Некоторые итоги и тренды летнего турсезона 2014
82
Тревожен в наши дни любитель путешествий. Новостные ленты регулярно попугивают сообщениями о закрытии или увядании разновеликих туроператоров, загоревшие на средиземноморских пляжах счастливчики привозят рассказы о том, как подозрительно мало нынче в субтропиках одичалых соотечественников.
Международная обстановка — ни к черту, доллар растет, евро растет… Определенно, в турбизнесе наступило время серьезных перемен. Что именно происходит, и дешево ли будут даваться нам выезды за границу в ближайшем будущем, мы решили выяснить у специалистов.
Текст: Данила Телегин
Начнём с конца: если в этом году вас мучили опасения, мешавшие купить путевку — оставьте их, берите сразу две! Пока есть возможность, надо использовать. Турагентства продолжают жить надеждой, что всё будет хорошо, но верится в солнечное будущее всё меньше. Вообще, идея текста об итогах летнего сезона возникла ещё когда крупные операторы TEZ Tour и TUI не афишировали свои проблемы, судьба шенгенских виз не была поставлена под вопрос, а курс евро хотя бы иногда менял направление. Именно теперь стало понятно, что на самом-то деле лето прошло удовлетворительно, а всё самое интересное ждёт нас впереди.
Собственно, первое, что услышал по теме автор текста — случайный вздох представителя Pegas Touristik о том, что в Каталонию прилетает сейчас столько же гостей в день, сколько в прошлом было в неделю. Посему для начала мы расспросили представителей турагентств Самары, насколько изменились спрос и предложение на Европу. «Главный по отдыху» Евгений Крайнюченко в паблике TEZ Tour Самара рассказал, что весь туристический поток в целом снизился на 30-50% вне зависимости от направлений, а цены остались на уровне прошлых лет. Самарские турфирмы, в целом, подтвердили первый его тезис, но не согласились со вторым. А буквально на следующий день после того, как мы получили оценку от местных тезтуровцев, федеральный оператор TEZ Tour отказался от половины программ.
Татьяна Басенко из «Меридиан-Тур» констатировала, что несладко сейчас приходится всем, а повышение цен на путевки — настолько же логичная мера, насколько вынужденная. «Все неожиданности сезона связаны с провалами наших любимых туроператоров… Что касается TEZ Tour, о котором написали в новостях, то не только он сократил свои программы. То же сделали Pegas Touristik, TUI, Natalie Tour — и это, в принципе, правильно. Программы скорректированы для того чтобы не демпинговать и не работать себе в убыток. Другого выхода нет — иначе будут новые банкротства… Однако уже сейчас можно увидеть, что цены увеличились — даже если сравнивать с теми, что стояли в августе и сентябре. Например, если Вьетнам стоил 50-70 тысяч, то теперь — 80-90».
Также Татьяна поведала, что туристы всё лето не очень-то опасались летать в Европу, однако осенью начали «появляться вопросы», а действительно «просядет» это направление, когда путешественников в обязательном порядке заставят делать дактилоскопию для получения Шенгенской визы (после 1 апреля 2015 года).
Значит ли это, что потребитель переключился на отечественный продукт? И да, и нет.
Вспомним весну — нас всех посылали в Крым, обещая, что от этого выиграют и путешественники, и полуостров. По факту же все понимали, что препятствует отдыху — серьезные проблемы с инфраструктурой, война под боком, да и просто отсутствие гарантий, что оно того стоит. Спрос на путевки если где-то и возникал, то ненадолго. В конечном счете большинство путешественников спасовало именно перед транспортными затруднениями.
«Был очень хороший спрос на Крым, когда у туристов была надежда, что появится доступная прямая перевозка Самара-Симферополь, — объяснила исполнительный директор «Самараинтур» Вера Бастракова. — Когда выяснилось, что это будет всего лишь один рейс из Самары по пятницам, а самые дешевые билеты были раскуплены буквально за 3-4 дня, к тому же количество обещанной дотированной перевозки в Крым настолько ничтожно мало, что на некоторые даты она даже и не появилась в продаже, спрос поостыл. Что же касается варианта проезда ж/д+паром — организация маршрута на всех участках была максимально продумана, но по итогам многие оценили этот вариант как сильно затратный по времени и утомительный по пересадкам.
Отзывы тех, кто уже отдохнул этим летом в Крыму, в целом, очень положительные: можно выбрать разнообразные объекты размещения на любой вкус и бюджет, в Крыму пока сравнительно недорого. А природа и гостеприимство крымчан компенсируют все временные организационные неудобства».
Кроме того, в Крым можно было добраться на автобусах. Они-то в очереди на паром не стояли, так что выбравшие этот вид транспорта, казалось бы, всё правильно сделали. Но только не самарцы — настолько длительную поездку в автобусе могут выдержать только крепкие духом и спиной. В итоге в Крым из Самары собрались немногие. Запросы немногочисленных желающих наши агентства с легкостью удовлетворили.
Что же касается направлений внутреннего туризма, путешествий по стране, то здесь самарские компании не единодушны в оценках. Впрочем, тенденция тут скорее положительная.
«Очень жалею, что раньше мы меньше занимались внутренним туризмом, потому что народ действительно стал интересоваться. — говорит Татьяна Басенко, — Возможно это связано с запретом на выезд за границу силовиков — у них нет другого выбора, кроме как ехать на наш юг. Плюс много у людей любопытства, связанного с Сочи, с Красной Поляной (уж не знаю, поедут ли зимой). Помимо Черноморского побережья традиционно спрашивают Петербург, остаётся популярной Казань. А лично для меня новостью в этом году стал некоторый всплеск интереса к Байкалу».
«Спрос явно увеличился в отдельных сегментах — например, на речные круизы, — развивают тему «Самараинтур», — Когда для сотрудников ряда ведомств заграничный отдых оказался под запретом, речной круиз, прекрасно совмещающий в себе все важные компоненты, оказался прекрасным заменителем заграничной поездки.
Сдерживающим фактором для роста спроса на внутренний туризм по-прежнему является отсутствие доступной транспортной составляющей внутри России. Для периода массовых летних отпусков, когда на отдых отправляет семья из 3-х, 4-х человек, в основном, с детьми дошкольного и школьного возраста, есть явная потребность в пакетных предложения для отдыха на Черноморских курортах России, которые бы включали и авиаперевозку (сравнимую по стоимости с перелетом до Болгарии или Турции), и трансфер, и проживание. Парадокс в том, что до Турции можно долететь за 13-15 тыс.руб на чел. в обе стороны, а до Сочи или Симферополя доступные для покупки билеты от 9500 руб в одну сторону. Это касается и цен на авиаперелет до Санкт-Петербурга — экскурсионной “мекки” России. А до Казани можно легко добраться только обладателям собственного автомобиля.
В «Самараинтур» также отмечают, что некоторое оживление произошло в границах Самарской области — явный интерес стали вызывать туры выходного для, привязанные к событиям. Например, востребованы были поездки в Винновку, с посещением Самарского Афона, в Ширяево на “Праздник вишневого пирога”, в Сызрань на “Сызранский помидор”.
Наверное, присмотреться к тому, что происходит поблизости, действительно будет нелишним. Мы живем в период, когда комментарии специалистов относительно будущего туристического рынка будут меняться так же часто, как мы будем задавать на этот счёт вопросы. Наверняка можно сказать только то, что турагентствам придётся проявить немалую гибкость в ближайшие месяцы, а путешественники вынуждены будут тщательнее сопоставлять желания с возможностями.
«Даже если бы не было сложной, непредсказуемой ситуации с туроператорами, мы не могли бы точно сказать, насколько всё подорожает в будущем году. И пока мы абсолютно никаких прогнозов делать не можем. Надеемся, что всё будет хорошо», — резюмируют в Natalie Tour.