,
Идея заменить на площади Революции статую Ильича на статую императора Александра II впервые прозвучала еще четверть века назад, когда город еще назывался Куйбышевом. С тех пор утекло много мутной воды, но стремление к восстановлению исторической справедливости так и не потухло в сердцах энтузиастов — историков, краеведов, художников и скульпторов.
Сегодня в Доме журналиста прошла пресс-конференция, посвященная проблеме восстановления памятника Александру Второму. Обещали, что дело сдвинулось с мертвой точки.
Текст: Вадим Кузнецов
До середины XIX столетия на месте нынешней площади Революции была рыночная площадь с многочисленными лавками и гостиным двором, но в 1851 году гостиный двор внезапно погорел, площадь стала Панской. Город за год до этого стал губернским, площадь автоматически оказалась центральной, её оперативно переименовали в Алексеевскую (в честь небесного покровителя), а посередине поставили трехэтажную часовую башню.
В начале 80-х башню из-за ветхости разобрали, а городской голова Петр Алабин предложил построить на её месте эпический монумент в честь покойного императора Александра Второго. Памятников в городе на тот момент, вроде как, не было, поэтому инициатива оказалась дюже востребованной. Деньги собирали протокраудфандингом по всей губернии и собрали, в итоге, более 40.000 рублей.
Композиция представляла из себя фигуру царя-освободителя в шинели, смотрящего в сторону Волги, в окружении четырех символических фигур: крестьянина, осеняющего себя крестным знамением (в честь отмены крепостного права); болгарки, срывающей оковы (в честь победы на Балканах); черкеса, ломающего шашку (в честь покорения Кавказа); среднеазиатской женщины, снимающей чадру (тоже понятно, почему). Памятник делали в мастерской знаменитого московского скульптора Владимира Шервуда.
В 1917 году новые власти забили Александра досками. Чуть меньше года спустя белочехи и комуч сняли деревянный саркофаг, но хватило их ненадолго. Вскоре после возвращения советской власти статую Александра сняли, а постамент снабдили четырьмя медальонами с именами Маркса, Энгельса, Карла Либкнехта и… Льва Троцкого. Медальоны через несколько лет тоже исчезли, а на постаменте появилась статуя Освобожденного Труда (фотки не сохранились).
7 ноября 1927 года (к десятилетней годовщине сами понимаете чего) на Площади (теперь уже) Революции появился маленький бронзовый Ильич работы Матвея Манизера.
Ильич, в самом деле, маленький. Говорят, местные художники делать статую по причине дефицита времени отказались, после чего местные товарищи приехали в Москву, пришли к Манизеру и выбрали на его складе самого большого бронзового Ильича из тех что были. С тех пор эта штамповка и стоит в Самаре.
Как вы уже догадались, это был длинный пролог к рассказу о том, что именно предлагают сделать на площади Революции энтузиасты возвращения исторической справедливости.
Четверть века исполнилось идее восстановить памятник императору, но именно теперь у проекта появились реальные шансы на реализацию. Во-первых, Мундиаль, под сенью которого можно сдвинуть с мертвой точки любую культурную дискотеку. Во-вторых, в 2018 году еще и 200-летие со дня рождения Александра II. В-третьих, произошло утверждение открытия памятника воеводе Засекину, и всем стало понятно, что администрация (и лично городской голова) открыты к любым гражданским инициативам, связанным с историей города. В-четвертых, сегодняшняя пресс-конференция началась с того, что главный библиограф СОУНБ Александр Завальный признался, что лоббисты “александровской” темы в администрации уже есть.
Конкретно — Александр Милеев, глава комитета по культуре, спорту и молодежной политике. По словам Завального, Милеев внезапно позвонил всего лишь час назад и признался, что уже достаточно долгое время «занимается вопросом Александра Второго!.
На этом, собственно, все сомнительные новости про возвращение в Самару царя-батюшки закончились. Дальше началось неспешное обсуждение вопросов, вокруг которых кипят холивары последние двадцать пять лет.
Два самых популярных — «кто позволит вам так поступить с дедушкой Ильичем?» и «опять на ветер выкидываются народные деньги?»
На первый вопрос ответ был заготовлен очень давно — снять Ленина с постамента и поставить там же, на площади, возле здания суда, где работал Владимир Ульянов. Но только новый постамент для вождя сделать чуть поменьше гармонии ради. Ну, маленький же наш Ильич для такого большого и розового постамента.
Вопрос про деньги, как выяснилось, пока куда более абстрактный. Денег на данный момент никаких нет и в ближайшем будущем не предвидится, но когда последний раз прикидывали необходимую сумму, то цифра выходила около 15 миллионов рэ.
Если без болгарки, кавказца, ватника и паранджи. А ведь так хочется, чтобы они там были.
На самом деле, предполагалось, что на выступлении энтузиастов будет много дискуссий, споров и огня, но только прессы в конференц-зале оказалось совсем немного, а те журналисты, которые всё же были, спорить с хозяевами никак не спешили.
«Современные журналисты все такие, — сказал под конец конференции самарский краевед Глеб Алексушин, — Пока серьезного инфоповода не будет или кто-нибудь из администрации на встречу не придёт — будут воротить нос и игнорировать. Если тема не в тренде — журналистам не интересно. Хотя в их руках зачастую будущее многих проектов, которые могут изменить внешний облик города».
Нам интересно, чесслово!