,
В ночь с воскресенья на понедельник сборная Италии в финале чемпионата Европы по футболу обыграла Англию и второй раз в своей истории завоевала этот почетный трофей. Болевший за апеннинцев краевед Андрей Артемов в честь этого радостного события решил вспомнить, что связывало эту южноевропейскую страну со Средней Волгой.
Начнем мы с того, что именно благодаря итальянцам, а именно братьям Пицигани, Самара могла бы отмечать в этом году свой 654-й день рождения. Еще в XIX веке было известно о существовании портолана (компасная карта водных путей), на котором присутствует матушка-Волга, а на ней — поселение Самар. Составлен он был в 1367 году Франциском и Домиником Пицигани, жителями славного города Венеции.
Впрочем, со стопроцентной гарантией заявить, что Samar с итальянской средневековой карты располагался хотя бы на территории нынешнего городского округа Самара, нельзя. Портолан слишком схематичен, а географический разброс весьма велик: Самар на нем находится где-то между реками Иргиз и Большой Черемшан. Краевед Емельян Гурьянов считал, что он находился примерно там, где сейчас располагается поселок Гранный, т.е. на территории нынешнего Новокуйбышевска.
Но за саму возможность переплюнуть по возрасту все соседние города (ну, кроме тысячелетней Казани, разумеется) братьям-венецианцам большое человеческое спасибо. В качестве подарка мы преподнесём им дореволюционную открытку, на которой красуется наша, самарская Венеция.
Раз уж мы вспомнили о дореволюционных временах, то ими же и продолжим. Итальянцы — нация очень музыкальная, поэтому концерты с их участием были в нашем городе не редки.
«Самарская газета» (13 марта 1898 года): «В Самаре, в городском театре, состоялся концерт итальянской скрипачки Терезины Туа с участием примадонны Миланской оперы Евгении Зюссо и пианиста, профессора Римской консерватории Ипполита Валетта».
«Самарская газета» (19 марта 1900 года): «В Самаре, в зале Коммерческого собрания, состоялся концерт Анны Флориани, примадонны Варшавской оперы, артистки Итальянских театров».
«Волжское слово» (19 августа 1911 года): «В Самаре, в зале реального училища, состоялся концерт итальянского скрипача Эрнесто Рокко. В репертуаре были произведения Паганини, Баццини, Сарасате, Баха, Бетховена, Мендельсона, Шопена, Грига».
«Волжское слово» (30 марта 1917 года): «В зале Общественного собрания Самары выступили примадонна Миланского театра Амелия Сильвестри, знаменитый виртуоз-мандолинист Д.Ф. Амелиас, прима-балерина Мадридского Королевского театра Пакита Рамирез и другие».
Кто знает, возможно, кто-то из вышеуказанных гастролеров, будучи в Самаре, останавливался в гостинице «Сан-Ремо» на улице Дворянской.
От темы музыки перейдем к литературе. Страсть к итальянскому языку питала старшая сестра Владимира Ленина Анна Ильинична, успевшая, само собой, пожить в Самаре. Так, 2 и 4 июня 1893 года в «Самарской газете» были опубликованы выполненные ею переводы рассказов Федерико де Роберти «Схороненная любовь» и «Разговор».
Говоря о литературе, нельзя не вспомнить и Буратино, забронзовевшего в 2013 году на улице Фрунзе, рядом с музеем-усадьбой Алексея Толстого.
Конечно, Алексей Николаевич взял за основу произведение Карло Коллоди, но изменил его сюжет, в некоторых моментах на все сто процентов. Достаточно сказать, что в произведении флорентийского сказочника отсутствуют черепаха Тортилла, золотой ключик и другие элементы, знакомые нам с детства. У деревянного мальчика господина Коллоди, впрочем, есть свои «фишки» — растущий от вранья нос, превращение по ходу сюжета в осла, попадание в желудок акулы и т.д.
Итальянцы не только вдохновляли жителей Самары (пусть и в случае с Алексеем Толстым бывших) на литературные подвиги, но и развлекали их. В начале XX века по стране гастролировал итальянский цирк братьев Феррони. В Самаре они встретили своих земляков, труппу из Турина, которая приехала сюда в июле 1914 года и не смогла вернутся на родину из-за начавшейся Первой мировой войны. Труппы объединились под руководством известного конного жонглера Витторио Феррони.
В нашем городе они встретили и пережили (к сожалению, не все) голодную зиму 1921—22 годов, после чего их вернула на родину экспедиция Итальянского Красного Креста. Подробнее об этом можно прочесть здесь.
Хронологически мы проскочили весьма интересный период Гражданской войны. Время было смутное, поэтому не стоит удивляться, что в Самаре в 1918 году формировался итальянский батальон «Савойя», штаб которого находился в Европейской гостинице на Алексеевской площади.
В батальон вошли военнопленные Австро-Венгерской армии итальянского происхождения. План был примерно такой же, как и с чехословацким легионом, — отправить находившихся в России солдат на Апеннины, где они смогли бы воевать с ненавистными австрияками бок о бок с солдатами королевства Италия.
В Поволжье за репатриацию военнопленных отвечал Андреа Компатанджело, бывший бухгалтер и журналист, родившийся в провинции Кампания, в городе Беневенто. В Самару он прибыл в сентябре 1918 года и поработал достаточно продуктивно, набрав в свой отряд по разным данным от 300 до 400 бойцов.
К слову, в пользу итальянского батальона было дано представление в самарском цирке «Милано». Господин Компатанджело погостил в Самаре недолго. Когда стало ясно, что дни КОМУЧа сочтены, он отбыл на восток, напоследок попрощавшись с самарской публикой через газеты.
Также он послужил прототипом для одного из героев романа Алексея Толстого «Хождение по мукам»: «За столом находился еще один примечательный иностранец — смуглый, быстроглазый синьор Пикколомини (утверждавший, что это его настоящая фамилия). Он представлял в своем лице несколько неопределенно итальянскую нацию, итальянский народ. Короткий голубой мундир его был расшит серебряным шнуром, на плечах колыхались огромные генеральские эполеты. Он формировал в Самаре специальный итальянский батальон. Правительство разводило руками: «Где он тут найдет итальянцев? Черт его знает», — но деньги давало: все-таки союзники. В буржуазных кругах ему значения не придавали.»
Бывали в Самаре и немногочисленные красные итальянцы, сражавшиеся за победу мировой революции, например, Джованни Штикс, воевавший в Поволжье в рядах Железной дивизии Гая.
Джованни Штикс. Источник фото
Теперь перейдем к теме транспорта, точнее, к славной компании FIAT из не менее славного города Турина. Осваивать ее автомобили самарцы стали еще до революции. Фиаты в 1910-х годах были в гаражах у уважаемых в Русском Чикаго людей — купца Григория Иванова, владельца особняка на углу Заводской и Соборной, и Петра Ивановича Шихобалова, владевшего не менее монументальным особняком на углу Воскресенской и Казанской.
В 1926 году оценить комфортабельность продукции итальянского автопрома смогли широкие рабочие массы. Самарская контора Автопромторга напряглась и купила три автобуса FIAT, которые возили горожан от площади Революции к Барбашиной поляне.
Подробнее о появлении итальянских автобусов на самарских дорогах читайте здесь.
Ну а 19 апреля 1970 года в Тольятти произошло знаковое для советских автолюбителей событие — с конвейера Волжского автозавода сошла первая «копейка» (ВАЗ-2101), прототипом для которой стал FIAT 124.
К слову об Автограде. Простой генуэзский паренек Пальмиро Тольятти, ставший генсеком компартии Италии, жил в нашем городе в октябре-ноябре 1941 года вместе со своими товарищами по Коминтерну.
Дойдя до времен развитого социализма, вспомним и о другой знаковой для Куйбышевской области стройке тех лет. Весной 1970 года свою первую продукцию выдала шоколадная фабрика «Россия», построенная с нуля на проспекте Кирова, между Безымянкой и номерными микрорайонами.
Производственные линии для нее были также закуплены в Италии у фирмы Carle&Montanari, которая, к слову, до сих пор остается на рынке.
Как мы помним, в советское время Куйбышев был городом, закрытым для иностранцев. Но по крайней мере одного итальянца здесь точно можно было встретить. Притом в самом неожиданном месте — в цехе №8 Средневолжского станкозавода, что напротив Струковского сада.
Вот мы подобрались к новейшей истории Самары. Здесь пора вспомнить о том, благодаря чему вообще появилась эта статья, — о футболе.
В «Крыльях Советов» успели поиграть два россиянина, познавшие вкус итальянского футбола. В 2006 году в нашем клубе закончил свою карьеру игрока Андрей Канчельскис, успевший в 90-е годы наделать немало шума в европейских чемпионатах.
В 1997—98 годах он, хоть и без особого успеха, играл за флорентийскую «Фиорентину», бок о бок с такими футбольными звездами, как португалец Руй Кошта и аргентинец Габриэль Батистута.
В разы более скромная итальянская карьера выпала на долю недавнего тренера «Крыльев Советов» Андрея Талалаева. В 1998 году он играл за команду второго дивизиона «Тревизо» и ничем выдающимся там не запомнился.
Был в истории «Крыльев Советов» и чистокровный итальянец. Кристиан Паскуато, уроженец Падуи, воспитанник туринского «Ювентуса», перебрался в Самару из скромного клуба «Ливорно». За «Крылышки» он провел сезон 2016/2017, который закончился для главной футбольной команды губернии бесславным вылетом в ФНЛ. Впрочем, Паскуато поучаствовал в создании единственного светлого пятна на той безрадостной картине — победе над московским «Спартаком» со счетом 4:0.
Познавать прелести второго дивизиона итальянец не захотел и уехал в польскую «Легию», а потом вернулся обратно на Апеннины, где играет за очень скромный клуб «Губбио» из одноименного городка в провинции Перуджа.
Приветы из Италии вы можете найти и на карте Самары. Близ Городского кладбища проходит улица, названная в честь итальянских анархистов Сакко и Ванцетти, а рядом с психиатрической больницей находится улица Спартаковская. Растерял почти всех арендаторов, но еще не превращен в руины торговый центр «Колизей» на улице Стара-Загора.
Еще один довод в пользу того, что Самара связана с Апеннинским полуостровом теснее, чем нам кажется, — наличие в нашем городе итальянского консульства.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter