,
По данным ТФОМС, в прошлом году из Самарской области «уехали» 690 млн рублей — столько жители региона потратили на лечение по ОМС за пределами области (это на 150 млн больше, чем в 2017 году). На медпомощь иногородним гражданам в самарских больницах из средств фонда ушло меньше денег — 489,5 млн рублей. Но эти цифры не учитывают платные услуги, которые в большом объеме оказывают приезжим и государственные, и частные учреждения. В среднем же общий доход медицинских организаций от лечения приезжих составляет 1-3% прибыли. Можно ли увеличить этот показатель?
Чем самарская медицина может заинтересовать пациентов из других городов и стран, что помогает увеличить их поток и как законодательство мешает развитию медицинского туризма — об этом мы поговорили с руководителями частных и государственных клиник на круглом столе, который прошел в «Открытой студии ДГ» 20 июня.
Деньги от соседей
В Самарской области 130 государственных медицинских учреждений и более 1000 — частных. В 2017 году вместе они заработали 50 млрд рублей, при этом на госсектор пришлось 4/5 дохода. В 2018 году доход госсектора составил 56 млрд руб., данных по коммерческим структурам пока нет.
Доход госучреждений складывается из средств ОМС (65%), субсидий (21%) и платных услуг (10%). Частные клиники в 2017 года получили от ОМС 10% своего дохода — 1 млрд руб., остальное заработали сами.
По данным крупных государственных больниц Самарской области, 1-3% их дохода поступает от пациентов, приехавших из других регионов. По оценке регионального минздрава, чаще других за медпомощью в Самарскую область едут жители соседних областей: Оренбургской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской и Республики Татарстан.
К самым привлекательным для них направлениям медицины относят офтальмологию, онкологию, репродуктивные технологии. В частности, в больницу им. Ерошевского за офтальмологической помощью в прошлом году обратились пациенты из 79 регионов России, жители ближнего и дальнего зарубежья. Больница заработала на них около 3% общего дохода.
Еще выше показатель у клинического онкологического диспансера — 7%. Чаще всего сюда приезжают жители соседних областей — Саратовской и Оренбургской областей. Основная часть иностранных пациентов — жители Казахстана (82,5%), едут также из Грузии и Армении.
По словам замглавврача по медпрофилактике, реабилитации и связям с общественностью СОКОД Татьяны Золотаревой, пациентов привлекают специальные методики и технологии, разработанные в диспансере.
— Мы провели анализ возможностей онкологических служб соседних регионов и поняли, что они практически одинаковые. Но отличия все же существуют, и на них мы делаем акцент — например, молекулярно-генетические исследования выполняются только у нас и в Казани, больше в ПФО никто этим не занимается, — говорит Золотарева.
Соседние области, Казахстан и другие страны СНГ —набор регионов и стран, откуда приезжают в Самару лечиться, примерно одинаков у всех больниц. По мнению врачей, на ситуацию влияют несколько факторов: существующая логистика, развитие индустрии гостеприимства, система работы с персональными данными и особенности законодательства.
Как привлечь Европу
Как отмечает исполнительный директор международного отдела клиники репродуктивного здоровья «ЭКО» Ольга Кравцова, у Самары есть хороший медицинский продукт, но за рубежом ее не воспринимают как город, в который можно приехать — мало прямых транспортных сообщений с другими центрами, особенно европейскими. К тому же слабо развита туристическая инфраструктура и не преодолен языковой барьер. Хотя после ЧМ-2018 некоторые медучреждения стали использовать переводчиков для работы с иностранными пациентами, это не решает проблему до конца — некоторые не готовы обсуждать свое здоровье с врачом через посредников.
— Чем выше будет привлекательность региона в целом, тем больше будет мероприятий уровня ЧМ. Следовательно, будет развиваться медицинский туризм. Все может начаться с экстренной помощи и дальше продолжаться, — считает главный врач клиник СамГМУ Александр Сонис.
