,
Сегодня наша «Энциклопедия самарских улиц» добралась до улицы, которую с полным правом можно назвать связующим звеном между старой Самарой и Безымянкой. Речь идет о бывшей Черновской дороге, которая ныне носит имя первого человека, побывавшего в космосе.
Расскажет нам о ней краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев. Комментарии Андрея Артемова к авторскому тексту даны курсивом.
Докуйбышевский период
Историю улицы Гагарина мы начнем изучать с 1898 года. Тогда существовал только ее прообраз, который назывался незамысловато — дорога в село Черновку.
Она начиналась от района, где тогда располагался городской ипподром. Он занимал обширную территорию, примерно от пересечения нынешних улиц Гагарина и Тухачевского до проезда Митирева. Затем она шла, петляя, через бесконечные сады в сторону реки Самары.
Засветилась дорога в Черновку (самое ее начало) и на карте 1910 года.
Не сильно изменилась ситуация и после революции. Вот карта 1927 года. Дорога в Черновку все такая же, как и тридцать лет назад. Только начинается она уже на территории одного из городских погостов — кладбища Мещанского поселка. Тогдашняя дорога в Черновку отмечена синим, нынешняя трассировка улица Гагарина — красным.
К тому моменту, как Самара стала Куйбышевом, будущее Черновское шоссе не играло значительной роли в судьбе города. С нынешней улицей Гагарина его трасса примерно совпадала от улицы Академика Солдатова до района станции «Спортивной».
Куйбышев предвоенный и во времена запасной столицы
На предвоенных картах и схемах самой крупной магистралью, которая соединяла Куйбышев и Безымянку, было Безымянское шоссе.
Если переложить его трассу на современную карту Самары, получится примерно следующее.
При этом Безымянское шоссе было грунтовым, поэтому при первой же возможности от него отказались, и на спутниковых снимках 1965 года его практически не видно.
Другое дело – Чёрновская дорога. С развитием идеи Большого Куйбышева и Безымянской промзоны понадобился короткий маршрут из старой части города на восток. Путь на Безымянку, как известно, лежит по современным улицам Гагарина и Победы, но и сама по себе Чёрновская дорога была важна.
Она обеспечивала транспортный выход в район будущего Машстроя и платформы Стахановская, которые обходило стороной Безымянское шоссе. Чёрновская дорога заканчивалась одноимённым переездом через железную дорогу, который существовал до 1962 года.
С конца 1930-х годов в городской прессе регулярно писали: нужно пустить трамвай между Куйбышевом и Безымянкой.
Реализовывать этот проект пришлось уже во время Великой Отечественной войны. Первый рейс по Черновскому шоссе сделал маршрут №3 («Линдовский рынок» — «Безымянка») — 8 ноября 1941 года.
Что касается жилой застройки по будущей улице Гагарина, то она стала появляться здесь во второй половине 1930-х годов. Это был частный сектор в границах улиц Дзержинского – Партизанской – Тухачевского – Гагарина – Революционной — Мориса Тореза.
Его жители ходили голосовать в здание двухэтажной школы (современная Мориса Тореза, 36А), где для избирателей было приготовлено два участка – по одному на каждый этаж. Район этот тогда назывался Северным поселком железнодорожинков.
Этому списку ровно 80 лет, но уже тогда улицы Мяги и Дзержинского стояли рядом. Обратите внимание и на то, что 37 домов приписано к улице Черновской.
Между войной и Гагариным
Следующий всплеск строительной активности произошел на Черновском шоссе уже после войны. Дома №№ 153-159 по нечётной стороне (первая половина 50-х годов) и дом № 120 по чётной стороне (1958 год) стали парадными домами завода «Металлист». Сюда же можно добавить построенное в тот же период здание райкома КПСС на углу с улицей Советской Армии.
Здесь же разместились друг против друга парк «Дружба» и сквер с памятником Маяковскому.
В связи с парком «Дружба» нельзя не опубликовать следующую фотографию, где виден он сам и застройка улицы Гагарина. Снимок сделан весной 1961 года с крыши школы №152.
