,
Совать нос в чужие дела свойственно большинству из нас. Кто-то интересуется просто так, чтобы был повод для сплетен, а кто-то преследует более корыстные мотивы. Удивительно, но шпионские страсти кипят не только на уровне мировых спецслужб, но даже на самом бытовом уровне. А широкий ассортимент доступных средств слежения и наблюдения, представленный в интернет-магазинах, даёт практически каждому возможность заняться шпионажем.
Чтобы разобраться, кто может оказаться жертвой шпионов, мы связались со специалистами компании “Идентификация”, выявляющей технические средства наблюдения, и выяснили, как понять, что ты в зоне риска, и что делать, чтобы чувствовать себя защищённым.
Игры шпионов: от коммерческой тайны до слежки за родственниками
Привычка лезть не в своё дело появляется ещё в детстве, и, к сожалению, у многих остается на всю жизнь. Но если для кого-то это просто праздный интерес, повод посплетничать на кухне, то зачастую подобный интерес преследует корыстные цели и жертва может годами не подозревать, что каждый её шаг под контролем, а неудачи в бизнесе связаны с тем, что конкурент давно в курсе всех ваших планов.
Проблема защиты конфиденциальной информации, в том числе коммерческой тайны, актуальна была всегда и признавалась важным аспектом российской правовой доктрины. Еще в 1903 году в Уголовном уложении была предусмотрена глава «Об оглашении тайн», посвящённая ответственности за разглашение различного рода тайн: тайна фабричная, тайна коммерческая и тайна кредитная. Несмотря на то, что глава так и не была введена, в 1910 году вышла монография В. Розенберга «Промысловая тайна», в которой была подробно и развёрнуто обоснована необходимость защиты коммерческой тайны. Нужно ли упоминать, что работа не утратила своей актуальности до сих пор.
Одним из самых ярких примеров промышленного шпионажа в мировой истории стала история потери монополии Китая на шёлк, который в прошлом ценился весьма высоко. В 550 году византийский император Юстиниан решил покончить с этой монополией и заключил сделку с персидскими монахами, которые и раскрыли секрет производства шёлка.
С помощью контрабандистов монахи доставили из Китая личинок тутового шелкопряда, спрятав их в полостях в посохах. В Греции были разведены тутовые деревья, и в итоге Китай потерял монополию.
Несмотря на постоянно развивающееся законодательство, более 30% компаний по всему миру заказывают конкурентную разведку — по России точных данных, к сожалению, нет, но если принять во внимание специфику ведения отечественного бизнеса, эта цифра может оказаться намного выше. Это подтверждается данными из статьи журнала “Юрист” (2008, № 10) — более 50% угроз может быть ликвидировано путём введения и поддержания системы защиты коммерческой тайны.
Ка минимум в половине из заказов конкурентная разведка охватывает намного больший круг источников информации, чем бизнес-справка по конкуренту, сбор информации в Интернете и мониторинг СМИ. Распространённый подкуп сотрудников конкурирующей фирмы стоит лишь одним из пунктов в большом и дорогом списке — технические способы получения важной информации занимают теперь одну из лидирующих позиций.
Конкурентам устанавливают прослушивающие устройства “жучки”, скрытые видеокамеры, треккеры, организуют прослушку удалёнными средствами — и это уже не кажется фантастикой из фильмов про шпионов, подобное оборудование приобрести не так сложно.
“Жучки” закладываются не только в офисе. Дом, квартиры родственников, любимые кафе и рестораны, собственный автомобиль “жертвы” и его близких. И если еще лет 10 назад подобные устройства были редкостью, то сейчас даже дилетант может заказать или же просто купить в магазине небольшую и недорогую видеокамеру, которая будет снимать все происходящее несколько дней подряд. Спрятать такое устройство несложно — что тогда говорить о тех приборах, которыми пользуются профессионалы.
Сегодня “жучки” прячут в мобильные телефоны, ручки, степплеры и офисную технику. Распространённой практикой стала подмена пультов от кондиционеров и проекторов на “заряженные” прослушивающими устройствами. Передавать информацию такие приборы могут месяцами в зависимости от источников питания. Даже в маркере может оказаться подслушивающее устройство — крошечной батарейки и “жучка” за 50 долларов может хватить на неделю работы. А если этот маркер окажется на столе главного бухгалтера, то стоимость информации может оказаться поистине бесценной.
К сожалению, кроме коммерческой тайны, злоумышленники могут извлечь пользу и из личной жизни граждан. Нередки случаи, когда запись скрытой камерой становилась предметом шантажа. Притом такие устройства остаются в домах даже при смене хозяев. Например, вы купили квартиру с хорошим ремонтом и решили ничего не менять, а потом обнаружили, что кадры вашей личной жизни уже выложены в Интернет, хотя, конечно, такие случаи — скорее случайность.
Найти и обезвредить
Если идею, которую вы озвучили только в семейном кругу, вдруг воплощает в жизнь другой человек, либо кто-то из знакомых пробалтывается, что знал, где вы находитесь, хотя вы этого никому не говорили, имеет смысл задуматься, а не признаки ли это того, что за вами установлено наблюдение.
Ревнивые супруги подбрасывают друг другу “жучки” в машину или личные вещи, злоумышленники устанавливают наблюдение с целью шантажа и даже дети устанавливают микрофоны и камеры в дома пожилых родителей, чтобы выяснить, кому и какая достанется доля в завещании.
Заложить “жучок” не так сложно . Вам могут подарить предмет с установленной в нём скрытой камерой или радиожучком для прослушки. Электронные «жучки», радиозакладки в мебель, часы, цветы, телефонные аппараты, торшеры, настольные лампы и вентиляционные отверстия — вариантов великое множество.
Детективные агентства обычно используют радиоперехват и металлодетекторы, с помощью которых обычно обследуются неметаллические предметы — мебель, деревянные или пластиковые строительные конструкции. Однако так можно выявить только самые доступные в продаже «жучки». Если же за вас возьмутся всерьез, то такими игрушками пользоваться точно не станут. Для того, чтобы найти по-настоящему серьезную «закладку», нужна помощь специалистов.
Кроме того, деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, лицензируется только Федеральной службой безопасности РФ, и такой лицензии, как правило, не имеют частные детективы и агентства. Это значит, что, воспользовавшись услугами таких компаний, вы не сможете быть уверены в том, что ваш дом, офис или автомобиль действительно «чист».
Компания «Идентификация» обладает лицензией ФСБ РФ и полностью оснащена как техническими средствами выявления электронный устройств, так и специалистами. Кроме выявления угроз для конфиденциальной информации, компания занимается её защитой и восстановлением с повреждённых электронных носителей.
ООО “Идентификация” образовано в 2010 году. Является лицензиатом Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы по техническому надзору и экспертному контролю РФ.
Сайт компании: idzi.ru
Телефоны +7(846) 331-21-04; +7 (846) 242-69-01; Факс: +7 (846) 331-21-04.
E-mail: info@idzi.ru
На правах рекламы