Денис и Юлия Бокурадзе рассказывают, как сателлит Самары стал одним из главных региональных театральных центров

 535

Автор: Редакция

Города лучше всего брать утром, пока они ещё спят. Не чувствуют перемен, не заботятся о собственном статусе. Существуют в параллельных вселенных по отношению к столицам и промышленным гигантам, несмело примеряя свой угрюмый провинциальный нрав перед вновь прибывшими заезжими гостями.

Текст: Демиан Моргачёв Фотографии предоставлены Денисом Бокурадзе

Как правило, гости, озираясь вокруг, замечают расхлябанность дальних и ближних предместий, отвисшие коленки на «трениках» сугубо на рабочих окраинах, общую образцово-показательную пустоту площади перед мэрией, плюрализм мнений в присутственных местах и на рынках , а также, вялотекущую робость культурной жизни.
Но вот ведь повезло Новокуйбышевску. Этот «нефтяной сон купчихи Самары», спутником разлёгшийся в 20 минутах езды на маршрутке, теперь по-взрослому может поднять за свои «успехи на театральном поприще». И неспроста.

Местами по области о каких-либо значимых театральных успехах районного масштаба слыхом не слыхивали. Губернский «культурный бомонд» лицо воротит и замечать ничего не хочет дальше Хлебной Площади. У нас есть Драма, СамАрт, ещё кой-чего с прицепом,- а дальше пустота. Неизведанные территории.

А Новокуйбышевск то нынче оказывается на «передовой» театрального процесса. В Новокуйбышевске — бомба. Новокуйбышевск — на грани. Полыхнуло там так, что прям, как рождение сверхновой…

bokur00

Местная Театр-cтудия «Грань» в этом году получила аж три премии на фестивале театров малых городов России, который проходит при организационной составляющей Московского Театра Наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова. Спектакли театров Московской, Свердловской, Ростовской, Ярославской, Кемеровской, Калиниградской областей, а до кучи ещё Пермского и Краснодарского краёв, не считая Удмуртии и Адыгеи, жюри показались… Но только показались. Призом за «Лучшую женскую роль» удостоена Юлия Бокурадзе (роль Фрекен Жюли), Гран-При Театра Наций за лучший спектакль тоже отправился в Новокуйбышевск. И приз за лучшую женскую роль второго плана пока никому неизвестная актриса Алина Костюк того же театра «Грань» смело может записывать на свой счёт.

Вот так вот, голубчики. Ещё один нюанс. Ловите. 25 ноября 2013 года театр-студия «Грань» был представлен при большом стечении всякого разного театрального народа «малую» театральную Россию на сцене Государственного театра наций своим спектаклем «Фрекен Жюли».

bokur01

«Другой город» съездил в другой город Н-ск, который не так-то прост, как кажется, и попытался услышать главных действующих лиц маленького театрального триумфа. Денис Бокурадзе (далее – Д.Б.), художественный руководитель театра-студии «Грань» и его жена Юлия, актриса (далее – Ю.Б.), достойная упоминания, следуя логике сложившихся счастливых сценических обстоятельств.

bokur02

Про «провинциальный театр»

Ю. Б. — Такого понятия, у меня лично вообще не складывается. По мне так, вообще нет такого понятия — » провинция». Провинция в умах. А географически оно не имеет никакого значения. В Пятигорске, на фестивале театров Малых городов России, который организовал Театр Наций, были театры из таких городов, что мама дорогая. Такие же, как Новокуйбышевск. Которых никто и не знает. Так вот что отметили критики: «очень хочется искать там, где казалось бы ничего уже не найти, и поддержать то что там произрастает».

Д.Б. — Новокуйбышевск и Париж, по сути, – одно и тоже. Но мне в Новокуйбышевске комфортно и понятно. Вот всё-таки несуразный менталитет, убогое какое-то это сознание. Например, сделай сейчас Новокуйбышевск районом Самары, поначалу будет всё то же самое, никто с места не тронется. Через 10 лет люди настолько привыкнут к расстояниям, что для них разницы не будет, это будет настолько близко. Главное не расстояние, а качество. Продвинутые, образованные, интеллигентные люди ездят по всему миру для того чтобы посмотреть, выступить.

Потрясающего художника по свету Евгений Гансбург, который делал «Снежное шоу» у Вячеслава Полунина, который работает по всему миру, я пригласил на следующую нашу работу делать свет. Он согласился, но, сначала, говорит, мне надо в Америку попасть на одну театральную выставку. А потом к Вам, в Новокуйбышевск. Ему глубоко параллельно, 15 минут ехать или лететь на самолёте 10 часов. Потому что он едет за идеей, за качеством, за продуктом творческим. А у нас, блин, задницы ленятся оторвать. «Мы к Вам не поедем, это далеко, это другой город»- вот, что я слышу в Самаре. Да это мы никуда мы не поедем. Есть пространство, есть театр, есть атмосфера, приезжайте и получайте всё сполна. Где мы найдём такую фактурную камерную сцену как наша, где?
Про фестивали

Фестиваль — это игра всё-таки в экстремальных условиях выезда. Одно дело мы играем на фестивальных форумах, когда нам необходимо подстроиться под площадку, поставиться. Целая фура, например, была забита декорациями к спектаклю «Фрекен Жюли», когда мы ездили. Там же полы одни тонну весят, они специально под спектакль делались, это сложная декорация. Ну, если приезжает «Pink Floyd», например, в Москву, почему то Вы билет покупаете и летите в Москву и трясётесь на концерте. Почему если Вам нравится фестиваль, театр, труппа вы не можете приехать и какой-то вечер посвятить тому, что Вам же и дорого и интересно?

Евгений Миронов, худрук Театра Наций, мог бы сделать фестиваль лучших театров мира, а делает фестиваль малых городов России. Он, мне кажется, понимает, что такие фестивали дают возможность увидеть, что делается в таких же маленьких театрах малых городов, как наш. В отличие от Москвы и Питера, отмечают критики, на этих фестивалях репертуар такой, что позавидует любой театр. Стриндберг, Чехов, Гоголь, западная классика какая-то. Не было никаких поверхностных водевилей и «проходняка» чтобы повеселить, поржать, похихикать. Однодневок не было.

bokur04

Про зрителей

Д.Б. — Сам по себе зритель всегда же хороший. Но зрителя надо приучать. В Самаре публика очень избалованная, ходят по приглашениям, Москва приезжает, другие иногородние театры приезжают. Мне кажется, что основной массе сейчас, что в крупном городе, что у нас, важнее как-то больше повеселиться, уйти от проблем, расслабиться. А по своей сути театр должен заставлять трудиться внутренне, в любом качестве, что бы это ни было: драма это, трагедия, комедия. Я абсолютно не жалею, что это маленький какой-то город, маленький театр.

На последнем спектакле » Фрёкен Жюли» люди приехали из Самары и стояли в проходах. Свободных мест не было на этом спектакле у нас очень давно, а здесь — дичайший переаншлаг. Уже все приставные стулья использованы. У нас всего 95 мест, мы посчитали, а зал принял 145 человек. Куда это всё впихнулось? И понимаешь – была атмосфера. И спасибо зрителю, самарскому в том числе.

bokur05

Про спектакль «Фрекен Жюли»

Д. Б. — Это же очень тонкий сексуальный спектакль. Вот к нам на спектакль пришла одна женщина и говорит: «Слушайте, ну это же невозможно, такое у меня возбуждение!» Ну, в смысле сексуальное. Он просто пальцем по ней водит, по этому свитеру, никакого голого тела, нет ничего. Скрыто всё там. Не на поверхности. А фантазия дорабатывает больше.

В финале на сцене три качающихся светильника. Три героя. У одних в представлении- это языки колоколов, это пространство, которое рушится… Масса ассоциаций. Кто что видит. Как «Чёрный Квадрат» Малевича. Мне-то именно этого и хотелось.

Ю. Б. – Теперь мы возим этот спектакль по фестивалям, хорошим российским фестивалям и эксперты, среди них эксперты «Золотой Маски», говорят, что пьеса-то честно-то говоря… И перевод … Сложная она. Очень.

Когда я приступила к работе над Фрекен, Денис мне сказал: «Юль, это не просто роль, это главная роль. Я тебе больше скажу – это заглавная роль. Ты понимаешь, что это за уровень?» Вот, мол, эта планка, до которой тебе надо дотянуться. Я до сих пор, мне кажется, не дотянулась.