,
Проводником в историю Самары 90-летний давности для нас сегодня станет Константин Иванович Шестаков, родившийся в 1923 году.
Впоследствии он был главным редактором куйбышевских газет «Волжская коммуна» и «Волжский комсомолец», радиокомитета, возглавлял Куйбышевскую студию кинохроники, областной комитет по телевидению и радиовещанию, а также писал книги.
Одной из них — «Мои город родной: Записки старожила», вышедшей в свет в 1984 году — мы сегодня и воспользуемся.
Мои комментарии к авторскому тексту выделены курсивом.
О дорогах и благоустройстве
Мы, пяти-шестилетние ребятишки, сидим на низеньком крылечке нашего двухэтажного дома, выкрашенного в мрачный синий цвет, и от скуки не знаем куда деваться.
У нас большой двор, застроенный сараями-дровяниками. В жару здесь едко пахнет прелью помойки и курами, которых держит одна жиличка. <…>Тихо на улицах. Лишь иногда с соседней Ильинской (Арцыбушевской) доносится звонок трамвая.
«Тлен и безысходность» мещанских районов Самары во всей красе. Будучи уже заслуженным журналистом Константин Шестаков все равно жил неподалеку от родной Уральской, в доме Гидропроекта на Садовой, 212В.
Квартирный вопрос
Каждый человек в чужой квартире чувствует какую-то неловкость: не дома ведь. Шиманов входит в наши квартиры хозяином — бесцеремонно заглядывает во все углы, делает замечания нашим матерям.
Грустную картину жизни под пятой буржуя-домовладельца вскоре скрасило государство. Шимановы, как пишет Константин Шестаков, «куда-то убрались», а их дома стали «жактовскими». ЖАКТ (жилищно-арендное кооперативное товарищество) — объединение, арендовавшее жилые дома у местных советов с целью предоставления жилой площади. Появились во времена НЭПа и просуществовали до 1937 года.
Интереснейшую картину квартирных взаимоотношений постреволюционного периода оставил академик Михаил Тихомиров в своих воспоминаниях о Самаре. Читать здесь.
Общественный транспорт
В городе появились новые трамвайные вагоны — ярко-красные, просторные. Перед ними сразу померкли старые трамваи, ходившие еще с дореволюционных времен, и самые шикарные выезды извозчиков-лихачей.
Одного из них я знал. Он жил на соседнем дворе, выезжал перед вечером и возвращался домой под утро. Звали его почему-то дядя Пётра и еще лихачом. Правда, лихого в нем ничего не было — степенный, усатый, малоподвижный мужик с вечно сонными глазами. Просто лихачами называли особенно дорогих извозчиков.
Кого возил ночью дядя Пётра, сколько брал с своих седоков, не знаю. Во всем этом великолепии было что-то темное, чуждое и непонятное, и когда извозчик умер, мы восприняли это как нечто само собой разумеющееся.
Извозчик, как и его молочный брат лавочник, были главными антагонистами советского строя. Пока сознательные граждане строили светлое будущее, эти осколки старого строя замыкались на своих эгоистическо-финансовых, мещанских интересах, за что неоднократно клеймились как в художественной, так и в исторической литературе.
Единственная реабилитация лихачей — «Песня старого извозчика» в исполнении Леонида Утесова.
Стрит ритейл
— Вишоны кому, вишоны!
— Малины садовой, малины!
С полным набором инструментов бродили по дворам точильщики, жестянщики, медники, стекольщики. Оживленными и шумными были базарные площади. Дом, где я пишу эти строки, стоит в самом центре Самарской площади. Давно уже нет старой «Воскресенки». А я еще помню, когда в середине площади высилась нескладная каменная церковь, вокруг которой длинными рядами тянулись лавчонки с самым разнообразным товаром, столы с продуктами, а северо-западном углу было отведено место для возов. По праздникам на площади ставилась карусель, выстраивались балаганы. Пушкари-фотографы развешивали свои декорации с фантастическими замками, лебедями, вывешивали черкески с газырями, водружали фанерных коней. Как мы мечтали запечатлеться на мокром лоскутке фотобумаги в бравом виде — на коне, с кинжалом!
<…> Над разбитым в прах тысячами ног пустырем, нещадно пылившим летом и превращавшимся в лужу грязи весной и осенью, по воскресным дням гудел многоголосый говор, заливались противным верещанием надувные чертики, трещали вертушки.
— Свежей холодной воды! — кричали мальчишки, бойко торговавшие водой из водопровода.
— Сладкий, как мед, холодный, как лед! — расхваливали ядовито-красный «лимонад». Тут же продавались подозрительные пирожки «с гусаком», пельмени, ватрушки, леденцовые петушки. <…> Между рядами расхаживали картузники, портные со своими изделиями из старья, из перекрашенного, перелицованного товара.
Очень красочное описание канувших в лету самарских базаров с их неиссякаемым колоритом.
Бывшие люди
О поездке в город
К тому времени (автору было пять лет) я считал себя уже бывалым человеком, ездил с родителями в Бузулук, Юрюзань. Знал, что на свете есть маленькие деревни, небольшие городки и такие огромные города, как Самара.
Решив, что бабушка шутит, разыгрывает меня, маленького, я вступил в игру:
— В какой такой город?
— В обыкновенной, к Троице (Троицкая церковь, стоявшая на углу Галактионовской и Ленинградской).
— К какой еще Троице? — не унимался я. — Опять ты все по старому называешь.
— Отвяжись, назола, — прицыкнула бабушка и повела меня к трамвайной остановке на Ильинской.
Поездка на трамвае была так заманчива, что я умолк. В те годы у нас ходили еще старые вагоны без прицепов, с площадками без дверей, с разноцветными стеклами на крыше. Уже сам трамвайный запах нравился мне. Заветной мечтой было поскорее вырасти, чтобы доставать рукой до кожаных лямок, подвешенных на никелированной трубке под потолком. Но я еще не достиг ростом и ручки на вагонной скамейке — на детей, что были выше ручки, полагалось брать билет.
— Станция зеленых билетов, — объявила кондукторша. — Ленинградская!
Вид на перекресток Ленинградской и Галактионовской со стороны улицы Венцека. ∼ 1913 год.
Мы сошли, побродили по Советской (Куйбышева), посидели на скамейке в сквере у памятника Ленину, зашли в магазин и купили кулечек дешевых конфет подушечек.
Весьма любопытный отрывок, дающий представление о тогдашнем восприятии географии города. Как мы видим, улица Арцыбушевская считалась окраинной. Билеты в те годы были разного цвета и их стоимость зависела от количество остановок, которые нужно было проехать пассажиру.
Помните стихотворение Маяковского «Кем быть»?
а в трамвае — лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда, ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые, красные
и голубые.
ДГ благодарит Марину Шлыкову за предоставленную книгу
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook