К 6-летию легендарного самарского «снегопата»
4 933
Воспоминания о самарском «снегопате».
Текст: Андрей Артёмов, Вадим Кузнецов
Зима — это морозы и снег. И если первые радуют только любителей закаливания и тех, кто хранит мясо в авоське за форточкой, то у второго — значительно больше поклонников.
Снег скрывает мусор и грязь, облагораживая пейзаж.
Детишки играют в снежки и лепят снеговиков.
Большое количество рыхлого снега жизненно необходимо для озимых.
В преддверии зимней Олимпиады в Сочи снег вообще становится стратегическим сырьем.
Но иногда его бывает излишне много. Как, например, это случилось 23-24 января 2008 года в Самаре. Такой продолжительной и основательной метели город не знал последние 20 лет. За эти два легендарных дня в городе выпала месячная норма осадков. Высота снежного покрова на улицах достигала более 75 сантиметров, после чего в Самаре было введено чрезвычайное положение.
Дорожные службы докладывали о том, что за сутки с улиц города было вывезено 3,5 тысячи тонн снега. Несмотря на это, Самару мгновенно покрыла густая паутина пробок. Но постоять в них мог позволить себе далеко не каждый автолюбитель, ведь нужно было предварительно откопать свою «ласточку» из сугробов, растущих буквально на глазах. Пока наземный общественный транспорт и маршрутки пребывали в снежно — пробочном плену, самарский метрополитен упивался столь редкими для него аншлагами. Количество курсирующих поездов было увеличено в 1,5 раза.
Потери имелись и на трудовом фронте. Снежные заносы не щадили ни токарей, ни топ-менеджеров. Количество опоздавших на работу достигло рекордных цифр. А тольяттинский автогигант даже отменил 24 января вторую смену, из за того, что поставщики не могли подвезти комплектующие, а рабочим трудно было доехать до дома после ее окончания.
В некоторых магазинах наблюдалось отсутствие головного российского продукта — хлеба, машины хлебозаводов не могли до них добраться.
Новости о попавшем в снежный плен городе-курорте ежечасно сообщали федеральные телеканалы. Интернет пестрел призывами: «Сожри снег — спаси Самару». Курумоч не принимал и не отправлял.
Радовались только школьники — уроки были отменены. После борьбы с последствиями снегопада радовался и тогдашний самарский градоначальник Виктор Тархов. Он получил нагрудный знак МЧС России — «Участнику ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» и почетный диплом.
ДЕМИАН МОРГАЧЁВ, в 2008 — руководитель телепроектов: Тем утром я вышел из дома и не сразу понял, что происходит. Множественные толпы людей шли по Ново-Садовой в сторону центра. Шли прямо по дороге, по трамвайным путям — одним словом, сумашествие какое-то происходило. Я подумал, что-то произошло, но на остановке сказали, что, мол, снегопад, и движение просто остановилось. Я тоже отправился на работу пешком, но возле Центрального парка все же удалось сесть на 50-й автобус, где оказались, в итоге, все люди с нашей работы.
Чудом добрались до работы, и наш коммерческий директор вышел и сказал: ребята, работа сегодня отменяется, я сейчас найду лопаты и мы будем очишать проход к нашему офису. Весь день прошел в этих откапываниях и прокапываниях дорожек, а потом нам всем налили за трудовые подвиги коньяку и мы все вместе пошли в боулинг, благо он находился неподалеку, а дороги по прежнему оставались непроходимыми.
И, кстати, позднее вечером я еще с удовольствием откапывал машину своей будущей жены.
АНАСТАСИЯ КНОР, главный редактор телеканала «ГИС»: Зимой 2008 года у меня был совместный проект с администрацией Самары под названием “В центре Самары”. В команде Тархова появилось много новых людей, поэтому каждый день на протяжении трех месяцев я вела пресс-коференции, представляя новых руководителей. В тот день у меня снова была пресс-конференция, машину мою замело и я оставила выкапывать её своего будущего мужа, а сама двинулась пешком в администрацию.
Стояла дивная погода. Был такой морозец — настоящий — градусов восемь. Звенящая тишина: не ездили машины, не лязгали трамваи. Город был просто напоен какой-то потрясающей аурой. Я шла этот час до городской администрации и наслаждалась каждой проведенной минутой, потому что рядом со мной шагали совершенно такие же люди, машин не было совсем. Все проснулись тем утром и обнаружили себя в настоящем снежном плену. Ведь снега было даже не по колено, а по пояс.
Я сама видела как пассажиры толкали автобуc. Многие водители везли пешеходов бесплатно, потому что было понятно, что людям надо хоть куда-то добраться. Никаких надбавок никто не брал… Снегопад реально всех сдружил и это ощущалось в каждом. Люди улыбались, разговаривали, смотрели друг на друга и это было так здорово…. я вообще за то, чтобы такие снегопады были каждый год.
АНДРЕЙ КОЧЕТКОВ, в 2008 — журналист и промоутер: 25 января я организовывал в “Бумажной луне” концерт Захара Мая и мне пришлось идти в клуб пешком от Авроры и до Ленинградской через непролазные сугробы. Мы были уверены, что на концерт никто не придет, но там была потрясающая атмосфера — апокалиптическая — когда набился полный клуб людей, несмотря ни на что, и этот стихийный катаклизм всех необычайно сплотил. В итоге, концерт удался в десять раз лучше, чем мог пройти без снегопада.
ТАТЬЯНА САКСОНОВА, в 2008 — студентка СамГУПС: В январе 2008 года я училась на втором курсе и мне было нужно сьездить за лекциями с Кряжа на метро Победы. И если первую половину маршрута сделать было не сложно, то дорога назад порядком затянулась. Полтора часа на остановке, Снег, холод. Все спасаются под землей в метро, будто в каком-то бункере. Добравшись до Авроры, я уже подумала, что дальше двигаться станет просто нереально. Автобусы идут не по своим маршрутам, между ними бегают люди в надежде, что их кто-то подвезет. Хотя, надо заметить, многие автобусы подвозили людей бесплатно.
А сосед у нас долго-долго откапывал свою машину и вот наконец откопал, плюнул и сказал — не моя.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook