РЕЧНОЙ АРТЕФАКТ

На дне Волги под Самарой нашли ладью XV века. Что о ней известно?

 5 597

Автор: Андрей Артёмов

.

,

История судоходства по Волге уходит своими корнями в столь далекие времена, о которых даже страшно думать. Сколько судов проплыли по ее волнам за эти столетия — и не сосчитать: от челнов-однодеревок до нефтеналивных гигантов.

Само собой, какая-то часть из них в силу разных причин отправилась на речное дно. Экологии Волге они приносят ощутимый урон: окисляется и ржавеет железо, в реку попадает оставшееся на судне горючее. Общее число затонувших в Волжском бассейне судов и прочей техники (иногда из реки достают даже трактора)  превышает, по некоторым оценкам, 2000 штук. Цифра огромная, даже учитывая немалые размеры великой русской реки.

Но иногда судно на дне Волги не беда, а самое настоящее сокровище. Одно из таких было найдено этим летом близ села Винновка. Трудники расположенного там мужского монастыря обнаружили в реке объект, который не смогли самостоятельно идентифицировать. На помощь пришли ученые СамГТУ, организовавшие туда несколько экспедиций.

Обследовали находку профессиональные водолазы и представители научно-производственной компании «Экран» из Москвы. Глубина погружения составляла 10 метров.

Обследование судна (для удобства будем называть его ладьей) проводилось с помощью специальных подводных ультразвуковых сканеров и глайдерона (подводного робота), разработанного в СамГТУ.

Сканирование речного дна

Размеры ладьи впечатляющие: около 50 метров в длину и 20 в ширину. Со дна водолазы поднялись не с пустыми руками. Для экспертизы были взяты образцы древесины и найденный на палубе металлический гвоздь.

Радиоуглеродный анализ древесины показал, что дата ее «рождения» — 1415 год, с погрешностью в 85 лет. Таким образом, ладья качалась на волжских волнах еще во времена Золотой Орды. Гвоздь исследовался специалистами Самарского политеха и Самарского университета. Анализ показал, что он на 99,5% состоит из железа, что также указывает на его средневековое происхождение, т.к. в более поздние периоды к железу добавляли легирующие элементы.

Пока нельзя с уверенностью сказать, кем и где была построена эта ладья, и в каких целях — военных или торговых — использовалась. Ее крупные размеры, вдвое превосходящие стандартную русскую ладью, могут говорить о скандинавском или азиатском происхождении судна. Для ответа на эти вопросы требуются дальнейшие исследования.

Но уже сейчас понятно, что найденная под Винновкой ладья станет одним из старейших, если не самым старым представителем отечественного судостроения. И будет соперничать с найденной в реке Ветлуге беляной (возраст около 350 лет) и вытегорской ладьей, ровесницей Смутного времени.

В Швеции подобная находка в итоге превратилась в музей корабля «Васа». Флагман королевского флота затонул в 1628 году, а в 1961 году был поднят, законсервирован, а затем отреставрирован. Господа капиталисты построили вокруг 64-пушечного гиганта музей, в котором он стал главным экспонатом.

Сможет ли самарская ладья хотя бы приблизиться к такому же статусу, покажет время. Но то, что она этого достойна, — сомнений не вызывает.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments