,
На этой неделе на сайте news163.ru появилась заметка о том, как один из пользователей сервиса совместных поездок BlaBlaCar отправился попутчиком из Сызрани в Самару на тепловозе. История оказалась настолько неправдоподобной, что мы постарались разобраться, насколько такой вид путешествий реален и чем грозит такая перевозка как машинисту, так и попутчику.
Попуткой на поезде
Владимир, один из пользователей BlaBlaCar, который недавно добирался из Сызрани в Самару, так описывает свою поездку на поезде:
« — Мне назначили встречу на железнодорожном вокзале. Это меня ни капли не смутило, потому что многие водители отправляются с парковки у ЖД вокзала. Когда был на месте, позвонил еще раз, чтобы уточнить номер машины. Мне сказали: “Поднимайся на мост, иди к четвертому пути”. Вот тут я растерялся. Совсем не ожидал, что поедем на поезде, а не на авто. Помню, даже уточнил: “Бла-бла-кар?” Мне ответили: “Да, “Бла-бла-кар”. На перроне меня встретил улыбчивый мужчина, пригласил в тепловоз и за 2,5 часа доставил из Сызрани в Самару. По дороге угостил чаем из термоса. В той поездке я был единственный пассажир. За проезд машинист взял 200 рублей — такая сумма изначально была указана на сайте “Бла-бла-кар”.
Законность перевозки
Согласно «Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ«, а конкретно пункту 16.42 раздела «Порядок вождения поездов машинистами локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава», в рабочей кабине локомотива запрещается провоз лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов (составительской бригады), а также должностных лиц, имеющих разрешение, но не более двух человек одновременно.
Кроме того, подобная перевозка пассажиров запрещена и правилами сервиса BlaBlaCar. Глава российского офиса компании Алексей Лазоренко прокомментировал случай с попуткой на тепловозе для издания roem.ru:
— Честно говоря, эта новость для нас стала сюрпризом. В целом, это, конечно, добрая история с хорошим концом — пассажиру нужно было поехать из Сызрани в Самару, что он собственно и сделал. За те самые 200 рублей, которые были указаны на сайте BlaBlaCar, так к тому же «улыбчивый мужчина» его еще и чаем угостил.
Однако BlaBlaCar — это сообщество автомобильных попутчиков. Как это смешно ни звучит, но использование тепловозов на нашем сервисе запрещено. Мы постараемся узнать имя этого пользователя и сделаем его предупреждение, чтобы он больше так не делал.
Тем не менее, случаи самовольного перевоза пассажиров в кабине локомотива бывают. Так, в 2011 году в Томске было снято видео, как из одного из маневровых локомотивов высаживаются две девушки-попутчицы. Тогда делом занялась транспортная прокуратура и в отношении машиниста были предприняты дисциплинарные меры.
Однако с трудом можно предположить, что машинист тепловоза или электровоза готов рискнуть ради 200 рублей и прямо под камерами наблюдения посадить к себе в кабину незнакомого человека. Дисциплинарные меры в отношении нарушителя могут быть самыми серьезными — от выговора с занесением в личное дело до увольнения по статье.
Реакция соцсетей
Новость о том, что с помощью сервиса BlaBlaCar можно прокатиться в кабине машиниста, быстро разошлась по федеральным СМИ и социальным сетям. Однако комментаторы выражают сомнения в правдивости истории, считая статью в 163.ru вирусной рекламой сервиса BlaBlaCar.
Другие же считают, что подобная публикация наносит вред и попутчик «сдал» машиниста:
Корзинкин Семён: «Из за болтливой козлины, теперь машинист остался без работы.»
Владимир Акшаев: «Скорее всего фейк. Маневровый может пойти на ТО в Самарское сервисное депо. Но на такую поездку может согласиться только машинист-камикадзе.»
Евгения Пеженкова: «Скорее всего это запрещено инструкцией и бедолагу теперь уволят… ну зато журналисты получили симпатичный инфоповод.»
Борис Поздняков: «Зачем сдали предпринимателя? Фу.»
Сергей Беседин: «Не, всё-таки это больше на рекламу бла-бла-кара похоже…»
afandi: «Хорошая попытка, бла-бла, но нет :)»
Редакционную политику сайта 163.ru, первоисточника новости о попутке на поезде, согласно информации в паблике портала, определяет журналист Виталий Папилкин, руководивший газетой «Самарские известия» с 2013 до 2015 года. В 2016 году газета была закрыта.
Иллюстрация обложки отсюда