ВСЁ ИДЁТ ПО ПЛАНУ

Что происходит на фабрике-кухне

 3 456

Автор: Евгений Нектаркин

.

,

Публикация в ДГ фотографий фабрики-кухни, лишенной кровли и части фасада, наделала немало шума в социальных сетях. Журналистам ДГ, впрочем, как и читателям, не посвященным в особенности реставрации памятников конструктивизма, показалось, что здание просто разбирают на стройматериалы.
Чтобы не плодить слухи, мы решили обратиться к архитекторам и реставраторам, ведущим надзор за стройкой, и получили информацию о том, что происходит на площадке, из первых уст.

circle (4)Виталий Самогоров, соавтор проекта приспособления памятника авангарда – здания фабрики-кухни под Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства:

— По фабрике кухне разработаны два проекта — проект реставрации и проект приспособления. Первый документ разрабатывали Центральные научно-реставрационные проектные мастерские минкультуры РФ, а наше архитектурное бюро Пастушенко-Самогорова разрабатывало проект приспособления. Поэтому ведётся двойной авторский надзор. Реставраторы из Москвы регулярно приезжают, два раза в месяц. Я лично бываю на фабрике не реже одного раза в неделю и по мере необходимости, когда возникают вопросы.

Мы работаем в тесном контакте с Романом Коржовым — директором Средневолжского филиала ГЦСИ, который также отслеживает ход работ. Региональное управление охраны объектов культурного наследия бывает на стройке регулярно.

Мы осуществляем плотное сопровождение работ, и можно сказать, держим строителей в теле, чтобы не возникало соблазна снести что-нибудь лишнее. Пока всё идёт по плану.

circle (5)Ирина Калугина, главный архитектор проекта реставрации:

Проект реставрации фабрики-кухни предполагает расчистку здания от наслоений, возникших при реконструкции 1944 года и эксплуатации в более поздний период. Цель проекта — воссоздание первоначального конструктивистского образа здания, созданного по проекту архитектора Екатерины Максимовой в 1932 году.

По проекту выполняется открытие оконных проемов и выемка кирпичных заполнений, вскрытие поздних бетонных наслоений, снос внутренних перегородок, усиление бетонных конструкций, утративших несущую способность.

В тех случаях, когда кирпичная кладка повреждена и находится в неудовлетворительном состоянии, как например в галереях, где она расслаивается, проводится её разборка. Впоследствии, кладку восстановят по чертежам и фотографиям, имеющимся в распоряжении реставраторов.

Разборка крыши и внутренних перегородок проводится также по проекту. Дело в том, что перегородок в проекте Максимовой практически не было. Перегородки появились в поздний период, как и кирпичные закладки окон, созданные для того, чтобы уменьшить теплоотдачу в помещениях. Будет восстановлено оригинальное остекление фасада.

Крыша восстановлена в первоначальных параметрах, поскольку современная меняет облик здания. Над “молотом” — двускатная, крыша “серпа” — односкатная во внутренний двор.

Плитка в тех местах, где она сохранилась — например, в лестничных проемах — будет отреставрирована. Перед реконструкцией её собрали, чтобы сохранить. Часть оригинальной плитки утрачена — часть залили бетоном, часть заменили в 1970-е и более поздние периоды на керамогранит. В этих местах создадут другое покрытие.

Оценивается состояние перекрытий, балок, колонн и других конструктивных элементов. Необходимо учитывать, что в целях экономии фабрику-кухню строили из подручных материалов, в том числе полученных при разборке других зданий. Использовался силикатный кирпич.

circle (0164)Виталий Стадников, соавтор проекта приспособления памятника авангарда – здания фабрики-кухни под Средневолжский филиал ГЦСИ:

Речь не идёт о сносе здания. Проект реставрации предполагает возвращение конструктивистского образа фабрики кухни путем разборки более поздних изменений, закладок витражных проемов. Предметом охраны является все, что относится к первоначальному облику, который гармонизирует с функциональными качествами сооружения, дает универсальность и гибкость этого пространства, его приспособляемость к новым требованиям, выживаемость и устойчивость. Главная задача, которую решают реставраторы — очистить фабрику кухню от наслоений, чтобы проявить конструктивистские черты, но так, чтобы здание не рухнуло.

Работы ведутся по проекту без серьезных отклонений, но вызывают опасения сроки реализации — успеют ли строители за полгода закончить реставрацию.

Задержка старта работ связана с попыткой удешевить и упростить проектное решение. Проект предполагал мягкие методы восстановления несущей способности здания — инъекции бетона, оклейку конструкций сеткой из композитной арматуры и другие современные средства, необычные для многих исполнителей.

Для многих был соблазн здание снести и построить новое, или заменить конструкции — “сделаем все как было, но новое”.

Считается, что снос и строительство новых конструкций — дешевле реставрации. Но новые колонны увеличат нагрузку — значит придётся усиливать фундамент, что приведёт к увеличению сметы, сроков и необходимости пересчитывать проект. Так что временной фактор пока идёт на пользу.

Техническое состояние фабрики кухни было предметом спора. Напомню, что согласно первой экспертизе, проведенной по заказу владельцев здания, износ составлял чуть ли не 98% — вот-вот рухнет. Повторная экспертиза была проведена в рамках проекта реставрации и она показала, что здание в удовлетворительном состоянии, конструкции нуждаются в усилении, но необходимости сносить здание нет. Ну, а насколько конструкции здания сохранили несущую способность, можно наблюдать онлайн — сейчас разобрали заложенные витражи лестниц и главных фасадов и оголился нормально работающий элегантный несущий каркас сооружения.

circle (4)Роман Коржов, Директор Средневолжского филиала ГЦСИ в составе «РОСИЗО»:

Фабрика-кухня «открывается» практически каждый день – уже можно видеть исторические объемы и конструктив здания в реальности, в городской среде.

Без всяких преувеличений — возрождается архитектурный шедевр, который, очищаясь от «кожуры» поздних наслоений, в будущем будет притягивать к себе большое внимание и интерес. Уже можно представить, как фабрика-кухня визуально «отформатирует» этот оживленный перекресток нашего города.

Могу сказать, что пример сохранения и приспособления фабрики-кухни беспрецедентен по российским масштабам, и Самара по праву может гордиться этим. На наших глазах появляется новая, видная всем «достопримечательность», которая будет открыта для очень широкой публики.

К слову – о проекте приспособления – мне он очень нравится, под одной крышей будет всё. Большое пространство для выставок – все части второго этажа «серпа», галерейные переходы и часть второго этажа «молота». Все они соединены и как бы перетекают из одного в другое — широкий центральный вход с большим холлом и шикарными лестничными переходами, два киновидеозала, отдельный лекционный зал, просторная публичная медиатека.

Посетители с детьми могут оставить их в большой детской комнате, где с ними будут заниматься. Отдельно предусмотрено пространство для творческих студий, там будут заниматься как школьники и студенты, так и взрослые люди без ограничений по возрасту. Кроме того на фабрике-кухне предусмотрены творческие резиденции и мастерские, место, где смогут жить и работать художники, кураторы выставок, искусствоведы из других городов и стран. Для посетителей будет открыто кафе с дополнительным летним пространством на крыше «серпа».

Все «тематические» пространства очень гармонично связаны между собой как единый и функциональный механизм, но иначе и не могло быть, поскольку всё это помещено в прекрасную архитектурную форму.

Мы стремимся к тому, чтобы механизм ожил, стал организмом, работа в этом направлении ведется, начиная с августа 2014 года. Проекты филиала — Ширяевская биеннале, «Звуки фабрики-кухни» , «О тишине и монументах», «Волга.Ноль» и другие продолжающиеся и планируемые – основное содержание  деятельности Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО.

Филиал — это часть большой федеральной институции культуры и, надеюсь, будет яркой и заметной её частью.

Я бываю на фабрике-кухне каждый день, иногда в выходные дни. Также могу видеть, что происходит, из окна офиса филиала, который находится напротив. Сложился замечательный рабочий коллектив и взаимное видение того, что должно получиться в результате, с авторами проекта реставрации Ириной Калугиной, Сергеем Макаровым, а также с соавторами проекта приспособления – Виталием Стадниковым, Валентином Пастушенко и Виталием Самогоровым. Все они талантливые, яркие и неравнодушные архитекторы, думаю, что результат будет такой же.

Кстати, сохранилось много аутентичных мест, предметов 30-х годов, были найдены исторические фотографии, как это выглядело до реконструкции 1944 года. По одной из фотографий мы смогли определить подлинность кухонного стола, например. Для всего этого предусмотрено отдельное пространство музея фабрики-кухни.

Кроме авторов проекта – Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, надзор за проведением работ ведет Управление по охране объектов культурного наследия Самарской области. Управление также является своеобразным куратором по самой разнообразной поддержке от правительства Самарской области. Как известно, правительство Самарской области значительно софинансирует этот проект, взяло на себя обязательство по подключению фабрики-кухни к инженерным сетям и собирается оказать содействие в благоустройстве окружающей территории.

Думаю, что позитивная энергия мотиваций и усилий всех участников процесса восстановления фабрики-кухни даст впечатляющий результат.

circleАлександр Исаков, соавтор проекта приспособления памятника авангарда – здания фабрики-кухни под Средневолжский филиал ГЦСИ:

Cтроительные и реставрационные работы на фабрике-кухне выполняются по проекту реставрации и приспособления объекта под новую функцию филиала Государственного центра современного искусства.
Проект предусматривает реставрацию фасада с раскрытием оконных проемов и объемов лестниц, заложенных кирпичом при реконструкции 1944 года, сохранение конструктивной схемы, в соответствии с первоначальным обликом фабрики-кухни по состоянию на 1932 год.

В настоящее время мы наблюдаем первый этап реализации проекта — разборку и очистку наслоений. Следующий этап – оштукатуривание и окраска фасадов, заполнение оконных проемов и воссоздание витражей на основе обмеров по историческим аналогам.

Авторский коллектив проекта реставрации, в том числе и я, регулярно бываем на фабрике-кухне и отслеживаем строительные работы. На мой профессиональный взгляд, оснований для беспокойства нет.