Оборотная сторона открытия композиции «Бурлаки на Волге»

ТЕЧЕТ ВОЛГА -- ИДУТ БУРЛАКИ

Оборотная сторона открытия композиции «Бурлаки на Волге»

Автор:

ИСТОРИИ
881

В Самаре открыли скульптурную композицию «Бурлаки на Волге» — бронзовую версию знаменитой картины Репина. Автором оригинального произведения стал Николай Куклев – потомственный скульптор, скромный парень, герой дня. Впрочем, дать ему слово на открытии едва не забыли. 

Текст: Илья Сульдин, фото: Анар Мовсумов

_MG_0145

Мероприятие носило стандартно-торжественный протокольный характер —  в линеечку выстроились мэр Азаров, глава Гордумы Фетисов и депутат Хинштейн. Дети из художественной школы старательно рисовали, расставив мольберты вдоль парапета набережной. Этот оригинальный ход, видимо, символизировал преемственность – растут новые таланты, ждите шедевров! И если эти дети символизировали преемственность традиций русских художников-передвижников, то учащиеся речного техникума, пришедшие на открытие строем в парадной форме, по логике, символизировали преемственность бурлацкого труда.

_MG_0149

Будущие речники-бурлаки немного галдели и своей будущей роли не осознавали. Солидный ведущий долго говорил округлые и общие слова. Толпа внимала. Потом говорили начальники один за другим те же круглые слова о хорошем Репине и великом наследии, ну и так далее про то, как Волга впадает нам в сердце. Это, кстати, правда.

Вокруг был такой прекрасный сентябрьский день, река дышала свободой и мощью, невозмутимо и вечно. И даже бравурные речи не нарушали этой гармонии. И вот когда все пиджаки уже выступили, члены комиссии «Культурная Самара» всё воспели и солидный ведущий хотел пригласить их открыть уже скульптурную композицию, кто-то из большого начальства вспомнил: а скульптор-то?! Пусть автор тоже скажет!

_MG_0128

Бурлаки современности

Вышел Николай Куклев. Я почему-то думаю, что у него вообще нет пиджака, а весь его годовой доход меньше цены азаровского костюма. И Николай наконец-то пригласил «на сцену» тех, кто действительно создавал эту скульптуру. Без которых появление этой композиции было бы невозможно. Из толпы вышло три человека. В испачканной одежде, с большими грязными руками, они встали перед красивыми руководителями городского округа. На фоне великой Волги стояли три современных бурлака, тянущих, до надрыва, до разрыва аорты, вперед  перегруженную баржу. Постояли, переминаясь неловко, поблагодарили сбивчиво и кратко всех за всё и растворились в публике.

YIBaLWNfoVw

Потом начальники открыли памятник, торжественная часть быстренько закончилась, городское руководство начало раздавать благосклонные интервью, а публика фотографироваться на фоне новой композиции. Благо, для этих целей бронзовые «Бурлаки» приспособлены идеально. Особенно хорош отдельно укрепленный на парапете кораблик – это новый туристический достоприм с отличной юзабилити. И сама по себе эта композиция – образец очень хорошей и сложной скульптуры. Николаю Куклеву удалось перенести сюжет из плоскости в пространство, сделать его объемным, а размещение на берегу реки добавило сюжету жизненности и бесчисленных возможностей прочтения. Эта профессиональная удача была бы невозможна, если бы рядом с Николаем не было его отца. Тоже скульптора – Александра Куклева. Сейчас ему 72 года. Он выглядит, как настоящий гном или домовой из русских сказок, если, конечно, предположить, что у домового могут быть перекрученные медной проволокой старенькие очки.

_MG_0103

Почём работа скульптора

После торжественного открытия, когда публика разбрелась, отправив уставшего сына отсыпаться, Александр Куклев и другие творцы собрались отпраздновать свой триумф в мастерскую к одному очень уважаемому художнику. Меню банкета состояло из пирога с ливером, «сказочного» сала, свежего лука и огурцов, дачных яблок и бутылки хлебного вина «Зеленая марка». Скромно? А никто не удивится, если узнает, что за свой труд и очень творческий и адски тяжелый скульпторы получат в итоге тысяч пятьдесят, на всех? То есть чуть больше десятки на брата. Рублей, естественно. А дело в том, что отливка композиции первоначально оценивалась в полтора миллиона и такую сумму выделил «частный инвестор», как уважительно называют его скульпторы, не раскрывая при этом фамилии. Но в Ижевске, куда Николай приехал делать отливку, посмотрели на композицию и назвали сумму в два раза больше порвоначальной. Открытие композиции оказалось под угрозой. Николаю удалось найти альтернативный вариант в Помосковье и он поехал туда. Работа обошлась дороже полутора миллионов, но сроки были соблюдены, да и качество отливки порадовало.

Открытие состоялось вовремя, но Николаю Куклеву пришлось намотать за эти дни почти восемь тысяч километров, а все гонорары скульпторов растворились в дорожной пыли где-то между Самарой, Ижевском и Подмосковьем

Но это совершенно не огорчает Александра Куклева. Он уверен, что  проект даст его сыну новые заказы. Потому что в своих силах и силах сына он уверен, а качество работы после реализации такого сложнейшего многофигурного произведения, сомнений ни у кого не вызывает. Но Куклевы не настроены на коммерцию. Для русского художника, увы, несвойственно много думать о деньгах.

_MG_0175

Ледяные скульптуры в горе-холодильнике

Главная мечта Александра Куклева, к которой он немного приблизился в этот день – это создание полноценного парка ледяных скульптур. Он отдал этой теме тридцать с лишним лет жизни. Те ледяные скульптуры на площади Куйбышева из нашего детства – это его, Куклева, труд. Так же, например, как и герб РФ на фасаде областного правительства, гербы на станции метро «Победа». Но лёд для него – особый материал. Он владеет десятками оригинальных технологий по работе со льдом. Знает, как сделать такие скульптуры невосприимчивыми к теплу и внешним воздействиям. Мечтает о том, что его знания и умения понадобятся родному городу хотя бы перед чемпионатом мира по футболу. Но пока реальный заказ исходит от небольшой компании, водящей публику в гору-холодильник. В арках пещеры Александр Куклев будет вырезать изо льда тематические ворота по сюжетам русских сказок. И он надеется, что именно в горе-холодильнике сможет реализовать свои проекты.

А еще надеется, что ему и сыну все-таки помогут. Например, избавят от унизительной необходимости платить по двадцать тысяч ежемесячно за мастерскую-сарайчик, под угрозой выселения

Дадут возможность делать что-то нужное для города. Если эту статью читают наши любимые градоначальники, они поймут, надеюсь, что это обращение к ним. Это ничтожное дело не принесет им барышей, но наверняка зачтется перед вышним престолом. И город украсится. В конце концов, это позор для Самары – живя в миллионном городе, имея собственный план монументальной пропаганды, мы не можем обеспечить скульпторов нормальными условиями труда (речь идет не только о Куклевых), не имеем ни одного производства, способного сделать качественные отливки из бронзы. Впрочем, ни отец, ни сын Куклевы не рассчитывают на манну небесную. Они привыкли работать, творить, вечность лепить большими заскорузлыми руками. У скульптора Куклева единственные штаны и ему на это… Очень жаль, что несмотря на пафосные слова и красивые открытия прекрасных памятных композиций, созданных этими самыми руками, город остается равнодушным к своим творцам. Пока течет Волга будут идти по ее берегам бурлаки. И в этом высший смысл установленной вчера композиции.

_MG_0221

 

 

Комментарии: