Чем жила Самара в феврале-марте 1991 года
2 588
1991 год стал переломный как для страны в целом, так и для нашего города, вернувшего себе историческое имя, в частности. Прочувствовать ту непростую эпоху помогут самарские газеты, самые интересные статьи из которых мы представляем вашему вниманию.
О насущном
Небольшая философско-гастрономическая заметка на злобу тогдашнего дня.
(Самарская газета, 22 марта)
Есть курить?
Летом 1990 года начались перебои с товаром для многих первой необходимости. Речь идет о сигаретах, которые как-то незаметно исчезли с прилавков.
Тогда-то самарцы и стали больше любить родную «Табачку», что стояла некогда на улице Авроры. Ведь только продукция этой фабрики попадала в магазины. Но зимой грянул гром — рабочие предприятия объявили забастовку. И дело было не в задержке зарплаты. Камнем преткновения стало некорректное поведение охранника из сыскного агентства «Алекс».
Далее мы приведем комментарий директора табачной фабрики С.С. Ерасова о сложившейся ситуации:
Незаконно? А как иначе, когда сигареты в трусах выносят — был такой случай. Если рабочие хотят, чтобы с ними обращались корректно, пусть не прячут похищенное в такие некорректные места. Что же касается забастовки, тут рабочие полностью не правы. Во-первых, Умерзаков (рабочий, задержанный охраной — прим. ред) сам виноват, а во-вторых, нельзя лишать людей последней радости — закурить. Ведь если мы будем бастовать, в городе опять пропадут сигареты.»
Отметим, что в процессе задержания Умерзаков получил легкие телесные повреждения. Как говорят рабочие, «его мордой в табачную пыль сунули и подержали». Впрочем, свидетелей этому не нашлось. Но охранник, якобы применивший избыточную силу, был уволен.
Что касается самой табачной фабрики, то она еще рассчитывала на расширение производства.
Стоит ли говорить о том, что эти планы так планами и остались. А исконные корпуса «Табачки» на улице Авроры были снесены в 2014 году.
(Реклама агентства «Алекс» — «Волжская Заря», 6 февраля; материал об инциденте на табачной фабрике — «Волжский комсомолец», 2 февраля)
Страсти вокруг сорокоградусной
Реклама начинается с задорного и вселяющего оптимизм обращения: «Вам, самаряне!». Далее мы узнаем, что первый фирменный магазин «Родника» появился в поселке Кузнецовых. Повод для установки мемориальной таблички, а, самаряне?
Но даже в те непростые времена многие жители Самары хотели дать пьянству бой. Цитаделью борьбы с зеленым змием должен был стать музей трезвости им М.Д.Челышова. И что любопытно, его таки-открыли. Правда, в 2000 году и с немного другой тематикой. Сейчас это музей истории Самары имени Челышова. Зато локация та же, что и планировалось в 1991 году. Один из домов, принадлежавших клану Челышовых до революции.
Печально, что музей до сих пор не обзавелся сайтом, есть лишь группа Вконтакте.
(Реклама «Родника» — «Волжская Заря», 13 марта; Музей трезвости — «Волжская коммуна», 13 февраля)
Медицина была бессильна
После темы курения и алкоголя логично переходим к лекарствам. А с ними в 1991 году тоже было трудно. Корвалол! Простейшая вещь, но даже он в то время попал в список дефицитных товаров.
(«Волжская заря» — 13 марта)
Поговорим о хорошем
Вот, казалось бы, 1991 год — предчувствия апокалипсиса, очереди, талоны… Но есть и радостный момент — в Самаре открылся новый музей! В бывшем доме купца Дунаева на улице Ильинской, за углом которого уже тогда стояла знаменитая «малаховская стена». До нынешнего времени музей строителей, к сожалению, не дожил.
Далее разовьем гастрономическую тему. Вот флагман космической промышленности нашей губернии берет на себя повышенные обязательства. А именно — наладить производство автоматов для завертки конфет и дозирующего кондитерского устройства.
Подслащивает самарцам жизнь и БКК. Новыми тортами «Олеся» и «Соломка». А в ДК 4-го ГПЗ (ныне фитнес-центр на пересечении улиц Мичурина и Луначарского) отмечают «Пурим». Здесь в качестве угощения — булочка хаминташ. Для любителей кулинарии предлагаем рецепт.
(Музей строителей — «Волжская Заря», 21 февраля; о ЦСКБ — «Волжская Заря», 7 февраля; о Пуриме и тортах — «Волжская Заря», 25 февраля)
Гримасы кинематографа
Снежный ком киномании, порожденный появлением в СССР видеомагнитофов, к началу 1990-х годов неуклонно увеличивался в размерах. Началась эпоха видеосалонов. Граждане все с большим энтузиазмом поддавались тлетворному влиянию продукции западной фабрики грез.
Один из самых главных буржуазных киноядов — серия фильмов про Джона Рэмбо, в особенности третья часть саги. В ней герой Сильвестра Сталлоне несет свет и добро жителям солнечного Афганистана, походя рубя в капусту пару сотен нехороших «комми» во главе с полковником Зайцевым.
Об изменившихся зрительских симпатиях журналисты решили побеседовать с народным артистом СССР Анатолием Кузнецовым.
(Волжская коммуна, 12 февраля)
Музыкальная пауза
С музыкой как-то повеселее и попроще. Самарские газеты поздравляют с юбилеем Олега Гаркушу и приглашают на концерт Маши Распутиной.
(Поздравлял Олега Гаркушу «Волжский комсомолец», 23 февраля; гастроли Маши Распутиной освещала «Волжская коммуна», 22 марта)
Итоги референдума
17 марта 1991 года прошел первый в истории СССР референдум, на котором ставился вопрос о сохранении Советского Союза, но в обновленном виде — федерации суверенных республик.
Вопрос в бюллетене ставился так: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
В итоге 77,85 процентов участников референдума ответили — да. По Самарской области статистика была несколько иная.
(«Самарская газета» — 20 марта)
Все лучшее — детям
(«Волжская Заря» — 7 марта)
— Самые интересные статьи самарских газет в январе 1991 года
В качестве обложки использована фотография Питера Тернли
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»