,
Этим стулом материалом мы открываем новый номер «Другого города», посвящённый погоде. Периодически мы будем отвлекаться от канвы текущих событий и публиковать материалы, рассказывающие о погоде и последствиях стихии на волжских берегах. Читателей ждут материалы о голоде в Поволжье, жителях наших краёв эпохи ледникового периода, о самарском общепите с «погодными» названиями и других «климатических» темах. А для начала — о самом наболевшем. Дне города в дождливом сентябре.
Текст: Андрей Кочетков Фото из «Живого журнала» Павла Новикова
29 сентября для Самарской области – знаковая дата. 45 лет назад в этот день в Каменной Чаше на Самарской Луке прошёл первый Грушинский фестиваль. Это были очень далёкие времена. Тогда в стране ещё не было рок-фестивалей, биеннале, трансов и даже не пахло Олимпиадами. А песенный туристический open-air у нас в 1968 году уже был. Появился он на год раньше Вудстока и на год позже, чем джазовый фестиваль в Монтрё. Что уж говорить, фестивальные традиции у нас в регионе долгие и богатые. И опыт накоплен колоссальный.
Нужно заметить, что Грушинский больше никогда не проводился в сентябре. Шесть сотен участников первого мероприятия были обильно политы дождём. И сделали выводы. С тех пор фестиваль всегда проходил в конце июня и начале июля.
В наши дни фестивальная культура в области расцвела всеми цветами. И вряд ли всё получилось так масштабно, если бы не традиции и опыт Грушинских длиной в почти полвека. Огромное количество фестивалей под открытым небом на территории города и области уже довольно трудно втиснуть в летние выходные дни, когда риски столкнуться с серьёзной непогодой невелики. Поэтому организаторы некоторых событий экспериментируют по принципу «кто во что горазд».
В прошедшие выходные (те же последние выходные сентября, в которые проводился первый Грушинский) в городе прошло два фестиваля – «Ожившие страницы истории» у музея Алабина и «Этно-Волна» у Госуниверситета. Организаторы мероприятий наступили на те же грабли, что и грушинцы 45 лет назад. Публики для фестивалей такого уровня было непозволительно мало. И виной тому стала, прежде всего, погода.
Впрочем, просчёты организаторов «Страниц» и «Этно-Волны», которые являются энтузиастами, и без их усилий календарь культурных событий региона в этом году лишился бы двух красивых листков, можно простить. Вероятно, по итогам этого года они сделают организационные выводы. В конце концов, они на собственной шкуре прочувствовали, что делают фестивали не на Мальдивах, Бали или Шри-Ланке. А сентябрь – далеко не самый климатически стабильный месяц в лесостепном Поволжье.
Куда печальнее, когда подобные просчёты делают власти. Причём делают их относительно одного из ключевых ежегодных событий в жизни Самары – Дня города. Трудно понять истинную мотивацию переноса Дня города на сентябрь. Но есть подозрения, что это сделано с целью привязать торжества к этапам реализации одного из главных имиджевых проектов самарской мэрии – открытию реконструированных участков набережной. Правда, есть и официальное обоснование переноса, но о нём позже…
В мае 2011 года тогдашний советник мэра по социальным вопросам Екатерина Горбунова заявила, что со следующего года День города будет отмечаться в сентябре. А открытие после реконструкции второй очереди набережной 25 сентября того же года проходило чуть ли не с большим размахом, чем сам День города. Выступить на обновлённой набережной приехал сам Иосиф Кобзон. Правда, случился проливной ливень, из-за которого даже отказала аппаратура на сцене. И Кобзону пришлось петь а капелла перед небольшой группой зрителей, состоявшей, преимущественно, из пенсионеров из окрестных домов. Тут-то и было самое время задуматься о целесообразности массовых городских гуляний на открытом воздухе. Но нет…
В июле 2012 года Гордума утвердила новую официальную дату Дня города – второе воскресенье сентября. В первый год с погодой пронесло. Хотя солнце на небе 9 сентября практически не показывалось (согласитесь, мрачное серое небо – не лучшая декорация для главного праздника Самары, который до этого сопровождался ласковыми лучами майского солнца). Да и 15 градусов тепла вечером – не самая комфортная температура для созерцания концерта «Классика над Волгой» на продуваемой набережной. Но главное, что дождь не испортил торжеств. Правда, и реконструированную третью очередь набережной к празднику открыть не успели. Это случилось только в конце октября.
В этом году стало окончательно понятно, что мэрия намерена сделать из Дня города праздник с человеческим лицом. Участок прекрасной реконструированной набережной открылся к событию. Кульминацией же музыкальной программы стали не какая-нибудь певица Натали или группа «На-На», а один из лучших концертных коллективов страны – «Браво». Но тут сентябрьская погода показала себя во всей красе. Холод и дождь свели все усилия организаторов по подготовке к Дню городу на нет. Понятно, что и группа «Браво», и рекордных размеров шоколадное сердце сделанное к празднику, и традиционно популярный салют могли бы собрать в разы больше горожан. Но сентябрьские капризы погоды оказались, если и не совсем неучтённым, то явно недооцененным фактором.
После этого Дня города запись в «Живом журнале» депутата Губдумы Михаила Матвеева от 19 июля 2012 года читается с особым недоумением: «Не прошло и 8 лет, как моё предложение о переносе дня города Самары с мая на сентябрь получило статус закона. Я крут, велик и мои идеи овладевают массами и обретают силу».
Идеологическую базу переноса Дня города подвёл тогда в Гордуме главный библиограф самарской областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный. Впрочем, он и сам не отрицал, что точная дата основания Самары неизвестна. Поэтому краевед почему-то счёл уместным привязать дату Дня города к дате празднования 300-летия Самары в 1886 году. Дата торжеств в честь 300-летия города, в свою очередь, была привязана к визиту в Самару в 1871 году императора Александра II, заложившего первый камень в фундамент будущего кафедрального собора. Случилось это 29 августа. Или же 10 сентября по новому стилю. Кроме того, вторым аргументом Завального было то, что 13 сентября 1990 года Куйбышев был переименован в Самару. Честно говоря, такие объяснения больше похожи на залатывание идеологических дыр для переноса торжеств по каким-то совершенно иным причинам. Впрочем, поиск этих причин – далеко не самое главное.
Главное – это признание того факта, что эксперимент с переносом Дня города не удался. Между прочим, средняя температура 14 сентября, на которое придётся следующий День города, 14 градусов. А климатический минимум – 7. Даже при отсутствии осадков – далеко не самая комфортная погода для променадов на берегу Волги. Для 25 же мая, на которое пришёлся бы День города, если бы его праздновали в следующем году, вернув на прежнюю дату, 25 градусов. Разница, согласитесь, очень существенная.
В Самаре вряд ли кто-то на этот праздник в обозримом будущем будет подобно экс-мэру столицы Юрию Лужкову разгонять облака над городом. А осадков в начале сентября статистически также гораздо больше, нежели в конце мая. Следовательно, одно из главных для идеологии и мифологии любого города событий может из-за капризов погоды постоянно превращаться в безлюдное мероприятие, проводимое для галочки.
Горадминистрация не устаёт утверждать то, что к торжествам на День города нужно активно привлекать спонсорские деньги. И здесь трудно с мэрией поспорить. Более того, пока это даже получается. Но захотят ли коммерсанты и дальше вкладываться в событие, которое не посещается из-за погодных перипетий? Так что перенос Дня города не только несёт холодок с Волги и капли с неба патриотично настроенным горожанам, но и элементарно экономически невыгоден мэрии.
В недавно утверждённой стратегии развития Самары до 2025 года много говорится о нашем мегаполисе, как о городе-курорте, который необходимо открыть миру. Кроме того, сказано о необходимости проведения в столице региона 10-20 фестивально-форумных мероприятий российского масштаба. Кажется, на поверхности лежит идея проведения Дня города в качестве одного из фестивальных мероприятий российского масштаба. Которое попутно и будет открывать миру город-курорт. Недаром, подобные события во многих мировых мегаполисах становится одним из ведущих стимулов притока туристов.
Только вот сентябрьский дождь, свинцовое небо и холодный ветер с Волги – далеко не лучшее обрамление главного праздника города-курорта. В отличие от последних майских выходных, которые успели за многие годы зарекомендовать себя в качестве самого светлого времени для дня рождения Самары. До мая 2014 года ещё почти 9 месяцев. За это время можно не только зачать, выносить и родить ребёнка, но и сотворить солнечный День города нового уровня и масштаба. Есть ещё время одуматься.