С конца 1940-х годов вблизи будущей улицы Гагарина строилось Кировского депо ТТУ. Его трамвайную часть ввели в эксплуатацию в 1948 году (окончательно – к концу 1951-го). Троллейбусную же часть сдали лишь спустя 10 лет. Следующее фото сделано с территории депо в 1966 году.
В середине 1950-х годов жизнь кипела и в том районе, откуда Чёрновское шоссе начиналось. Здесь трамвайные пути пересекались с ныне утраченной Линдовской железной дорогой, которая обслуживала заводы: ГПЗ-4, ЗиМ, КАТЭК, Мехзавод № 1 и т.д
От этой ветки до трамвайной линии, проходившей у подножия нынешнего ТЦ «Сила спорта», было всего несколько метров. Позже здесь даже появился гейт – линия, соединявшая Линдов город и трамвай. Сделано это было для того, чтобы прибывающие в Куйбышев трамваи (их везли на железнодорожных платформах) перегоняли по кратчайшему пути с ж/д станции в депо на Полевой. На приведенных ниже фотографиях запечатлена эта локация.
В 1955 году в этом же районе на высоту 125 метров вознеслась радиовышка. В настоящее время это передающий цех № 7 Самарского телецентра (Гагарина, 6А), а в советские годы она глушила «вражеские голоса».
Из гадкого утенка в прекрасного лебедя
Кардинальное преображение улицы началось с момента решения о ее ансамблевой застройки.
По времени оно совпало с освоением массового выпуска крупноблочных и панельных домов. Цепочка новостроек должна была быстро соединить старый город и Безымянку. До начала этой застройки Чёрновское шоссе пересекалось большим количеством проездов, улочек и переулков. Одних только «номерных» проездов было 14 штук (первый — улица Дзержинского, четырнадцатый — XXII Партсъезда).
В самый разгар застройки Чёрновского шоссе грянуло 12 апреля 1961 года, и магистраль оперативно переименовали в улицу Юрия Гагарина.
Известно, что первые часы после своего приземления Юрий Гагарин провёл в нашем городе, и его наверняка везли с заводского аэродрома Трёхгорка по Чёрновскому шоссе. Позже в разных частях обозреваемой улицы появятся сквер Космонавтов и памятник «Покорителям космоса».
После присвоения нового имени улица Гагарина стала часто «позировать» на страницах городских газет. На отрезке от Байкальского переулка до улицы Советской Армии, а также по нечётной стороне от Промышленности её застраивали крупноблочными домами. Особенно интересно выглядит перекрёсток с улицей Авроры, по всем четырём сторонам которого были возведены спаренные дома.
Панельные хрущёвки (преимущественно ранних серий – 1-335 и 1-605А) строились перпендикулярно к улице.
Крутой уклон улицы – перепад высот порядка 95 метров от Революционной до района Красных Коммунаров — позволял фотожурналистам делать красивые панорамные снимки.
Осенью 1962 года Черновский переезд около платформы Стахановская был «отправлен в отставку», поскольку открылся новый путепровод в створе улицы XXII Партсъезда.
В 1963 году на Гагарина, 54 появилась еще одна достопримечательность — ресторан «Руслан» (ныне — «Русская охота»). История его постройки весьма любопытна, достаточно сказать, что первоначально здесь хотели построить общественную баню. Подробнее об этом можно прочесть здесь. Помнят ресторан «Руслан» (в позднесоветское время — «Океан») и куйбышевские лабухи. Их воспоминания собраны тут.
В этом же году произошло еще несколько интересных событий. На углу с улицей Карбышева появилось девятиэтажное здание – всего лишь третье по счёту в Куйбышеве. На нем же была установлена мемориальная табличка в память о Дмитрии Карбышеве.
В 1964 году улица Гагарина обзавелась своим широкоформатный кинотеатром «Весна». А воспоминания об открывшемся здесь в 1998 году ночном клубе «Торнадо» можно прочесть здесь.
Тогда же улица Гагарина обогатилась еще одной трамвайной линией, правда не небольшом отрезке — от улицы Промышленности до XXII Партсъезда.
В 1965 году начало реализовываться решение, которое было несколько нестандартным для Куйбышева. Дело в том, что в те времена новые микрорайоны старались возводить таким образом, чтобы не сносить существующую застройку. Самыми ходовыми площадками были сады и летние дачи, пустыри и даже аэродромы. Но крайне неохотно шли на слом «курмышей» — жилья в городе и так не хватало, а при таком раскладе их жителей требовалось расселять. Тем не менее, для довоенной застройки (кварталы 370-372) было сделано исключение — она была слишком ветхой.
За несколько лет нечётная сторона улицы Гагарина от Тухачевского до Революционной кардинально изменила свой облик. Помимо привычных пятиэтажек, здесь выросли девятиэтажные дома №№ 11, 29, 33 и приписанный к Тухачевского, но находящийся на Гагарина дом №253.
Есть на улице Гагарина и несколько «ведомственных» домов, которые возводились силами куйбышевских заводов и предприятий.
В 1971 году на улице Гагарина появился первый торговый центр — филиал ЦУМа «Самара». Интересно, что изначально место под него было выделено чуть ниже пересечения Гагарина и Карбышева. Долгое время там был пустырь, а четыре высотки появились лишь в первой половине 1980-х.
До постройки филиала ЦУМа «Самара» на его месте находилась разворотная петля трамваев, именуемая «кольцом на Уссурийской».
В 1970 году ее демонтировали, поскольку возникла новая трамвайная линия по Энтузиастов, соединившая улицы Гагарина и Аэродромную.
Времена пришествия метро
Улица Гагарина была очень загружена, особенно в час пик. Именно этот городской нерв было решено заменить метрополитеном, полностью игнорировав при этом вариант прокладки метро в сторону куда более населенных номерных микрорайонов. Именно с этого решения, одобренного Москвой в ноябре 1977 года, можно вести отсчёт нового этапа жизни улицы Гагарина.
Ныне на ней расположены четыре станции метрополитена. Вот хронология их ввода в строй:
25 марта 1993 года — «Спортивная»;
26 декабря 1993 года — «Гагаринская»;
27 декабря 2002 года — «Московская».
Теперь сравним эти даты со сроками закрытия трамвайного движения по улице Гагарина.
С 25 мая 1984 года — на отрезке от Энтузиастов до кольца у Клинической больницы.
Поскольку к тому времени ещё не была построена трамвайная линия по улице Киевской, около трёх лет трамваи ходили по весьма замысловатой траектории.
Летом 1987 года открылось прямое движение по Киевской, а ещё годом позже кольцо у Клинической больницы ликвидировали, перенеся его на улицу Тухачевского.
Кстати, на улице Гагарина было еще одно трамвайное кольцо — рядом с XXII Партсъезда, почему-то называвшееся «Мясокомбинат». Реально же от кольца до самого Мясокомбината оставалось не менее полутора километров пути да ещё и через железнодорожные пути и промзону.
В 1962 году строительство путепровода сделало это кольцо ненужным. Позже там появились АЗС-7 (в 1976-м) и памятник «Водителям и машинам» (в 1985-м).
Строительство метро на несколько лет изменило пейзаж улицы Гагарина не в лучшую сторону. В Сети есть очень много подобных снимков — любительских и из газет.
Мне доводилось видеть это во всей красе на улице Победы, около которой я прожил более восьми лет, но на Гагарина строительство метро было ещё более сложным – один рельеф местности чего стоил.
Кстати, даже после открытия станции «Московская» отрезок по Гагарина между Тухачевского и Московским шоссе был «непроезжим» ещё не один год. Зимой между двумя павильонами этой станции лежало снежное поле. Этот «недострой» можно было видеть из окон дирекции Самарского метрополитена.
Впрочем, не строятся только мёртвые города…
Вот и в улицу Гагарина, хотя её в целом можно считать цельно застроенной, продолжают «вписываться» новые здания и сооружения. Так, свежая высотка появилась рядом со сквером Первых космонавтов, а еще одна строится прямо сейчас напротив трамвайного депо.
Улица продолжает жить, работать и развиваться.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте