,
Через три месяца, в сентябре 2020 года, в Самарской области пройдут масштабные (по количеству кандидатов) выборы в органы местного самоуправления. В них примут участие несколько тысяч кандидатов. Собственно, только этим и обусловлено прилагательное «масштабный». Пока никакой политической борьбой в регионе не пахнет. Советник губернатора Самарской области Виктор Кузнецов связывает это с интенсивной коронавируснрой повесткой, которая затмевает все остальные события. А сами участники будущей кампании предполагают, что интерес к муниципальным выборам значительно снизился, и реформа МСУ себя не оправдала. ДГ попытался разобраться, кого мы будем выбирать 13 сентября и зачем нам это нужно.
История вопроса и реформа им. Н.И.Меркушкина
Мы живем с Самарской городской думой с 1994 года. Явка на тех, первых выборах была ошеломительной — 48,5%. Вероятно, столь большой интерес был связан еще и с тем, что одновременно с депутатами избирали мэра города. Победил Олег Сысуев с убедительным результатом в 70%. Количество депутатов в гордуме I созыва составляло всего 18 человек, и председательствовал над ними мэр города. В такой конфигурации местная власть последний раз избралась в 2000 году. В 2003 году вступил в силу Федеральный Закон №131 о местном самоуправлении, который в 2 раза увеличил нормы представительства депутатского корпуса. Городская Дума IV созыва – это 2004 год, 35 депутатов, четко структурированные комитеты, рабочие группы и комиссии. Глава города по-прежнему избирается всенародно. Явка избирателей высокая, но не такая, как раньше – 34%.
В 2012 году Самарскую область возглавляет Николай Меркушкин, который на свой лад выстаивает здесь политические и экономические процессы. Его главная задача, как он постоянно отмечал тогда, — выстроить четкую, понятную и управляемую вертикаль власти. Поэтому все его действия были направлены на то, чтобы избрать лояльные представительные и законодательные органы власти. Городская дума внесла изменения в устав города. Это тогда называлось «первым этапом реформы местного самоуправления». Изменения заключались в том, что из числа депутатов теперь избирался глава Самары – высшее должностное лицо города, а по представлению конкурсной комиссии назначался глава администрации города. Этой парой тогда стали Александр Фетисов и Олег Фурсов.
Финальный аккорд реформы МСУ имени Николая Ивановича – деление города Самары на 9 внутригородских округов, создание в них районных советов, значительное увеличение депутатского корпуса – до 284, из их числа (по определенной норме представительства) формирование Городской думы и назначение сити-менеджера. В марте 2015 года Самарская Губернская Дума приняла закон «Об осуществлении местного самоуправления на территории г.о. Самара Самарской области» №23-ГД.
В своем интервью «Самарской газете» Николай Меркушкин тогда красочно описывал несомненную пользу от его предложений: «Основная цель реформы — это укрепление местного самоуправления, реальное расширение его финансовой самостоятельности и ресурсных возможностей, создание условий для прихода в муниципальные структуры власти высококвалифицированных специалистов, профессиональных управленцев, неравнодушных, неиспорченных людей, которые готовы засучить рукава и взяться за решение многочисленных проблем и вопросов местного значения — в своем районе, на своей улице, в своем дворе».
Промежуточные итоги и сомнения
Прошло 5 лет. Реформатора Николая Ивановича отправили поднимать иные проекты, и в 2019, за год до очередных муниципальных выборов, возник резонный вопрос: стоит ли продолжать эту историю?
Одним из аргументов Николая Меркушкина «за» реформу в свое время стали опросы общественного мнения, которые показали, что только 21% жителей городов-миллионников знают своего депутата. Точно такой же опрос, проведенный в 2019 году комитетом по МСУ Самарской Губернской Думы, показал вот какие цифры.
Депутата райсовета знает 12% населения, депутата городской думы и того меньше. При этом у граждан много претензий к депутатам. Главная претензия – чересчур расплодившиеся депутаты потеряли свой вес и свою значимость, как для избирателей, так и для власти исполнительной.
Как рассказал в приватной беседе один из депутатов внутригородского района, «поначалу люди обращались к депутатам, но постепенно поняли, что толку от нас мало. Мы точно так же, как и они, направляли запросы в разные органы власти, только людям отвечали, а нам нет. Я веду прием граждан, но приходят на него преимущественно не с целью решить какой-то вопрос, а выплеснуть эмоции, — есть такая особая категория горожан. Остальные пишут в твиттер губернатору. Пользы от депутатства ни для себя, ни для людей я не вижу. Выдвигаться на новый срок не стану — незачем».
Некоторые главы внутригородских районов Самары, тоже на условиях анонимности, высказывают похожие суждения. Вот слова одного из них: «У меня есть депутат, которого я видел всего один раз на первом заседании. Мы ему звонили, интересовались, будет ли он выполнять свои обязанности, но он сказал, что не видит смысла тратить свое время. Да, тяжело работать, когда нет денег. Наши бюджеты не предусматривают все «хотелки» депутатов, они у нас минимальные».
Изначально при внедрении реформы предполагалось, что внутригородские районы возьмут себе довольно большой объем полномочий. В законе для них есть 15 полномочий, часть из которых были переданы районным советам полностью, а некоторые поделены с вышестоящими органами власти. Но постепенно полномочия стали передавать на уровень администрации города. Всего внутригородские районы лишились девяти видов полномочий.
Об одном из самых свежих примеров нам рассказал депутат Губдумы Александр Степанов: «На июньском заседании Губернской Думы мы рассматривали работу городских ярмарок. Полномочия по их устройству и содержанию находятся в ведении внутригородских районов. Но по факту работа признана неудовлетворительной. Потому что по инициативе внутригородских районов в Самаре была проведена только одна ярмарка, в то время как администрация города организовала 126. Поэтому мы приняли решение полномочия у районов отобрать и вернуть городу. А всё потому, что у низового местного самоуправления нет финансовых рычагов. Они даже вывоз мусора не способны проконтролировать. Поэтому районные советы я считаю непонятной надстройкой без полномочий».
К концу первого года существования новой системы самоуправления из районных советов начался массовый исход депутатов. Всего за прошедшее время сложили с себя полномочия 36 депутатов. Советник губернатора Виктор Кузнецов называет это «детской болезнью депутатства первого уровня».
И продолжает: «Люди приходят с наполеоновскими планами и думают, что сейчас они станут командирами. А оказывается, что приходится договариваться с огромным количеством людей, и не везде ты можешь руководящие указания давать. И да, у части людей руки опускаются. А у части нет. Мотивация у людей разная. Но самый наглядный показатель – это количество тех людей, которые будучи депутатами, выдвигаются снова. Их, по-моему, порядка 70 или 80%. Так что по поводу массового разочарования я бы не стал говорить. Их туда никто палкой не загонял».
С ним кардинально не согласен депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев:
«Одна из колоссальных проблем, которая была создана Меркушкиным в этой модели, заключается в том, что мало того, что система стала весьма и весьма разветвлённой, она еще и вся переведена им на общественные начала. У нас даже председатели районных дум не получают зарплату, то есть всех людей заставили работать бесплатно. Эта ситуация мне хорошо известна, потому что я два созыва отработал заместителем председателя комитета по местному самоуправлению, я знаю настроения людей, когда их заставляют и нагибают на каждых выборах что-то делать, но бесплатно».
Осенью 2019 года в Самарской Губернской Думе по инициативе комитета по местному самоуправлению состоялся круглый стол с обсуждениями итогов муниципальной реформы. Результатом дискуссии должен был стать ответ на вопрос, что делать дальше – продолжать эксперимент или возвращаться к прежней модели, с прямыми выборами депутатов в городскую думу Самары.
Серьезным аргументом против возврата для губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, насколько известно ДГ, могли стать итоги выборов в Тольяттинскую городскую думу в 2018 году.
Напомним, что в Тольятти городская Дума избиралась напрямую всенародно по смешанной системе. 17 депутатов завоевывали мандат в избирательных округах, 18 шли по партийным спискам. Проявление прямой демократии привело к тому, что «Единая Россия» потерпела поражение, и 17 кресел в гордуме заняли представители партии КПРФ. Случился парламентский кризис, скандал, штурм здания гордумы, потом компромисс, но выводы из этой истории сделали все стороны. Поэтому рекомендации комитета по МСУ Самарской Губернской Думы о необходимости признать реформу местного самоуправления неэффективной и вернуться к прежней модели уже решающего значения не имели. Лучше пусть неэффективная реформа, чем скандальные прямые выборы.
Многие эксперты ждали, что конец 2019 года ознаменуется публичной дискуссией насчет изменений в системе местного самоуправления. Этого не случилось. Вместо это Общественная палата Самарской области 24 декабря внесла на рассмотрение Самарской Губернской Думы проект закона «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Основная суть этого закона – отменить на местном уровне выборы по партийным спискам. Оставить только одномандатные округа.
Блицкриг был молниеносный. Депутаты проект закона на комитетах не рассматривали, и на вопрос, зачем такая спешка, был дан ответ: это инициатива снизу, от Ассоциации Совета муниципальных образований, и давайте её уважим.
Вот фрагмент обсуждения этого вопроса на заседании Думы 24.12.2019:
Депутат Алексей Лескин (фракция КПРФ) задает вопрос докладчику Виктору Владимировичу Полянскому, члену Общественной палаты:
« — Скажите, пожалуйста, помимо Ассоциации или, как Вы говорите, Совета муниципальных образований, данный вопрос вы обсуждали с общественными организациями, с политическими партиями, какие круглые столы вы провели, какое мнение вы от них получили?
Полянский В.В. – Нет, мы этого не делали, но вопрос этот обсуждался давно, и вы это сами знаете. Я выскажу свою личную позицию, чтобы было понятно. Я вообще был противником введения пропорциональной системы на уровне муниципалитетов, потому что это не соответствует природе местного самоуправления. Партийная пропорциональная система, хотите вы или не хотите, отдаляет избирателя от кандидатов и от депутатов. Поэтому вот такая инициатива, с моей точки зрения, как раз возвращает нас в то необходимое состояние, которое должно быть на уровне местного самоуправления. И может быть, мы быстрее сумеем воспитать у нашего населения социально-психологическую готовность к самоуправлению, поскольку избиратель и кандидат, в будущем депутат, находятся в непосредственной связи. Это самое главное.
Но круглые столы, я знаю им цену тоже, они не всегда выражают какое-то общее представление о том, что должно быть. На них тоже бывают выражены позиции корпорации, лоббистов. Даже ученые являются, если вы хотите знать, тоже лоббистами. Поэтому с этой точки зрения, тут это и необязательно было. Тем более что главное все-таки – это мнение тех людей, которые непосредственно в местном самоуправлении работают. А их Ассоциация «Совет муниципальных образований Самарской области» как раз позволяет выявить это мнение, и мы им доверяем. Я не вижу никакой необходимости дополнительно проводить какие-то мероприятия».
Когда объявят выборы и кого мы будем избирать?
Выборы в районные советы должны быть объявлены в самое ближайшее время – с 14 по 24 июня. Теперь это полномочия районных Советов депутатов.
По новому закону 142-ГД, как уже было сказано, упраздняются выборы по партийным спискам. Соответственно, все кандидаты будут бороться в одномандатных округах. В Самаре их число составит 210. В начале года администрации внутригородских районов срочно перенарезали округа, уменьшая их территории, чтобы вместить туда требуемое по закону количество депутатов. В районах с численностью менее 100 тысяч человек теперь будет работать 20 депутатов, с численностью свыше 100 тысяч – 25 депутатов.
Из числа избранных депутатов внутригородских районов также будут выбираться самые достойные для делегирования в Самарскую городскую думу.
Основные полномочия депутатов районных советов – это принятие районного бюджета и работа с избирателями. Денег за свою работу депутаты получать не будут. Однако администрация должна обеспечить их депутатскую деятельность.
Еще в полномочиях депутатов избрание главы внутригородского района. Схема такая же, как была опробована на уровне города: специальная конкурсная комиссия собирает заявки от всех соискателей на должность главы района. Депутаты эти кандидатуры рассматривают и коллегиально выбирают самого достойного.
Политические партии вправе выдвигать своих кандидатов. То есть кандидат пойдет под шильдиком той или иной партии, но бороться будет на конкретной территории с разными соперниками, в том числе и беспартийными. По нашим сведениям, все действующие парламентские партии почти доукомлектовали списки своих одномандатников. Партия «Единая Россия» в ряде регионов даже провела онлайн-праймериз.
Остается самый главный вопрос – будет ли вторая попытка более удачной, чем первая? Пока нет сведений о том, что в городе Самара будут расширены полномочия внутригородских районов, а это значит, что и финансирование останется примерно в тех же пропорциях. В 2019 году городской бюджет составлял 25,4 млрд рублей, а консолидированный бюджет всех 9 районов – 1,9 миллиарда рублей – всего 7%. По мнению комитета по МСУ Самарской Губернской Думы, источником расходов на содержание чиновников и „бесплатных“ райсоветов стало перераспределение средств со статьи расходов на благоустройство, то есть депутаты «отъели» кусок у одной из самых значимых городских статей расходов. Совокупно по всем районам эта цифра составила 500 млн руб. за все пять лет.
Однако депутаты райсоветов по-прежнему не будут иметь депутатских фондов для решения вопросов жителей. Гражданин, конечно, сможет «дотянуться до власти рукой», как любил говаривать Николай Меркушкин. Вопрос, зачем. Просто потрогать?
Все тексты о выборах депутатов райсоветов и реформе МСУ:
Текст: Анастасия Кнор
Обложка: К. Лебедев. «Марфа-Посадница. Уничтожение новгородского веча». 1889 г.