,
Как считают многие, главное архитектурное наследие Самары — модерновые купеческие особняки. Но в нашем городе также остались здания, благодаря которым многие дореволюционные предприниматели стали миллионерами, — паровые мельницы.
Корреспонденты ДГ поднялись на крышу элеватора Госбанка, побывали на закрытой территории мельницы в Засамарской слободе и спустились по винтовой лестнице в машинное отделение мельницы Башкирова.
С чего все начиналось
Первая паровая мельница в Самаре появилась в 1860 году на берегу Волги, близ нынешнего Вилоновского спуска. Построил ее самарский помещик Александр Шишков.
До революции в нынешней черте города успели построить 10 мельниц. Сегодня мы рассмотрим лишь те из них, которые уже больше века поддерживают реноме Самары купеческой.
Элеватор Госбанка
(на Хлебной площади)
Начнем со здания, средства на строительство которого выделяли «федералы», а именно государственный банк. Это финансовое учреждение с 1910 года строило элеваторы и зернохранилища по всей стране. В них зерно чистили, сортировали, сушили и сохраняли от грызунов.
К началу 1917 года Госбанк построил 42 элеватора. Но даже среди них самарский выделялся. Его проект в стиле ампир, разработанный инженером В.Г. Петровым, утвердили в 1913 году. Достроили здание в 1916-м. Это был целый комплекс, включавший в себя, помимо самого элеватора, электрическую станцию и жилой дом для сотрудников.
Здание строили по последнему слову техники из монолитного железобетона. Оно представляло собой рациональное и технически совершенное сооружение.
В структуре элеватора были приемные и отпускные устройства, силосные и зерносушильные помещения. Для приема и отправки зерна в баржи и железнодорожные вагоны соорудили два параллельных конвейерных мостика, ведущих к реке.
К 1917 году по вместимости своих силосов самарский элеватор Госбанка занимал второе место в стране. В нем могло одновременно храниться до 3,5 млн пудов зерна.
В советское время в здании элеватора разместился комбикормовый завод. Сейчас произошло возвращение к истокам — здесь снова принимают, очищают и складируют зерно. По трубам, которые вы можете видеть на следующих фотографиях, происходит его транспортировка.
В этой части элеватора пыльновато, поэтому мы поспешили выбраться на крышу здания.
Поблизости кипят работы по возведению Фрунзенского моста, но наш взгляд прикован к немаловажной части элеватора — тем самым конвейерным мостикам, по которым зерно сгружают на баржи.
Крыша элеватора усеяна маленькими надстройками, которые появились в советский период. Немногочисленные декоративные элементы фасада, которые можно видеть на дореволюционном фото, не сохранились.
С вершин спускаемся к электрической станции. Еще одно здание в копилку промышленной архитектуры Самары.
Местные охранники давно приметили на стене силовой станции клейменый кирпич, скрытый от посторонних глаз зарослями кустарника. Этот кирпич с завода Вырыпаевых, который работал в Самаре с 1912 по 1918 год близ станции Кряж.
Проинспектировав силовую станцию, мы отправились в самые настоящие подземелья, к фундаменту элеватора Госбанка.
Место немного жутковатое. Далеко не все подвальные помещения освещены, деревянные лесенки шатки, а запах — типично подвальный.
А вот как выглядело строительство всей этой подземной красоты.
На сладкое мы оставили жилой дом для сотрудников элеватора. Подробностей о его строительстве нам узнать не удалось, хотя, прямо скажем, он внушает уважение одним своим видом.
А с полным комплектом лепнины и ныне утраченным куполом этот дом не затерялся бы даже на улицах Северной Пальмиры.
Известно, что в 1970-е заводоуправление комбикормового завода находилось именно в этом здании (адрес — Хлебная площадь, 10). Уже в постсоветский период его выкупила одна из крупных газовых компаний. Сейчас здание пустует.
Ну и напоследок фотография, украшающая бывшую проходную комбикормового завода. На ней панорама предприятия в 1970-х годах.
Мельница купца Башкирова
(на улице Крупской)
В 1886 году добрую половину квартала № 5 Самары отдали под застройку Торговому дому из Нижнего Новгорода «Емельян Башкиров с сыновьями». Спустя три года построенная им паровая мельница приступила к работе. В 1891 году, после раздела торговой империи Башкировых, она перешла в собственность старшего из братьев — Николая Емельяновича.
Мукомольные дела шли прекрасно. Главная контора Николая Башкирова и вовсе находилась в Санкт-Петербурге на Калашниковской набережной.
В июле 1898 года на мельнице Емельяна Башкирова случился пожар. Ее восстанавливали несколько лет, а руководил процессом известный самарский архитектор Александр Щербачев. В архиве сохранился разработанный им генеральный план предприятия.
Чтобы внести ясность, скажем, что Набережная улица — ныне Максима Горького, а Преображенская именуется улицей Водников. Теперь давайте попробуем сравнить этот план с ныне существующими строениями мельницы Башкирова.
Обратите внимание на металлические заклепки на фасаде. Это элементы усиления стен, которые запроектировали изначально. Крестообразные стяжки — наследие уже советских времен.
А вот чугунная лестница, которая сохранилась в бывшей казарме для служащих. Сейчас в этом здании находится ТОЦ «СтройДом».
А вот это здание на плане 1901 года архитектора Александра Щербачева. Обратите внимание, что четырехэтажный дом на углу Крупской и Водников тогда использовали под амбары.
Комплекс мельницы Башкирова включал в себя еще один жилой дом, выходивший фасадом на улицу Водников. Он много лет как расселен и скрыт за фальшфасадом, но только с внешней стороны. Со двора же можно «любоваться» на эту многолетнюю заброшку.
Здесь сразу же бросаются в глаза «стальные шторы» от Торгового дома «Доброслав Стелинский и Ко». Точно такие же можно видеть на доме № 44 по улице Льва Толстого.
А вот первоначальный проект дома.
Теперь переходим к самому интересному. Вот такая винтовая лестница ведет с первого на второй этаж машинного отделения мельницы.
А вот как первоначально выглядел фасад машинного отделения.
Пожалуй, самое фактурное здание бывшей мельницы Башкирова — элеватор (силосный корпус). «СтройДому» оно не принадлежит и внешне напоминает заброшенную средневековую башню.
В советское время силосный корпус был соединен со стоящим на берегу Волги «Новым» элеватором 1937 года постройки.
Уже несколько лет это помещение выставлено на продажу и дальнейшая его судьба неизвестна. Ниже приведен дореволюционной чертеж, на котором можно видеть уцелевшую до наших дней лестницу.
Чем еще может похвастаться мельница Башкирова, так это наличием клейменых кирпичей сразу нескольких заводов: Ивана Летягина, Павла Шишкина и Александра Ларина.
На заводе какого самарского предпринимателя производили кирпичи с клеймом «В М», выяснить пока не удалось.
Что касается советского периода истории, то какое-то время в 1920-х годах мельница не работала, но затем вернулась в строй, войдя в трест «Союзмука» как Самарская мельница №2.
Спустя полвека Самарская мельница №2 стала Мелькомбинатом. Один из его цехов, где производили ржаную муку, располагался в мельнице купцов Стройкова и Якимова (Водников, 52). Нынешние хозяева этой мельницы пускать к себе журналистов ДГ отказались.
Мельница Товарищества
(в Засамарской слободке)
Самая старая из всех действующих паровых мельниц в Самаре, а следовательно история ее весьма запутана. Датой постройки считается 1879 год, а вот имя собственника в источниках разнится.
Купец и краевед Константин Головкин указывал на некоего Светлова, а в книге, посвященной семейству купцов Курлиных, строителем мельницы значится Торговый дом «Семен Субботин, сын и внук».
Казалось бы, при чем здесь Курлины? В 1881-1882 годах на базе этой мельницы создали «Товарищество паровой, мукомольной и крупчатой мельницы и заводов в Самаре», учредителями которого были именитые самарские купцы: Петр Субботин, Антон и Матвей Шихобаловы, а также Георгий Курлин.
В дальнейшем количество пайщиков-концессионеров менялось. Так, в книге Константина Неклютина «От Самары до Сиэтла» упоминается такой факт:
«Так, в начале 1890-х гг., мой отец стал известным миллионером со 128 тыс. акрами земли, быстро поднимающейся в цене, т. к. самарские земли всё более заселялись землевладельцами с юга России, и с третью собственности большой мельницы, стоимостью в 750 тыс. рублей, но с большей реальной стоимостью.»
По всей видимости, во второй половине 1910-х годов мельница перешла в собственность купчихи Анастасии Неклютиной. Об этом пишет и Константин Головкин, а в путеводителе по Самаре 1925 года ее называют так: «Мельница № 9, быв. Товарищества (Неклютиных)». В то время она не действовала. К 1930-м годам вновь вступила в строй как мельница № 4.
От винтажных фотографий перейдем к современным. На территории мукомольного завода сохранились все дореволюционные корпуса. А в производственном здании осталась чугунная лестница тех времен, которую нынешние работники завода называют «царской».
На территории завода все еще стоит трехэтажное дореволюционное общежитие для работников завода. И наконец, остались несколько подсобных помещений, некоторые из которых до сих пор используют.
Мельница Товарищества в Засамарской слободе в 2023 году заняла 86 место в чемпионате ДГ за звание архитектурного символа Самары.
***
ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.
Также благодарим руководство мукомольного завода «Доверие», ТОЦ «СтройДом» и компании «Русский лён», что пустили в дореволюционные корпуса своих предприятий.
Текст: Андрей Артемов и Максим Федоров
Фото: Максим Федоров
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте