,
30-летие Советской власти — прекрасный повод для подведения итогов. Именно так решили куйбышевские архитекторы в 1947 году. Каким они видели город и перспективы его развития в те годы, что было сделано и над чем предстояло работать — читайте в нашем материале.
1. Вводное слово
Для того, чтобы лучше прочувствовать атмосферу той, уже далекой эпохи, предоставим слово составителем очерка:
«Советская архитектура отличается глубоким идейным содержанием. В своих произведениях она отражает великие, подлинно демократические начала социалистической эпохи <…> Архитектура — это искусство строить красивые, удобные жилые дома, общественные здания, города.
Как искусство наиболее связанное с природой, архитектура, используя достижения науки и техники, организует, преобразует природу для нужд народа, для воспитания здоровых, бодрых и сильных людей. Наша градостроительная практика подчиняет все материальные, технические средства и природные факторы основной идее — сталинской заботе о человеке».
Примечание: текст, взятый непосредственно из книги, заключен в кавычки. Наши пояснения к нему выделены курсивом.
2. Отношение к старой Самаре
«Архитектура старой Самары, за исключением отдельных зданий, не представляет особого интереса. Многие здания, расположенные в центре, построены в стиле «Модерн», — характерном для конца прошлого и начала нового века. Появление этого стиля говорит о начавшемся упадке архитектуры и отходе ее от высоких классических основ.
«Модерну» свойственна малая органичность форм, чрезмерная их стилизация и нарочитая декоративность. Однако необходимо отметить в этих зданиях хорошее качество работ, продуманность деталей. Характерными произведениями этого стиля являются:
— здание бывшего театра «Олимп» (стоял на месте филармонии),
— здание гостиницы «Гранд-Отель» (ныне — «Бристоль-Жигули»),
— особняк на углу Красноармейской и Фрунзе (Дом Курлиной),
— дом на углу Пионерской и Обороны (Особняк Сурошникова)
и другие.
Несколько зданий построены на основе использования классических форм греко-римской архитектуры и Ренессанса. Они также отличаются высоким качеством работ. К этим зданиям можно отнести:
— дом, где ныне помещается городской комитет партии (Художественный музей),
— Дворец пионеров (бывший особняк Наумова на ул. Куйбышева),
— здание хлебной биржи (Степана Разина, 3а).
Такие же здания, как драмтеатр, здание бывшей земской управы (Фрунзе, 116), носят черты русского стиля. Из отдельных зданий, представляющих архитектурный интерес, можно отметить многоэтажный дом на ул. Куйбышева, где помещается «Куйбышефнефть» (Куйбышева, 90), Управление округа железных дорог (Льва Толстого, 25)«.
3. Магистраль Центральная
Генеральный план развития Куйбышева 1940-1945 годов был по сути немного переработанным планом «Большой Куйбышев», который был составлен 10 годами ранее. И в том и в другом фигурирует столь дорогая каждому самарцу магистраль Центральная.
«Весь город обращен к Волге. Все основные магистрали города, его композиционные центры — площади, общественные и другие значительные здания — должны раскрывать замечательные перспективы безбрежных далей этой мощной реки. Главная планировочная ость — основная магистраль будущего большого города Куйбышева — запроектирована по наиболее возвышенной его части вдоль Волги. Поднимаясь от Вокзальной площади на водораздел у клинической больницы, она пройдет через всю территорию расширения города, замыкаясь лесопарком».
4. Критика конструктивизма
Конец 1940-х годов — время расцвета сталинского ампира. Правившая бал на рубеже 1920-1930-х годов архитектура авангарда была предана забвению.
«В течении ряда лет в архитектуре господствовали конструктивизм и упрощенчество. Отрицая архитектуру как искусство, выхолащивая ее идейное содержание, конструктивизм признавал лишь узко утилитарную функцию сооружений и использование физических свойств материалов и конструкций. Многие здания этого периода построены в духе конструктивизма: Дом промышленности, Дом сельского хозяйства, Дом специалистов, клуб имени Дзержинского, Дом Красной Армии, Дом облисполкома (площадь Чапаева, ныне корпус института культуры).
Большинство из них характеризует голый схематизм форм, коробочность, аскетичность и унылый характер архитектуры.
Однако, Дом Красной Армии по своему объемно-пространственному решению, соотношению масс, их контрастности и силуэтности производит хорошее впечатления. В меньшей степени это относится к Дому специалистов, к зданию облисполкома и к клубу Дзержинского, который представляет интерес лишь своими интерьерами и довольно высоким качеством работ».
5. Архитектура сталинской пятилетки
«Архитектура жилых домов, построенных в период сталинских пятилеток, отвечает их прямому назначению. Квартиры имеют простую и удобную планировку на основе применения типовых секций.
В большинстве случаев жилые дома имеют балконы или лоджии, придающие этим зданиям интимный характер, присущий жилью. Удачное членение объемов, четкий ритм проемов, архитектурные детали, хорошее качество строительных и отделочных работ, — все это характеризует большинство построенных домов. Таковы, например, жилые дома на Чапаевской, против Дворца культуры (имеется в виду Генеральский дом — №180), дом МВД на Галактионовской (Галактионовская, 102б), дом трампарка на Полевой (на углу с Мичурина), на Безымянке — дом ТЭЦ (по всей видимости — проспект Кирова, 61), дома на Кировском шоссе (двухэтажная застройка от улицы Победы до проспекта Юных Пионеров)».
6. Перспективы развития Безымянки
«Строительство в Кировском районе будет продолжаться одновременно с усиленной работой по благоустройству. Закончится строительство ансамбля трехэтажных жилых домов на участке по Кировскому шоссе у путепровода. Этим будет оформлено начало главных магистралей района — Кировского шоссе и 2-й улицы (ул. Победы)».
«На специально выделенных участках за Кировским шоссе будет в дальнейшем развито строительство индивидуальных одноэтажных домов. В соответствии с генеральным планом здесь создается обширный район усадебной застройки, утопающей в зелени садов и скверов».
«На пересечении 2-й улицы (ул. Победы) с 11 линией (ул. Ново-Вокзальная), ведущей к районному вокзалу, создается центральная площадь, на которой разместится Дом культуры. На площади Кировского шоссе (ныне — площадь Кирова) запроектирована постройка драматического театра (на месте ДК Литвинова)».
«На месте перехода Черновской магистрали (ул. Гагарина) во 2-ю улицу Кировского района расположатся жилые и учебные корпуса авиационного института, а также новый трамвайный парк с комплексом зданий ремесленного училища. Эти работы создадут парадный подход к Кировскому району со стороны Черновской магистрали».
Кировское трамвайное депо начало строиться в годы Великой Отечественной войны и до 1948 года находилось на балансе Наркомата авиационной промышленности. Затем было передано в ведение ТТУ и полностью введено в эксплуатацию в 1951 году. Что касается авиационного института, то, судя по описанию, его планировали разместить в квартале 587 в границах улиц Победы, Гагарина и 1-го Безымянного переулка. Но планы так и остались планами, а территория была отдано под строительство жилых домов.
7. Главная улица старого города и общие планы развития
«Основные работы в старом городе будут сосредоточены на важнейшем узле по главной композиционной оси города — Красноармейской улице и объединяемых ею площадях.
Наиболее ответственная часть улицы — Красноармейская площадь — полностью меняет свое лицо. Она трактуется как парадный въезд в город. Такая идея проведена в осуществляющемся строительстве большого пятиэтажного Дома офицерского состава и намеченном строительстве здания НИИ Гипровостокнефть».
«В новой строительной пятилетке намечена реконструкция квартала индустриального института («Политех») и строительство его главного корпуса, выходящего на площадь Куйбышева по Вилоновской улице. Здесь будет построено монументальное 4-этажное здание протяженностью в 130 метров».
Вероятнее всего возвести его планировалось на участке от улицы Чапаевской до Молодогвардейской. Однако осуществить план не удалось, и главный корпус Политеха был построен не на главной площади города, а по тем временам почти за городом — на Первомайской.
«Реконструируется квартал, ограниченный улицами Ленинградской, Кооперативной, Галактионовской и переулком Репина: он будет надстроен по периметру и переоборудован под трикотажный комбинат».
Многие дома в этом квартале были надстроены, но до трикотажного комбината дело так и не дошло.
Жить стало лучше!
На дворе 1947 год, а это значит что хвалы в честь товарища Сталина мало не бывает:
«Борьба за создание высококачественной архитектуры, проникнутой высокими идеями социализма, архитектуры, достойной нашего героического народа и великой сталинской эпохи, будет вдохновлять архитекторов и служить путеводной нитью во всей их работе.
Следуя указаниям великого вождя и учителя, гениального зодчего социалистического строительства товарища Сталина, советские архитекторы отдадут все силы, знания и творческий энтузиазм, чтобы с честью выполнить возложенные на них партией и правительством задачи».