ЛИМИТ ИСЧЕРПАН

Хватает ли 50 поездок по социальной карте на месяц незрячему жителю Самары? Эксперимент

 4 223

Автор: Евгения Волункова

С 1 февраля по социальной транспортной карте житель Самарской области может совершить только 50 поездок в месяц. Чиновники объясняют такое решение махинациями с проездными. Они утверждают, что кондукторы и пассажиры многократно используют одну и ту же карту, доходит до 1000 раз в месяц. Правительство области уверено: безлимитные поездки не нужны, 50 – более чем достаточно. Якобы пожилые люди ездят в среднем 46-48 раз в месяц. А инвалиды и вовсе чаще сидят дома, чем бывают на улице. Поэтому, ограничив лимит поездок, можно остановить мошенников и не навредить людям.

Однако льготники инициативу чиновников не разделяют. Нововведение вызвало волну возмущений среди пользователей социальной карты – пенсионеров, людей с инвалидноcтью, ветеранов и других. Было даже два митинга. Люди переживают, что теперь действительно придётся сидеть дома, потому что 50 поездок хватит максимум на полмесяца.

Чтобы разобраться, на какой период действительно хватает 50 поездок, ДГ попросил незрячего жителя Самары Фёдора Замыцкого, пользователя социальной проездной карты, весь февраль вести «дневник поездок». Записывать каждый выезд из дома – куда, зачем и в какой день он едет.

***

Фёдор Замыцкий – инвалид 1-й группы по зрению, студент Самарского государственного экономического университета, оканчивает магистратуру. Он ничего не видит, но ведёт нормальную жизнь – ездит в библиотеку для слепых, встречается с друзьями в кафе, гуляет. Когда стало известно о том, что безлимитных поездок больше не будет, Фёдор разместил в соцсетях пост на тему. Вот его сокращённый вариант.

«Возможность свободно передвигаться на общественном транспорте помогла мне, ещё будучи школьником, поднять задницу и вести активный образ жизни. И роль безлимитной транспортной карты в этом нельзя переоценить. Ограничение количества поездок в моём случае гораздо хуже, чем любое повышение цены. Даже если считать, что я буду тратить по две поездки в день, то в среднем пять дней в месяц я должен сидеть дома. Но пользоваться общественным транспортом два раза в день у меня чисто физически не получится.

Я живу возле администрации Советского района, учусь неподалеку, можно было бы и пешком пройти, но вот беда, там не построили пешеходных зон, а без них вслепую ходить достаточно сложно. Поликлиника у меня находится на Карла Маркса, раньше я туда добирался таким образом: садился на 70-й автобус возле своего университета, там пересаживался на 45-й автобус, ехал две остановки. Теперь на 70-м буду ехать до торгового городка и идти 400 метров пешком по опять же не самой лучшей дороге. Так, ничего страшного, но о припаркованные на тротуарах грязные автомобили оботрусь неслабо. А вот, например, библиотека для слепых находится на улице Спортивной, 12, можете сами убедиться, что от администрации Советского района туда без пересадок не доберёшься. А также с пересадкой два раза по три остановки я езжу в стоматологию, которая находится возле Дома печати, и таким же образом на автовокзал, чтобы отправиться в гости к маме. И это, поверьте, далеко не всё. У меня, представьте себе, тоже есть друзья, с которыми я люблю встречаться, я тоже, не удивляйтесь, люблю гулять со своей девушкой в парках и на набережной, мне тоже нужно посещать рынки и магазины.

Я не из тех, кто считает, что всё должно быть бесплатно, я хочу так же, как и все, платить за получаемые услуги, в том числе и за общественный транспорт, но взамен хочу пользоваться городом на равных со всеми. Я еду на троллейбусе одну остановку не потому, что мне лень пройти, а потому, что пройти там невозможно.

Прошлым летом я вместе с Самарской областной юношеской библиотекой организовали проект «Видим вместе»: зрячие люди одевали повязку на глаза и ходили вместе со мной по улице, потом делились друг с другом эмоциями. Так вот, я хочу обратиться к человеку, который решил, что мне достаточно 50 поездок в месяц. Дорогой друг, не стесняйтесь, назовите себя. Я предлагаю вам социальный эксперимент: давайте завяжем вам глаза, и я погуляю с вами по городу. И если вы после нашей прогулки публично скажете, что это легко, то я обещаю целый год платить за проезд в транспорте по двойному тарифу».

Пост целиком

С 1 февраля Фёдор Замыцкий собирался экономить на проезде. Правда, как именно он будет это делать, не понимал. Мы попросили Фёдора ни в чём себе не отказывать и прожить февраль так, будто его карта по-прежнему безлимитна. Ездить туда, куда нужно, и каждый день фиксировать, куда едет и сколько поездок тратит.

***

1 февраля

Утром съездил в стоматологию. Туда добирался от остановки «станция метро Советская» на 41-м автобусе до остановки «ул. Авроры», потом две остановки на 35-м автобусе до ул. Антонова-Овсеенко. Обратно ехал тем же путём, только сначала на 22-м автобусе, потом на 41-м автобусе.

