,
Компактная и концептуальная выставка пейзажей из запасников музея и «от наследников». Пятьдесят одна работа самарских художников за сто лет — от Головкина до Ельцова-jr.
И сразу поясним для потенциальных посетителей — выставка очень красивая и по-хорошему попсовая. Потому что впервые Константин Зацепин сумел соединить свои вычурные концепции и сложное видение процессов с универсальностью презентации.
Текст: Илья Сульдин
Да, это выставка пейзажей. Городских и волжских пейзажей. То есть любой зритель — от владельца «Новатэка», давшего денег на проект, гражданина Михельсона до мамы хипстера может представить эти работы в своем интерьере. Что-то попроще, что-то попарадней, но любая картина — мечта для дизайнера интерьера. Качественная, оригинальная, и, в общем-то, не очень дорогая. Более того, в отношении некоторых работ вы даже можете воплотить мечту в реальность. Например, великолепные работы Белоусова, который во многом — открытие этой выставки, вполне себе продаются и стоят умеренных для такой живописи денег — до 200 000 рублей за квадратный метр. Никто не оскорбился?
При этом выставка действительно сложно и остроумно организована. Несколько уровней восприятия, начиная от утилитарно-бытового и заканчивая совсем уж эзотерическими, как, например, явная, от входа бросающаяся в глаза перекличка между узловой работой экспозиции — видео Логутова с серыми телепомехами в круге на фоне замерзшей Волги и декоративной розеткой в 2 м над видео, обильно украшенной эклектичной флористикой «под бронзу» и многократно крашенной казенной зеленой краской. В таком пересказе не очень ясно, о чем идет речь, но взглянуть стоит. Опять же, видео Логутова было в программе Венецианской биеннале. В отличии от всего остального. Так появляется у выставки другой, немного инфернальный смысл. Ведь эта круглая нарочито «красивая», антикварная решеточка (многократно крашеная казенной краской) закрывает вентиляционное отверстие, через которое в зал по сложной системе поступает свежий воздух. А на видео Логутова — круг — это граница помех на фоне замерзшей реки с неприятным телевизионным отливом ч/б. И что к нам идет из этого круга? Помехи. Которые мы пытаемся воспринять, как искусство. Этот контрапункт, наверное, не очевиден. Но выставка оставляет ощущение противостояния двух миров. Большого цветного, созданного руками творца, одаренного и вдохновенного, это мир, где царит Гармония природы и духа. Ха-ха? И мир черно-белый, мир копии и технического сбоя, ошибки, как основного художественного приема. Ч/б графика и фотографии Осьмачкина, плюс видео. Их совсем немного в зале — цифровых агентов, и они не сразу заметны на пиршестве Цвета, но в самом центре под старенькой декоративной розеткой хаотично шевелятся серые помехи. И это всего лишь ощущение, возникшее в момент на открытии. Когда Илья Поляков брал интервью у Сергея Осьмачкина, и тот, глядя на собственный шедевр, медленно произносил: «Это была эпоха безвременья…» Не была, Сережа, а будет!
И очень вовремя проводит выставку музей. Мы снова видим, и тут как раз можно вспомнить выставку «Течения», что в нашем скромном художественном мире накопилось довольно серьезное наследие. Да, это не шедевры Русского музея, и на самом деле их не так много как в ящике Пандоры, но они есть. И это наша Хорошая Художественная Школа. Собственная. Которую негде выставлять. Константин Зацепин в разговоре жаловался, что даже открытие дома Шихобалова не решит вопроса выставочных площадей. Одного Пурыгина — больше тысячи единиц хранения! А эта живопись достойна того, чтобы на нее смотрели не раз в тридцать лет, а немного чаще! И не только в Пурыгине дело. Есть целый пласт художественной истории. Он требует осмысления. Это ведь тоже форма исторической памяти, национальной идентичности, ну и т.п. Сходите на выставку, посмотрите на красивое. Это важно. А потенциальные музейные помещения, кстати, – это Фабрика-кухня, которую недавно с такой помпой решили все-таки спасти на федеральном уровне. Там 15 000 метров, которые нужно будет заполнить чем-то художественным. У нас есть чем. Даже в коллекции музея, которую по такому поводу можно было бы и расширить. Впрочем, выставку делал «Новатэк». Он же на этой неделе представляет шедевры Русского музея в галерее «Виктория». Только это уже совсем другая история про другое время.