Впрочем, ряд самарских больниц уже заявили о себе на европейском рынке — через работу с профессиональным сообществом. Те же онкодиспансер и клиника «ЭКО» — единственные медучреждения в России, у которых есть туристическая сертификация «Темос». Она гарантирует иностранным пациентам, что качество, сервис и безопасность лечения соответствуют европейским стандартам.
— В прошлом году мы также получили аккредитацию Немецкого онкологического общества по лечению колоректального рака. Планируем подобные вещи сделать и по другим локализациям — это для иностранных пациентов служит дополнительной гарантией того, что лечение, которые они получат здесь, будет на европейском уровне, — добавляет Татьяна Золотарева.
По словам директора Самарского областного медицинского центра «Династия» Ольги Тюминой, международную аккредитацию и сертификацию прошел и банк клеток, расположенный в Самарской области. В июне центр получил госаккредитацию на клинические испытания биомедицинских клеточных продуктов (БМКП).
— На международных сайтах мы публикуем планируемые протоколы по клиническим испытаниям БМКП и уже сейчас получаем участников этих исследований. Есть список пациентов из Франции, которые готовы приехать к нам на лечение клетками и участвовать в софинансировании испытаний. Следующий шаг — лицензия на производство БМКП, — рассказывает директор «Династии» Ольга Тюмина.
Свой опыт взаимодействия с профессионалами из-за рубежа есть у Самарской офтальмологической клиники компании «Роскошное зрение».
— Мы работаем второй год, в основном используем австралийские опыт и оборудование. Пока наша клиника не может оказать полный спектр операционных офтальмологических услуг, но мы нашли клиники, которые, сотрудничая с нами, могут принимать наших пациентов по ОМС и платно. Это клиники в Израиле, Германии и Австралии, а также во Владимире и Казани. Приоритетные направления — косоглазие и послеоперационное наблюдение, — рассказывает директор клиники Светлана Ряднова.
Вопрос с гостеприимством больницы решают, сотрудничая с отелями и туристическими агентствами. Одни медучреждения, такие как частная семейная клиника «Косма», включают расселение пациентов в обязанности администраторов, другие создают для этого специальные отделы.
Больше рекламы
Проректор по лечебной работе медуниверситета «Реавиз» Павел Золотарев считает, что самарским клиникам нужно активнее продвигать свои услуги.
— Необходимо заниматься не только сбытом, но и активными продажами — не только рассказывать об услугах, но изучать, в каких странах они востребованы. Надо понять, кому мы нужны и какие направления, — говорит он.
Опытом в этой сфере поделилась директор Самарского диагностического центра Елена Матюшкина.
— Последние пять месяцев мы активно рекламируем свои услуги, в том числе за пределами региона, в соседних областях, и количество пациентов оттуда увеличилось на 15%. Проанализировав рынок, мы предложили новую услугу — скрининговые программы, или полное обследование пациентов с заключением врача в течение одного дня. На это есть спрос — ежемесячно на скрининг приходят около 35-40 пациентов. За этой услугой мы закрепили отдельного менеджера, — рассказывает Елена.
При этом директор диагностического центра признает, что 75% пациентов приходят благодаря «сарафанному радио». Его эффективность признает и директор по развитию семейной клиники «Косма» Надежда Космирова.
— Пациенты в большинстве случаев рекомендуют не клинику, а конкретного врача. У нас сильное направление — остеопатия, оно развивается много лет, у врачей есть международные сертификаты. К ним по советам друзей и знакомых приезжают целыми семьями, — отмечает Надежда.
Одни лечат, другие продвигают
Председатель Ассоциации лечебного и оздоровительного туризма (АЛОТ) Галина Гурова убеждена, что медицинские организации все-таки должны быть сосредоточены на лечении.
— В большинстве стран, которые занимаются медицинским туризмом, выстроена некая система. Как в промышленности, с одной стороны, есть фабрики и заводы, которые изготавливают продукт, а с другой — торговые дома, оптовые и розничные сети, которые его реализуют, так и в медицине. Например, в израильскую клинику вы не попадете, пока не пройдете через медицинский центр, который обработает ваш запрос и проверит вашу платежеспособность, возьмет некую предоплату и только потом перенаправит вас к заранее определенному специалисту. Так же все устроено в Турции, Корее и других странах, — объясняет Галина.
Для того чтобы продавать медицинские услуги и была создана АЛОТ. Совместно с минздравом Самарской области ассоциация разработала перечень государственных и частных лечебных организаций, которые составят ядро медицинского кластера, ориентированного на экспорт. В список уже вошли порядка 12 государственных и 15 частных учреждений и 5 санаториев. Перечень не закрытый — войти в него могут и другие лечебные организации.
По словам Галины Гуровой, в первую очередь в каждом лечебном учреждении необходимо определить сильные специализации, а затем — создать конкретное предложение.
— Буквально это должен быть некий буклет, где расписано лечение, его стоимость, стоимость сервисно-логистических услуг и так далее, — поясняет председатель АЛОТ.
Те самарские клиники, которые уже успели поработать с ассоциацией, считают ее появление огромным плюсом. Но во взаимодействии с госучреждениями есть сложности.
— Российские ГБУЗ по закону не имеют права напрямую платить агентствам за пациентов. А если плату за услуги агентства возлагать на пациента, нужен трехсторонний договор. С онкоцентром мы год не можем решить эту задачу, хотя работаем с лучшими юристами. Пока приходится оформлять оплату как маркетинговые отчисления, — говорит Галина.
Трудности возникают и у негосударственных медицинских организаций.
— Нам нравится работать с АЛОТ, но все-таки иностранные пациенты — это определенная головная боль. Их нужно ставить на эмигрантский учет, и каждый человек отнимает довольно много времени. У нас есть отдельный сотрудник, который почти каждый день ездит, занимается этими документами — электронный документооборот не сильно налажен в этой сфере, — отмечает главврач Дорожной клинической больницы Сергей Блинов.
В ближайшие полгода планируется открытие представительства АЛОТ в Казахстане. Это порядка 10-12 самарских медицинских организаций, у которых будет свой врач-консультант и медицинский представитель в Уральске и Атырау — в этих городах есть местные агентства, которые уже готовы отправлять пациентов в Самару. После Казахстана представительства АЛОТ будут открывать в Армении и Азербайджане.
В круглом столе участвовали:
— исполнительный директор международного отдела клиники репродуктивного здоровья «ЭКО» Ольга Кравцова;
— замглавврача по медицинской профилактике, реабилитации и связям с общественностью ГБУЗ СОКОД Татьяна Золотарева;
— директор федеральной сети клинико-диагностических лабораторий СИТИЛАБ Регион Поволжье Павел Михайлов;
— председатель Ассоциации лечебного и оздоровительного туризма (АЛОТ) Галина Гурова;
— директор Клиники СамГМУ Александр Сонис;
— директор Самарского диагностического центра Елена Матюшкина;
— исполнительный директор семейной клиники «Косма» Сергей Космиров;
— директор по развитию семейной клиники «Косма» Надежда Космирова;
— главный врач НУЗ «Дорожная больница на ст.Самара ОАО «РЖД» Сергей Блинов;
— проректор по лечебной работе медицинского университета «Реавиз» Павел Золотарев;
— главный врач ГБУЗ СО «Самарская городская стоматологическая поликлиника №1» Максим Хайкин;
— директор ГБУЗ «Самарский областного медицинский центр Династия» Ольга Тюмина;
— главный врач ГБУЗ «Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» Оксана Чернова;
— директор Самарской офтальмологической клиники «Роскошное зрение» Светлана Ряднова;
— директор лечебно-диагностического центра «А2МЕД» Артем Сатонин.
Фото обложки отсюда
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook