Самарский речпорт могут перенести в Жигулёвские ворота
2 253
В распоряжении редакции ДГ оказалась переписка между Министерством строительства Самарской области и региональным Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования, из которой стало ясно, что областные власти прорабатывают план по переносу грузового речпорта со стрелки Волги и Самары в устье реки Сок.
В письме, адресованном министру лесного хозяйства области Александру Ларионову, главный архитектор области Анатолий Баранников сообщает, что Минстрой рассматривает предложение по переносу грузового речного порта в район устья реки Сок в Красноглинском районе.
Главный лесничий Самарского лесничества в служебной записке на имя директора ГКУ СО “Самарские лесничества” сообщает, что проектируемая территория находится на лесных участках в кварталах № 1 и № 8 площадью 67,5 га. Часть земель используется арендаторами для культурно-оздоровительных целей. По целевому назначению кварталы № 1 и № 8 относятся к защитным лесам и лесам водоохранных зон.
Квартал № 8 Самарского лесничества имеет также статус памятника природы федерального значения “Жигулёвские ворота” — это самое узкое место в долине Средней Волги. “Ворота” образованы двумя вершинами — Средняя (Жигулей) и Тип-Тяв (Сокольих гор). Согласно приказу Совета министров РСФСР № 161 от 28 апреля 1984 года этот памятник природы подлежит сохранению в естественном состоянии и допускается санитарная рубка, если того требуют лесоводческие соображения.
Пресс-служба правительства Самарской области на наш запрос о планах переноса порта дала ответ, который мы приводим в полном объёме: «По информации министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области перенос грузового речного порта в настоящее время не планируется».
В то же время на возможность переноса речпорта со стрелки Волги и Самары на новое место прямо или косвенно указывают несколько факторов.
Во-первых, разработан и утвержден проект планировки и межевания территории стрелки, на которой, собственно, и находится Самарский речной порт. Об этом почти месяц назад сообщил директор СОФЖИ Реналь Мязитов. Он также поделился с журналистами информацией о том, что собственники промпредприятий с пониманием отнеслись к планам реновации территории стрелки и готовы перенести свой бизнес в другую часть города или реализовать его по рыночной цене.
Кстати, на сайте Самарского речного порта в соответствующих разделах можно найти информацию о продаже четырех портальных кранов “Альбатрос” грузоподъёмностью 10 тонн, всевозможных грейферов (навесного оборудования) разной грузоподъёмности и прочей техники. Впрочем, продажа средств механизация порта может быть следствием недостаточного грузооборота, вызвана необходимостью оптимизировать затраты на содержание предприятия, и никак не связана с его переносом на новое место.
Во-вторых, начинается демонтаж старого автомобильного моста через реку Сок. Он был закрыт почти 30 лет после строительства нового, но разбирать его начинают именно сейчас.
Характерно, что участок, расположенный в устье реки Сок, в последнее время несколько раз попадал в поле зрения общественного внимания. А планы по его использованию у властей и бизнеса неоднократно менялись. Еще весной СМИ рассказывали о планах мэрии разрешить создание искусственного жилого района в Саратовском водохранилище на стрелке Волги и Сока. Компания «Аквалайн» готова была намыть земельный участок площадью 129 тысяч кв. м, который потом планировалось застроить. Границы «намытого района» частично совпадают с границами участка, который Минстрой рассматривает для переноса порта.
Годом ранее другая компания, ЗАО «Альтаир», вознамерилась построить здесь комплекс с бунгало, мини-аквапарк и (внезапно) спортплощадки для детей-инвалидов. Территорию огородили, берег стали подсыпать доломитовыми породами, вырубили более сотни деревьев. Жители вовремя заметили подозрительную активность в прибрежной зоне и забили тревогу. В результате против компании «Альтаир», которая самовольно захватила водную акваторию и береговую линию, возбудили четыре административных дела.
Впервые о переносе речного порта заговорили в 2010 году, когда в результате серьёзного сравнительного анализа для строительства стадиона к ЧМ-2018 года выбрали стрелку рек Волга и Самара.
“Площадка на стрелке двух рек обладает рядом неоспоримых преимуществ, — бодро сообщала читателям пресс-служба правительства Самарской области со страниц “Российской газеты”. — В частности, строительство стадиона даст существенный импульс для развития исторической части Самары, причем на обоих берегах. При этом особое внимание будет уделено сохранению объектов культурного наследия, которые находятся в так называемом старом городе”.
Причем одним из главных аргументов в пользу территории речпорта называлась возможность создания транспортной инфраструктуры. Железнодорожные пути, которые проходят по территории речпорта, мечтали переоборудовать в легкое метро и связать порт с железнодорожным вокзалом. Планировали доставлять болельщиков из Курумоча скоростным железнодорожным и водным транспортом. А речпорт предлагали перенести на противоположный (левый) берег реки Самары.
Планировали в течение двух лет — был даже объявлен тендер на проектирование стадиона стоимостью до 1,3 миллиарда рублей. Но в ноябре 2012 года Николай Меркушкин, назначенный ранее губернатором Самарской области, объявил, что стадион будет построен в другой части Самары на Радиоцентре.
“Построив стадион на стрелке, мы могли бы попросту разрушить исторический центр. Но исторический центр должен стать памятником архитектуры, — цитирует губернатора газета “Ведомости”.
По его словам, — продолжают “Ведомости”, — после событий в Крымске Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому такие объекты, как стадионы, расположенные около водоемов, должны строиться на уровне 8 м от уровня воды”.
После чего стрелку и Самарский речной порт на какое-то время оставили в покое, пока за эту территорию не взялся Институт «Ленгипрогор», включив её в свой проект планировки территории исторического центра Самары. Проект модернизации старой Самары, получивший название “Стрелка”, был предъявлен общественности в начале 2014 года.
Кстати, проектировщики “Ленгипрогора” почему-то не вспомнили об указе президента, размещая на потенциально затопляемой территории тематический парк, концертно-конгрессный холл и дворец бракосочетания.
Масла в огонь подлила Юлия Степнова, бывшая в ту пору министром имущественных отношений. На одной из пресс-конференций она сообщила, что речной порт, скорее всего, перенесут в Сызрань, причём работы по демонтажу начнутся до конца 2014 года. Но порт оказался прочнее Юлии Степновой и до сих пор находится на своем месте.