Восемь городских изменений 2016 года, которые понравились самарцам
1 881
ДГ продолжает подводить итоги читательского голосования о главных городских изменениях 2016 года. В опросе поучаствовало более 2 000 человек. Сегодня восемь самарских трансформаций, которые большинство читателей одобрили.
15. Переезд бара «На Дне»
Самара — город беспокойный. И это видно по итогам голосования о радикальных переменах, произошедших с главным самарским баром. Плюсы и минусы в оценке явления долго бились между собой. Но в итоге трансформация «На Дне» большинством читателей ДГ была расценена как позитивная перемена.
Кажется, бар при Жигулёвском пивзаводе шагнул из девяностых сразу в десятые, минуя сытые и гламурные нулевые. От пластиковых панелей и прокуренного помещения (но любили его не за это) к красным кирпичным стенам и деревянным столам. В апреле в старом «На Дне» выпил пива посол США Джон Теффт. Потом бар закрыли и снесли, перенеся краны и стойку за угол в том же квартале. Совпадение?..
Скоро пивзавод ещё расширит барную зону. Строительные работы уже вовсю ведутся, но что именно готовят завсегдатаям «Дна», держится в секрете. Возможно, после следующих ходов по радикальной трансформации бара владельцам удастся получить большинство положительных оценок.
14. Уход Веркаутерена из «Крыльев Советов»
Уход Франка Веркаутерена из «Крыльев», пожалуй, одно из самых положительных событий в самарском футболе в 2016 году. Чем дальше, тем больше Франк надоедал всем. Футболисты довольно дипломатично говорят о нём после отставки. Но это, скорее, дежурная вежливость. В команде тактические вериги Веркаутерена уже не переваривали.
Веркаутерен перед нынешним сезоном получил карт-бланш. Два года подряд он исправно достигал поставленных целей, поэтому боссы решили, что и дальше всё пойдёт по накатанной. Кошмарные серии почему-то игнорировали. Например, в прошлом сезоне «Крылья Советов» пять матчей подряд не забивали голов. В итоге один Федор Смолов забил за год больше голов, чем вся самарская команда. Понятно, что с таким скучным футболом люди перестали ходить на «Металлург».
Несмотря на последнее место, Веркаутерен уходить не собирался. Ход конём сделало руководство и, судя по результату последних матчей, не без результата. Конечно, заменой главного тренера всех проблем не решить, но после ухода Франка самарский футбол перестал быть снотворным.
13. Покраска ворот в парк Гагарина в жёлтый
Превращение бетонных конструкций на входе в парк Гагарина в «Сырные ворота» — одна их самых неожиданных, простых и обсуждаемых стрит-арт-акций уходящего года. В одну из ночей октября участники реализовали идею, витавшую в воздухе: разукрасили серые пирамидки в жёлтый цвет и подрисовали мышей. Утром горожане обнаружили новую достопримечательность, администрация парка — головную боль, арт-критики, урбанисты и диванные эксперты всех мастей — предмет для обсуждения.
За 40 лет существования этот неприметный и безжизненный объект не привлекал к себе к себе столько внимания, сколько выпало на его долю за выходные. “Сыр” в парке Гагарина на два дня стал центром притяжения, а селфи у “Сырных ворот”, заполонившие соцсети, сделали акцию заметной за пределами арт-тусовки. На несколько часов возникло ощущение, что исторический момент наступил, творческое начало вот-вот победит формализм, а художники — серый цвет.
Но администрация муниципального предприятия “Парки Самары” вернула всех к реальности, поспешно закрасив конструкции в “исторический” мышиный цвет. “Сыр” прожил выходные. В понедельник работники МП обесцветили его, превратив арт-объект в неприметную “входную группу”.
12. Памятник паровозу перед железнодорожным вокзалом
Памятник паровозу на Комсомольской площади — свидетельство казённого подхода к благоустройству общественных пространств. Хотя благоустройством здесь и не пахнет. Просто совпало: площадь, пустующая, по мнению лиц, принимающих решение, и день рождения компании “РЖД”, который нужно отметить чем-нибудь непременно памятным, но не дорогим. Так на пространствах города появляются паровозы, самолёты, тракторы и прочая техника, списанная в утиль. Кстати, чтобы железо не ржавело, паровоз поместили в стеклянный ангар — весьма хозяйственный подход к созданию арт-объектов.
Инициаторов не смутило то, что в соседнем квартале на стадионе “Локомотив” уже стоит локомотив на паровой тяге, а привокзальная площадь не самое лучшее место для размещения арт-объекта величиной в десяток машино-мест. Для кого поставили эту железную штуковину? Для водителей, которые ищут место на забитой до отказа парковке, или пассажиров, которые снуют по площади и замечают лишь отсутствие пандусов? В плюсе только персонал управления КЖД — в вечернее время внутренности паровоза светятся неоновыми огнями, создавая легкомысленное настроение.
11. Бум новых сувениров на местные темы
2016 год прошёл в поиске самарской уникальности, брендинге территории и символики. Одних только логотипов городу и региону разработали с десяток — кто от души, а кто за деньги. Взять, к примеру, недавний скандал с логотипом Самары, разработанным питерской компанией в рамках Единой архитектурно-художественной концепции.
Бум на местные сувениры — ещё один тренд уходящего 2016-го. Свою сувенирную лавку открыл и наш журнал. За прошедший год каталог пополнился футболками с самарскими принтами, имбирными пряниками, набором КОТкрыток “Самара котическая”, гидом по Куйбышеву — городу стиляг и фураг и т.п.
Весной командой самарских пиарщиков был создан бренд “Самара городок”, логотип которого дизайнер Артемий Лебедев оценил как “в целом симпатично”. Сувениры с логотипом и изображением самарских достопримечательностей продаются от Курумоча до Рождествено.
10. Перезапуск завода «Родник»
В 1960-х водка Куйбышевского спирткомбината экспортировалась в США. В 1990-х литровый штоф “Родника” был лучшим сувениром из Самары. В 2000-х “Родник” был уже не тот, а в 2010-х и вовсе иссяк, когда два с небольшим года назад завод лишился лицензии за 800 тонн неучтённого спирта и другие нарушения.
Область потеряла крупнейшего производителя крепкого алкоголя и местный бренд, известный далеко за пределами региона. И если ущерб от простоя завода можно легко посчитать, сложив налоги с зарплат работников с акцизами, которые так и не поступили в бюджет, то оценивать имиджевые потери у нас ещё не научились.
После смены собственника (владельцем 49% акций предприятия стал бизнесмен, учредивший ликеро-водочный завод в Мордовии) дела у “Родника” пошли в гору. Лицензию на производство вернули, завод планировали запустить в октябре, а сайт закрыли на обновление. Но выпить старого доброго “Родника” на Новый год, скорее всего, не получится — беглый осмотр полок в сетевых магазинах не привёл к положительному результату.
9. Новые остановочные павильоны
Весной на самарских остановках общественного транспорта появились новые павильоны, в витринах которых должна размещаться реклама. Отличная идея — устроить аукцион среди рекламных компаний на право установки по городу павильонов, возложить на компании обязанность по содержанию и получить за это право деньги в бюджет.
В июле прошлого года городская администрация объявила четыре аукциона на право установки и эксплуатации павильонов на 325 остановках общественного транспорта. Одним из победителей стала тольяттинская компания «Ректол». В течение пяти лет (срок, на который заключён контракт) горожане будут недоумевать по поводу странного названия рекламной компании, напоминающего лекарственный препарат. Но это уже из области особенностей регионального брендинга.