Чиновники тоже люди

САМАРА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Чиновники тоже люди

Автор:

СПЕЦПРОЕКТЫ
200

Поговорим о том, какие существуют чиновники, чем они занимаются в несвободное от работы время и в каких структурах трудятся. Важно понимать, что чиновники не инопланетяне, а обычные люди, и главная декларируемая задача государственной и муниципальной службы – служить людям, что само по себе вызывает уважение.

Текст: Андрей Чернов, иллюстрации: Наталья Пирожкова, Анар Мовсумов

zoHKvcA38rk

В сознании обычного человека весь чиновничий полк почти не разделяется. Они бывают или хорошие, если разговаривают «душевно» и стараются помочь. Или же плохие, если в очках и говорят путано, постоянно ссылаясь на номера каких-то постановлений.

Если говорить просто, в идеале задача чиновников – преобразовать ресурсы (в первую очередь финансовые – бюджет) в блага с наибольшей эффективностью. Права и обязанности чиновников регулируются  законами и подзаконными актами, положениями о подразделениях, административными регламентами и должност­ными инструкциями. Этих правовых и организационных ограничений гораздо больше, чем, например, в бизнесе. Поэтому действия чиновников напоминают «бег в мешках», хотя внешнему наблюдателю кажется – беги да и все. И оказывается, что лучшая тактика «в мешках» — не бежать, а прыгать, поэтому со стороны их действия часто кажутся корявыми и нелогичными. Без понимания этих ограничений можно долго и бестолку долбиться, обращаться не туда и не так, принимать за «отписку» абсолютно корректный и правильный ответ, обижаться и возмущаться. По большому счету, при общении с чиновниками вам нужны знания и терпение. А чиновникам при общении с населением – наоборот, терпение и знания.

ZWz5q9lXYps

Три источника и три составляющих власти

Начнем с того, что есть три большие «блока» функций органов исполнительной власти. Первый – управление, законодательные инициативы, распределение бюджета. Второй блок – контрольные функции за соблюдением установленных правил в той или иной предметной области. Третий блок – государственные и муниципальные услуги населению и бизнесу.

Эти блоки стараются разделить по разным организациям, иначе «сам выбил денег, сам реализовал, сам проверил» — эффективность резко падает. Управлением занимаются министерства и департаменты, контролем – различные инспекции, госулугами – агентства. Однако на региональном и местном уровне и контрольные функции и услуги не всегда разделены, чтобы не было излишней ветвистости органов власти, и выполняются разными отделами или подразделениями одного органа власти.

Есть три уровня исполнительной власти – федеральная, региональная и органы местного самоуправления, между которыми разделены полномочия. Федеральные органы власти фактически подчиняются Председателю Правительства и Президенту Российской Федерации. «Верхушка» федеральных органов власти расположена в Москве, однако на территории региона расположены их «отделения»,. Под органами федеральной власти есть разные бюджетные учреждения и предприятия (ФГУП, ФБУ и ФАУ), финансируемые из бюджета и работающие по специальному госзаданию. Часто им отдается право предоставлять платные или бесплатные услуги.

Региональные органы власти фактически подчиняются Губернатору. Там тоже есть свои Министерства, департаменты и управления, ГУПы, ГБУ и ГАУ, наделенные полномочиями, ответственностью и имеющие бюджетное финансирование.

Территория региона делится на городские округа (по старому – города) и муниципальные районы (по старому – сельские административные районы). Эти округа и районы в свою очередь делятся на городские и сельские поселения, каждое из которых имеет органы местного самоуправления (ОМСУ).

На уровне органов местного самоуправления структурно могут быть разные варианты. Они могут подчиняться избранному мэру (главе городского округа) или назначенному сити-менеджеру. При этом формально функции Главы выполняет Председатель местной Думы.

XYmZbWpX59o

Самара сейчас находится в процессе преобразования. Раньше это был городской округ с выбранным мэром и единой администрацией. В ближайшем будущем (вероятно, 23 декабря) в Самаре будет назначенный сити-менеджер. С этого момента администрация городского округа Самара, вероятнее всего, фактически будет входить в состав Правительства региона.  А на территории Самары для решения вопросов местного значения будут создано несколько органов местного самоуправления. По количеству выделенных районов (от 9 до 20).

Сейчас администрация города разделяется на департаменты и управления, отвечающие за ту или иную предметную область (благоустройство, строительство и т.д.), а также включает администрации районов, в целом отвечающих за свой район.

В таблице ниже приведены примеры распределения полномочий на некоторые предметные области. Таблица не доскональная по набору функций. Она приведена для наглядного примера.

Анализ таблицы показывает, что в одних предметных областях разделенные полномочия целиком относятся к какому-то уровню, а в других федеральные органы власти отвечают за стратегически важные объекты для страны (объекты федерального значения), региональные органы – за стратегически важные для экономики региона объекты регионального значения, остальное передано на муниципальный уровень.

KZhN4MnYFdc

 

замена
rhQ_6rj2XN4
ragHe1b_q8I
2KJRZEFMVuA
c8X0o-9GrFw
Er48vieBANk
OpP81baBxX4
vvyhlLeVjPU
gV4eT9zSXO0
09VR_zD2OCE

Шесть направлений ударного труда

Поговорим теперь о том, чем занимаются чиновники, например, обычного департамента мэрии Самары, если это не касается исполнения конкретных государственных и муниципальных услуг.

Во-первых и в главных — это подготовка и обоснование бюджета по своей теме, его защита. После выделения денег следует подготовка документации на торги, контроль и приемка работ у подрядчика. Кроме того, подготовка и согласование различных нормативно-правовых и административных документов. Они включают различные изменения в порядке и объемах финансирования, административные регламенты разных услуг и функций, технологические карты. Затем юристы превращают написанный текст в юридические корректные формулировки и проверяют на непротиворечивость законодательству.

Во-вторых, это ответы на обращения граждан. Граждане пишут много и обильно, их обращения повторяются и по 59-ФЗ требуют официального ответа. Обращения написать все проще: через почту, через официальный сайт, по официальному e-mail, через приемную президента, через разные автоформирователи заявлений типа РосЯма, РосЖКХ и прочее и прочее. Пишут на всякий случай во все адреса, а «если вы не отзоветесь, мы напишем в спортлото». Собственно, все выходы в твиттер, мобильные приемные и прочее – небезуспешная попытка уйти от официальных обращений к обращениям и ответам «по сути», попытка упорядочить общение, убрать  повторные обращения.

В-третьих, это различные отчеты, ответы на запросы вышестоящих и контрольных ведомств, а также контроль деятельности подведомственных организаций – как через отчеты, так и непосредственно «выезд в поля». Очень много времени уходит и на переписку между ведомствами. Дело в том, что большинство процессов предполагает  различные согласования заинтересованных лиц, официальные ответы.

В-четвертых, это исполнение поручений, которые возникают неожиданно и «все разные». Большинство этих поручений – сбор и подготовка данных об объекте и территории для принятия решения вышестоящим начальством. Поэтому так важно правильно и четко вести информационные ресурсы, иначе любое поручение превращается в «поход по территории» или ручное перелопачивание данных.

В-пятых, мониторинг текущей ситуации по своему направлению (надо быть в курсе).

В-шестых, это, собственно, планирование и управление. Разработка и обоснование различных программ. Там, где есть относительная свобода и относительная приятность, когда реализация твоих идей дает благо для города. Но если брать общее время, творчества не больше 10%. Остальное  — рутина, функциональные обязанности. Однако, как и в любой деятельности, эффективность определяется как раз тем временем, которое затрачивается не на «тушение пожаров», а на планомерную работу по их предотвращению.

s2tGABFzGrw

Сколько получают чиновники

Зарплата муниципальных чиновников рассчитывается по сложной схеме и зависит от должности (оклад) + надбавка за выслугу лет + надбавка за классный чин (на разных должностях присваивается раз в год или раз в три года) + бывают надбавки за ненормированный рабочий день  и за секретность + один или два раза в год выделяют материальную помощь.

Проще всего смотреть общий доход по декларациям, которые ежегодно публикуются в Интернете (гуглим «сведения о доходах» на сайте city.samadm.ru). Мы так и поступили — скачали декларации и проанализировали  доходы за 2013 год по трем  произвольно выбранным департаментам  — Департаменту образования, Департаменту строительства и архитектуры и Департаменту семьи и опеки. А также по администрациям трех районов – Ленинский, Октябрьский и Советский.

В таблице представлены средние значения «рядовых чиновников» на наиболее распространенных должностях, соответствующих примерно 5-10 летнему опыту работы  на муниципальной службе. При усреднении по должностям выбрасывались «крайние значения»  меньше 100 тысяч ( в основном работали часть года) и больше 700 тысяч  в год ( в основном бывшие военные или часть года работали в бизнесе).

b41ijAtTIEE

Для интересующихся – ошибка расчета не больше 10%, так что данные можно считать верными. В 2014 году величину надбавок повысили и средние доходы возрастут примерно на четверть, мы с вами потом посмотрим и сравним.

Периодически поступают установки о сокращении некоторого количества чиновников и приходится «реорганизовывать» систему управления. Удивительно, но в городской администрации хорошо работает кадровый резерв. Больше  двух третей чиновников  принимают из него. Записаться в кадровый резерв может попытаться  любой желающий.

5Qa6xNNqxQ8

Мы надеемся, что  деятельность чиновников стала для вас более понятна и прозрачна. Следующую главу нашей самарской саги мы посвятим благоустройству города.

Проект реализован при поддержке администрации г.о. Самара.

Комментарии: