НАБЫ ЧТО НАДО. О месте самарской набережной на фоне других речных набережных Евразии
2 351
Продолжая разговор о том, что Самара — город-курорт, мы решили обратить внимание наших читателей на такой феномен как Самарская набережная. Мы, самарцы, к ней уже давно привыкли и зачастую просто не замечаем (ну, наба как наба), но осознание ценности зачастую приходит лишь в сравнении. Давайте посмотрим на самые известные речные набережные Евразии, оперируя всего лишь четырьмя или пятью базовыми принципами: а) протяженность набережной; 2) наличие у неё променада; в) песчаный пляж; г) какие-либо милые глазу случайного туриста достопримечательности.
Текст: Вадим Кузнецов
1. Набережная Вайтань (The Bund) — Шанхай, Китай
Протяженность — 1,6 км.
Когда норвежский посол посетил Самару, он сравнил самарскую набережную с набережной Вайтань в Шанхае. Жаль никто не уточнил у посла, что конкретно он имел в виду, потому что репутация у легендарного The Bund’a самая специфическая. Здесь на берегах реки Хуанлу, которая делит город ровно пополам, был расположен в XIX веке европейский сеттльмент, где нашли для себя прибежище банки и торговые компании из Великобритании, Франции, США, Японии и России.
Консульство России, говорят, располагается здесь по сей день в том же доме, что и до всех революций. То есть в самой сердцевине главного финансового центра Восточной Азии.
На участке набережной примерно в милю построено еще в колониальную эпоху 52 роскошных здания в стилистике от барокко до ар-деко. Среди них, например, HSBC Building, называвшийся в своё время самым роскошным зданием между Суэцким каналом и Беринговым проливом.
Барокко — это всегда замечательно, банки — тоже мегакруто, да вот только на протяжении долгих лет The Bund был не только столицей больших денег и самого популярного джаза, но еще и лакомым куском для организованной преступности. Действие десятков гангстерских фильмов про Шанхай разворачивается обычно именно здесь — в The Bund’е.
Уточню для полиглотов. “Вайтань” с китайского — “внешний берег”. “The Bund” c пиджина — “набережная” или “причал”.
2. Набережная Виктория (Лондон, Великобритания)
Протяженность — 2 км.
Река Темза извилистой змейкой проходит практически через все районы центрального Лондона, но полноценная набережная, соответствующая всем инженерным стандартам и с променадом, была построена, в основном, на её северной стороне. И ведь не забавы ради, а исключительно в практических целях. Дабы укрепить берег и создать в городе нормальную канализацию. Дело в том, что в 1858 году на столицу спустилась “Великая Вонь”, и правительству стало понятно, проблему необходимо решать оперативно и радикально, чтобы не потонуть в собственных фекалиях. В итоге, стараниями инженера Джозефа Базальгетта от моста Баттерси до моста Блэфрайарс в городе появился совершенно новый берег.
Самый популярный фрагмент базальгеттовской застройки — Набережная Виктории, идущая от Биг-Бена и здания Парламента через мост Ватерлоо и уже до самого моста Блэк-Фрайарс. Многочисленные сады, египетские обелиски, пришвартованные на вечный покой корабли. В британской столице есть на что посмотреть и чему поучиться. Променад на набережной Виктории можно устроить хороший и познавательный, вот только купаться в Темзе все же не стоит.
3. Набережная Днепропетровска (Днепропетровск, Украина)
Протяженность — 25 (или даже 30) км.
Самая длинная набережная Европы (некоторые говорят, что и всего мира) проходит по правому берегу Днепра от жилого массива “Парус” на западе до Южного моста на юге, после чего переходит в улицу Далекую. Вы не поверите, но столь эпичная застройка появилась там по той же причине, что и в Лондоне — в послевоенном Днепропетровске настал канализационный апокалипсис.
Чтобы укрепить подмываемый грунтовыми водами берег и провести новую систему водоснабжения строители решили возвести дамбу из металлургических отходов. Так и поступили. А потом и прочих радостей для народа добавили. От парков со скульптурой «Юность Днепра» до песчаных пляжей.
Пляжей с разрешением на купание в Днепропетровске, кстати, три. На Воронцова, в Придепровске и на Комсомольском острове. Про последний хочется сказать чуточку подробнее, потому что здесь город на Днепре Самару явно уделывает.
Представьте себе, что на острове Зеленький есть большой и ухоженный парк имени Шевченко, куда можно попасть даже на трамвае. Не на морском трамвайчике, а на самом настоящем. По мосту.
4. Набережная Сены / Les Berges de Seine (Париж, Франция)
Про парижскую набережную наслышан каждый. Река Сена, Эйфелева башня, художники-импрессионисты, завтраки на газоне, ночлег в пришвартованных к гранитному парапету лодках. Грязь, бомжи и олдовая романтика.
В 2002 году мэр Бертран Делануа (социалист, кстати) начал программу по созданию на территории набережной полноценных пляжей — Paris-Plages. Теперь каждое лето ближайшие к реке кварталы перекрывают и делают исключительно пешеходными, а к воде привозят песок и пальмовые дереввья. Судя по фоткам, в очень ограниченном количестве.
Если на прочих французских пляжах разрешается загорать топлесс (или даже совсем без всего, если ты нудист), то на набережной Сены введены всевозможные высокормальные ограничения. Правда, Данила Телегин говорит, что парижане на эти ограничения клали с прибором. Даже не знаю кому теперь верить.
5. Мадрид-Рио / Madrid Rio (Мадрид, Испания)
Протяженность — 10 км.
Тотальная перестройка речных променадов — один из главных трендов последнего десятилетия даже в тех европейских городах, где создавать набережную, на первый взгляд, нет ни малейшего смысла. Взять для примера испанскую столицу. В отличии от Севильи и Бильбао Мадрид не может похвастаться серьезной и эффектной рекой. Город был возведен в свое время на высоких и кочевряжистых холмах. По этой причине название речки “Манзанарес”, которая протекает через весь центр Мадрида, знает и помнит далеко не каждый турист.
Тем не менее, в 2003 году городские власти решили вложиться в создание нормальной зоны отдыха — Madrid Rio. Вложились капитально — около полумиллиарда евро. Одних только деревьев посадили около 33.000. А ведь еще были обзорные площадки, спортивные площадки, а заодно — полностью отреставрированные мосты, у каждого из которых по двести лет истории.
В 2011 году строительство завершено, и территория Madrid Rio была открыта для общественного пользования.
6. Набережная Рейхстага / Reichstagufer (Берлин, Германия)
Здесь не шутят и сиськами не светят. В двух шагах — Рейхстаг, поэтому каждый мост блещет чугунными решетками и имперскими орлами, а туристы на променаде невольно стараются чеканить шаг.
Совсем недавно по речке Шпрее проходила граница между ГДР и ФРГ, и тень этой эпохи можно заметить и прочувствовать через каждые несколько метров.
Вот, например белые каменные кресты на парапете. Каждый крест — память об одном восточном немце, который прыгнул в речку, чтобы доплыть до Запада, но был в процессе застрелен пограничниками. И таких крестов здесь много. Никто не забыт, ничто не забыто.
Набережная завершается мостом Вадендаммер. В мае 1945 года на этом мосту шли эпические танковые бои, а вожди третьего рейха именно по нему пытались бежать из горящего Берлина. Теперь же влюбленные парочки вешают на его прутьях замочки на счастье.
7. Дунайский променад / Danube Promenade (Будапешт, Венгрия)
Надо заметить, что памятники с трагическим контекстом появляются на набережных довольно часто. Будь то белые кресты Берлина, призраки голодомора в Дублине или брошенные туфли на набережной в Будапеште. Видимо, вид текущей воды сильно располагает к меланхолии и мыслям о вечном.
Шестьдесят пар брошенных железных туфель, прибитых к асфальту — одна из самых популярных достопримечательностей Дунайского променада. В трехста метрах от венгерского парламента и венгерской же академии наук. В память о расстрелянных местными фашистами в январе 1945 года евреях. Боевики из партии “Скрещенных стрел” ставили своих жертв к реке и заставляли снимать обувь. Прямо на знаменитом прогулочном променаде.
Как это не цинично звучит, новые мемориальные памятники (будь то солдат Сухов или чугунные венгерские туфли) — прекрасный способ, чтобы освежить репутацию любой набережной, существующей уже не первый десяток лет. Ведь не каждый город может позволить себе застройку, где в бюджете цифры с восемью нулями.
Нужно заметить, что набережная венгерской столицы отделена от городской застройки трамвайной линией, что несколько затрудняет доступ на неё.
8. Набережная Тибра (Рим, Италия)
Все вопросы, связанные с канализацией, в итальянской столице решили, похоже, еще древние римляне, и c тех пор никто особенно не пытался менять что-либо на берегах Тибра. Цивилизованных пляжей здесь отродясь не было; променад очень условный, а где-есть — откровенно средневековый. Все достопримечательности — из седого прошлого, новоделы не встретишь.
Еще говорят наркоманов много ошивается и птицы, которые живут в парках гигантскими стаями, способны уделать туриста жидким дерьмом с головы до ног.
Несмотря на это, приезжие, в основном, довольны. Они прилетают в итальянскую столицу за романтикой и древностями, а не за коричневым загаром. И первого, и второго здесь навалом.
9. Проект Чжэнчжоу / Zhengzhou Waterfront
Пока в Европе пользуются тем, что есть, китайцы подходят к вопросам набережных с эпическим размахом, достойным строителей Великой Китайской Стены. Вот, например, что пилят с 2009 года на берегах Хуанхэ в маленьком городке Чжэнчжоу (население — 8 миллионов человек).
Решив, что городу не хватает инфраструктуры и чистой воды, местные архитекторы решили создать посреди Хуанхэ целое искусственное озеро со всеми радостями жизни: пляжи, парки, променады. Проект с серьезным апломбом даже по стандартам фантазёров из Дубаи. Вот, правда, еще не закончен на данный момент.
Если этот рисованный киберпанк вас смущает, то есть в Чжэнчжоу и другой вариант. Около часа на кораблике вдаль по Хуанхэ подальше от городской суеты и там на берегах начинается вот такое.
Предки у современных архитекторов, похоже, были люди тоже не шибко скромные.