Осталось 46 поездок из 50.

2 февраля

В обед поехал в ребиалитационный центр на Мяги, 5, от остановки «проезд 9 Мая» на 3-м трамвае до остановки «ул. Дзержинского». Оттуда ездил в юношескую библиотеку — играть в настольные игры. Можно было ехать на 18-м трамвае, но его долго не было – пошёл до Дома молодёжи пешком, а раньше бы проехал одну остановку. Там сел на 2-й автобус, доехал до остановки «ул. Челюскинцев». Вечером поехал домой на метро от станции «Алабинская» до станции «Советская».

Осталось 43 поездки.

3 февраля

Утром ездил в стоматологию, так же, как и 1 февраля. Вечером хотел встретить девушку с работы, но дошёл только до метро – стало жалко две поездки.

Осталось 39 поездок.

4 февраля

Сидел дома безвылазно.

5 февраля

Ездил в ателье чинить куртку, от дома на 70-м до остановки «ул. Энтузиастов» и обратно.

Осталось 37 поездок.

6 февраля

Поехали с девушкой к эндокринологу. Туда на 34-м автобусе до Братьев Коростелёвых, потом от ж/д вокзала поехали на 52-м в ТЦ «Аврора», оттуда домой на трамвае.

Осталось 34 поездки.

7 февраля

С утра поехал в юношескую библиотеку на метро, оттуда в университет. Сначала до парка Гагарина на 23-м автобусе, потом на 70-м автобусе до универа. После универа домой на 70-м.

Осталось 30 поездок.

Бывает, еду в «Мегасити» от Постникова оврага. Мог бы пройти пешком, это недалеко, но тротуара нет, идти можно только вдоль рельс. Поскольку я не вижу, есть риск, что трамвай отрежет мне ноги.

8 февраля

Ездил в «Мегасити» сначала на метро от «Советской» до «Алабинской», потом на 20-м трамвае до госуниверситета. Обратно также.  Бывает, еду в «Мегасити» от Постникова оврага. Мог бы пройти пешком, это недалеко, но тротуара нет, идти можно только вдоль рельс. Поскольку я не вижу, есть риск, что трамвай отрежет мне ноги.

Осталось 26 поездок.

9 февраля

Ездил в юношескую библиотеку играть в настольные игры, туда и обратно добирался на метро от «Советской» до «Алабинской».

Осталось 24 поездки.

Возле самарского метро. Фото: Алексей Авдейчев
Возле самарского метро. Фото: Алексей Авдейчев

10 февраля

Поехал к стоматологу в последний раз. Туда на 70-м до Авроры, потом на 45-м до ул. Антонова-Овсеенко. Из больницы поехал в юношескую библиотеку на 4-м трамвае, потом на метро домой.

Осталось 20 поездок.

С 11 до 13 февраля плохо себя чувствовал, сидел дома.

14, 15 февраля

Ездил в Тольятти. На 3-м трамвае от дома до Стахановской, 15-го числа возвращался так же и 4 поездки потратил в Тольятти на автобусы № 40, 13, 73, 40.

Осталось 14 поездок.

16, 17 февраля

Ездил только в библиотеку играть, по две поездки на метро в день.

Осталось 10 поездок.

19 февраля

Катались в «Аврору» за шмотками, туда и обратно на 70-м.

Осталось 8 поездок.

Она не могла понять, почему так быстро закончился проездной. Произошла перепалка, кондуктор пыталась высадить бабушку, но пассажиры вступились, и кто-то за пенсионерку заплатил

20 февраля

Был в реабилитационном центре для слепых на Мяги, 5, туда ездил на 3-м трамвае, оттуда на 4-м. Ждал на остановке 25 минут, чтобы не ехать с пересадками. В трамвае при мне у бабушки закончился проездной — поездка не пробилась. Кондуктор попросила пенсионерку заплатить за проезд, та отказывалась и просила проверить карту. Она не могла понять, почему так быстро закончился проездной. Произошла перепалка, кондуктор пыталась высадить бабушку, но пассажиры вступились, и кто-то за пенсионерку заплатил.

Осталось 6 поездок.

21 февраля

Проходил флюорографию. Туда и обратно ездил на 70-м до остановки «Торговый городок». Снова при мне произошёл скандал между пенсионеркой, у которой закончился проездной, и кондуктором.

Осталось 4 поездки. Сейчас поеду с другом есть блины, потрачу оставшиеся.

***

Итак, 22 февраля у Фёдора Замыцкого закончился социальный проездной. Дальше, до 1 марта, ездить можно только за наличные. Федя признался, что несколько раз не сдержался и сэкономил — пару раз прошёл пешком, отменил несколько поездок. Эксперимент проводился в период, когда у Федора нет учёбы, поэтому «разъездной режим» был спокойнее, чем будет в марте. Студент уверен, что в марте его социальная карта закончится ещё быстрее, потому что начнется учёба — поездок будет больше.

Ещё один незрячий студент Самарского госуниверситета Валерий Ремизов рассказал ДГ, что недавно пытался попасть на приём к губернатору Николаю Меркушкину — поговорить об ограничении поездок и рассказать, почему его это не устраивает. Ни к губернатору, ни к кому либо ещё из аппарата попасть не удалось. Тогда Валерий отправился на публичную встречу с Меркушкиным, которая проходила в МТЛ «Арена». Слова ему не дали, но дали положить в ящичек записочку. Ответа не последовало.

Валерий Ремизов в самарском трамвае. Фото: Николай Хижняк
Валерий Ремизов в самарском трамвае. Фото: Николай Хижняк

- Во всей этой истории меня смущает, что всех подмяли под одну гребёнку. Инвалид 1-й группы и 3-й группы – это разные истории, согласитесь. И ещё очень не нравится отсутствие диалога. Правительство придумало, правительство приняло, сделало имитацию встреч, на которых до чиновников не достучаться.  Я понимаю, может, ограничение количества поездок — вынужденная мера, но вы пригласите представителей разных социальных групп, опросите людей, выясните, сколько и кому реально нужно поездок! И ещё один момент: лично я, как незрячий, не могу проверить, как работает новая система. Я не могу посмотреть, сколько у меня осталось поездок. Насколько я знаю, пенсионеры тоже, потому что на билетах не указывается остаток. В транспорте при мне у бабушек и дедушек заканчивались карты, в некоторых случаях был скандал. Люди спорят с кондукторами, ругаются, ничего не понимают. Полная неразбериха.

Транспортный поток в Самаре. Фото: Алексей Авдейчев
Транспортный поток в Самаре. Фото: Алексей Авдейчев

По словам Валерия, главная ошибка чиновников — непонимание действительных нужд людей.

Мне видится, дело обстояло так. Собрались депутаты и решили: «А давайте 50 им дадим, им хватит!Больше-то уж точно не надо. Куда им ездить-то?» А ещё в случае с незрячими чиновники не учли, что часто нам приходится ездить просто потому, что невозможно пройти. Вот я езжу в Тольятти к родителям. До автовокзала от общаги могу дойти пешком. Но там отвратная дорога, поэтому я сажусь на трамвай и еду до «Звезды». Там выхожу и на автобусе еду до автовокзала. Трачу две поездки не потому, что лень пешком пройтись, а потому, что не могу.  И очень часто так приходится ехать в объезд, потому что где-то лужи, где-то ямы. Чиновники эти все нюансы, плохие дороги, не учитывали. Они просто не представляют, как мы ходим.

***

В конце января ДГ опубликовал пост Андрея Чернова, директора некоммерческого партнерства «Геоинформспутник», создателя «Прибывалки». По-мнению Чернова, ограничение в 50 поездок  — глупость. И не только потому, что «обидели пенсионеров».

«Они [бабушки и дедушки] будут мёрзнуть на остановке, потеть в жару, ждать «свой» маршрут по 20-30 минут (по словам некоторых пенсионеров, ждать удобного маршрута с меньшим количеством пересадок приходится дольше, по 30-40 минут — прим. ДГ).

Главное — изменится структура пассажиропотока. Большинство методов оптимизации сети городского пассажирского транспорта направлено на то, чтобы сократить время и уменьшить требуемое количество транспорта за счёт удобных пересадок, транспортных узлов. Теперь, когда оптимальность будет пониматься не минимум времени, а «минимум денег», можно поставить крест на любой оптимизации.

Декларирована причина: «Выявлены случаи многократного использования одной и той же карты одним кондуктором или гражданином за короткий промежуток времени. Доходило до 300, а то 1000 раз активаций одной карты в месяц». Так решать и надо эту проблему, а не другую. Не давать возможность «пробить» два раза в течение короткого промежутка времени на одной единице транспорта.

Пост целиком

На прошлой неделе стало известно, что в стоп-лист попали почти 5800 человек, исчерпавших лимит в 50 поездок. Поэтому, а также из-за массового недовольства и митингов чиновники «накинули» на февральскую карту еще 10 поездок. По словам Валерия Ремизова и Фёдора Замыцкого, посмотреть, появились ли лишние 10 поездок на их карте, они не могут, поскольку для незрячих людей такая функция не предусмотрена.

В департаменте информационной политики администрации губернатора Самарской области сообщили, что до 60 поездок лимит увеличили только до конца февраля, а дальше чиновники обещают разработать компромиссное решение. Замминистра транспорта и автомобильных дорог Сергей Калинин уверяет, что при определении количества поездок применят индивидуальный подход к каждому пользователю социальной карты исходя из его потребности и социального положения.

Вместо послесловия

ДГ понимает, что для чистоты эксперимента нужно попросить вести подобный дневник многих: и пенсионеров с разной степенью активности, и людей с разными группами инвалидности. Но мы, как и Федор Замыцкий, уповаем на то, что дневник одного незрячего жителя города даст почву для размышлений в том числе и о том, каким может быть (и как нужен) индивидуальный подход.

На обложке: Федор Замыцкий. Фото: Кристина Сырчикова

comments powered by HyperComments