за день до этого было 0 проголосовавших, а на следующий день – снова 0. Понимаю, все эти 59 человек могли прийти на участок и выстроиться в очередь, потому что услышали, что в бюллетенях будет теперь наконец моя фамилия. Но кого я обманываю.
А сегодня день начался с того, что к Елене Логиновой, честной женщине, пришло руководство предприятия, на котором она работает, чтобы «поговорить» о ее поведении.
«Всё это они делают, чтобы внушить ощущение безысходности»
На участке №3208 кандидату в депутаты от партии «Новые люди» Андрею Ладяеву даже не дали просто посмотреть количество людей, проголосовавших досрочно.
Как пояснили в штабе партии, в соответствии с 7 главой 67 ФЗ кандидат имеет на это право, и на других участках такую информацию предоставляют.
В партии «Новые люди» считают, что «всё это делают, чтобы внушить ощущение безысходности и отвадить людей от голосования».
— Официальное голосование начнется только 11 сентября, а местные жулики пытаются украсть наш выбор уже сейчас. Но несмотря на махинации, если большинство людей придет на участки 13 сентября и проголосует, то у воришек ничего не получится.
Дистанция от «Единой России»
Кандидат от партии «Яблоко» Антон Рубин поделился на своей страничке в «Фейсбуке» фотографией из детского отделения Самарской городской стоматологической поликлиники.
— Предупреждают: к жуликам и ворам лучше даже не подходить.
Размещены агитационные плакаты кандидатов от партии «Единая Россия». На момент публикации фотографии других кандидатов не размещали. Согласно пункту 8 статьи 54 ФЗ-67 размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, должно быть на равных условиях для всех кандидатов. Статья 5.48 КоАП предусматривает ответственность за соответствующее нарушение.
На «карте нарушений» также есть сообщение, связанное с кандидатом от «Единой России».
— УИК 2505 Железнодорожной ТИК Самары. В помещении УИК 2505 рядом с урной для голосования в изобилии агитационные листовки действующего депутата и кандидата партии «Единая Россия» Михаила Натальчука.
Согласно пункту 10 статьи 54 ФЗ-67, запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства подпадает под статью 5.12 КоАП.
Обрезали значок
Действующий депутат и кандидат от ЛДПР Андрей Седогин зафиксировал нарушение на УИК №2910.
— На предоставленном фото для информационного стенда ТИК намеренно обрезал депутатский значок. В то же время, депутату от ЕР Оксане Пушкиной значок оставили, тем самым нарушив принцип равенства прав кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…».
Также, по словам Седогина, в его биографии ТИК самовольно внёс изменения в представленный им текст, «допустив бросающуюся в глаза орфографическую ошибку — предложение начинается с маленькой буквы «р».
Чужие подписи
13 сентября на УИК №3346 избиратель перед получением своего бюллетеня для голосования обнаружила в книге избирателей напротив своей фамилии и фамилии своего сына уже проставленный чужие подписи.
— Когда она обратила на это внимание и попросила подойти наблюдателей, председатель избирательной комиссии № 3346 Макаренко Марина Рудольфовна специальной ручкой стёрла поддельные подписи. Подана жалоба, составлен акт нарушения. Сам избиратель написал заявление в полицию о подделки подписи.
Пустое место
13 сентября на УИК №2902 до полудня голосовали бюллетенем, в котором не было восстановленного накануне кандидата от «Городских проектов» Александра Шатилова. Написано заявление о признании недействительными бюллетеней без кандидата. В итоге Шатилов всё-таки победил на выборах.
Почитать о том, как с выборов в Самаре сняли практически всех независимых кандидатов и кто остался, можете в нашем материале.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram