ГУБЕРНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Самарская губерния в 1991 — 1995 годах: переименование Куйбышева в Самару, передача храмов верующим, три станции метро и снос железнодорожного вокзала
108
,
Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.
Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.
Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния.
Сегодня на очереди временной отрезок с 1991 по 1995 год — новейшая история нашего города.
Переименование Куйбышева в Самару
25 января 1991 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Куйбышева в Самару, а Куйбышевской области — в Самарскую.
Идея о возвращении исторического имени появилась в конце 1950-х годов. Тогда за это выступила группа старых большевиков, чья биография была связана с нашим городом. Они указывали на то, что именно в Самаре, а не в Куйбышеве, жил и работал вождь мирового пролетариата Владимир Ленин.
Но их доводы услышаны не были, и в следующий раз идея возвращения городу исторического имени прозвучала уже в годы перестройки.
В августе 1987 года в Доме актера состоялось собрание деятелей науки и творческой интеллигенции города, поводом для которого стала организация областного отделения Советского фонда культуры.
Одним из выступавших был заведующий кафедрой истории СССР КуГУ Петр Кабытов, который и озвучил на широкую аудиторию идею о переименовании Куйбышева в Самару. Присутствующие отнеслись к этому предложению в лучшем случае прохладно.
Но были и те, кто безоговорочно поддержал Петра Серафимовича. Однако лишь в феврале 1989 года был создан общественный комитет «Самара», целью которого было активное продвижение идеи переименования в народные массы и властные кабинеты.
В него помимо Петра Кабытова вошли писатель Андрей Павлов, главный библиограф областной библиотеки Александр Завальный, журналист Владислав Князев, архитектор Галина Рассохина, архиепископ Самарский и Сызранский Иоанн и др.
В разных частях города в 1989 году были организованы пикеты, где можно было подписать обращение в Верховный Совет о переименовании Куйбышева в Самару. Таких подписей было собрано 80 тысяч.

Людмила Кузьмина, директор Библиотеки политической книги, где и проходили собрания комитета «Самара», в ноябре 1990 года отвезла их Верховный Совет.

Инициатива самарцев не осталась незамеченной. Так, о ней стало известно академику Дмитрию Лихачеву, который направил в Куйбышевский областной Совет народных депутатов письмо с поддержкой предложения о возвращении Куйбышеву имени Самара.
Социологические опросы, проведенные в нашем городе показали, что за переименование выступают 2/3 куйбышевцев.
Последним оплотом сопротивления был уже упомянутый областной Совет народных депутатов. Добиться переименования Куйбышевской области в Самарскую удалось лишь с третьего раза. На решающее заседание 20 декабря 1990 года приехал ректор Куйбышевского университета Ленар Храмков, чья пламенная речь смогла убедить депутатов.

Если город вернул себе историческое имя, то вот масштабного переименования улиц в Самаре в первую постсоветскую пятилетку не случилось.
Изменения в топонимике были точечными. Так, в 1991 году Октябрьский проспект переименовали в честь ректора Куйбышевского авиационного института Виктора Лукачева.
А в 3-м Мичуринском микрорайоне улица Свердлова была переименована в Радонежскую. Произошло это в октябре 1994 года.
Борис Ельцин в Самаре
9 июня 1991 года в наш город из еще не вернувшего себе историческое имя Свердловска прибыл председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин.
Для него наш город был не чужим. В изданной в 1990 году книге «Исповедь на заданную тему» Ельцин вспоминал, что именно в Куйбышеве в 1956 году он сделал предложение своей супруге Наине Иосифовне.
Визит в Самару был не запланированным. Видимо, Борис Николаевич посчитал важным вызвать симпатии жителей космической столицы страны перед назначенными на 12 июня первыми президентскими выборами.
В Самаре Борис Ельцин посетил два предприятия — завод «Прогресс» и швейную фабрику «Красная звезда» (Фрунзе, 96).

10 июня состоялся митинг на площади Славы у здания областной администрации. Именно там была сделана следующая фотография.

Снимок фотокора «Волжского комсомольца» Владимира Лаврентьева.
По воспоминаниям очевидцев, охрана подпустила к Ельцину нескольких старушек с цветами, одна из которых бросилась ему на грудь со словами: «Борис Николаевич, спаси Россию!».
А через два дня произошли первые в нашей стране прямые выборы президента. Одним из пяти соперников Ельцина в предвыборной гонке был командующий Приволжско-Уральским военным округом генерал-полковник Альберт Макашов.
Но Борис Ельцин победил своих оппонентов, набрав 57,3% голосов избирателей. Притом в Самаре этот показатель был выше, чем по стране.

А вот в районах Самарской области, особенно южных, Борис Николаевич не пользовался такой популярностью. В одном из них — Алексеевском — он даже уступил своему главному конкуренту Николаю Рыжкову. Но это была лишь капелька дегтя в бочке народной любви, которую Борис Ельцин имел в 1991 году.
Возвращение храмов верующим
Первая постсоветская пятилетка была отмечена в Самаре, как и по всей стране, возвращением верующим мест отправления культа.
К началу 1991 года службы проводились всего в двух храмах — Покровском кафедральном соборе (Ленинская, 75а) и Петропавловской церкви (Буянова, 135а).

Располагались они в историческом центре города. Но своего храма ждали и жители рабочей Безымянки. Об этом можно прочесть в статье газеты «Волжская заря» от 7 ноября 1990 года.

Храм во имя Воскресения Христова (Краснодонская, 101) возвели в 1993 году. Спустя 10 лет здешний приход был преобразован в Свято-Воскресенский мужской монастырь.
6 декабря 1991 года была зарегистрирована Иверская община. Начался постепенный процесс возвращения ей бывших монастырских храмов.
В первой половине 1992 года в собственность общине передали Иерусалимскую церковь (Волжский проспект, 1 корпус 1), в которой в советское время работал Дом техники.

В октябре 1992 года Иверской общине вернули здание с адресом Рабочий городок, корпус 16, на месте которого сейчас находится Дом игуменьи (настоятельский корпус).

24 февраля 1993 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, в Иерусалимской церкви прошло первое за более чем полвека богослужение.
В 1994 году община получила официальный статус монастыря, а в 95-м ему вернули здание церкви иконы Иверской Божьей материи (Волжский проспект, 1 корпус 2).

С праздника Рождества Христова в 1992 году начались регулярные богослужения в храме Михаила Архангела, что в поселке Запанской (Новогородская, 1).

В августе 1993 года начались постоянные службы в Вознесенской церкви, которая большую часть советского времени использовалась как склад Приволжского военного округа.
В 1994 году епархии вернули здание бывшей церковно-учительской семинарии, которое до этого более 10 лет служило Дворцом пионеров Октябрьского района. Здесь открыли Самарскую духовную семинарию.

21 декабря 1991 года в кирхе (Куйбышева, 115-117), несмотря на продолжающиеся реставрационно-ремонтные работы и отсутствие отопления, после 60-летнего перерыва было проведено первое Рождественское богослужение. На него пришли почти 200 прихожан вновь созданной лютеранской общины города.
Начали строится и новые храмы. В 1994 году на поляне им. Фрунзе, напротив трамвайного кольца, началось возведение Собора равноапостольных Кирилла и Мефодия. Достроен он был уже в XXI веке.
Новое здание для главного музея области
К 1991 году экспозиция Областного краеведческого музея располагалась в трех зданиях. Притом два из них были католическим храмом и православной церковью.

Мало того, что здания костела и Софийской церкви были не приспособлены для музейной работы, так еще и волна религиозного возрождения грозила главному музею области отъемом его недвижимости.
Начался процесс поиска нового помещения. Идеальным местом для размещения экспозиции главного музея Самарской области сочли здание филиала Центрального музея Ленина, который проектировался и строился более 10 лет.

Двери для посетителей Ленинский мемориал (Ленинская, 142) открыл 19 апреля 1990 года.
В конце 1991 года глава администрации Самарской области Константин Титов поддержал предложение депутатов облсовета народных депутатов и представителей общественности о передаче здания краеведческому музею.
Однако переезд в новое здание состоялся лишь в августе 1993 года.

Бывшие корпуса краеведческого музея вернулись к исполнению своих прямых обязанностей. Постоянные службы в Софийской церкви возобновились с 29 сентября 1994 года.

А 29 июня 1995 года здание костела на улице Фрунзе было передано «в безвозмездное бессрочное пользование римско-католическому приходу «Святого Сердца Иисуса»».
В завершение музейной темы нельзя не упомянуть, что с 25 мая 1991 года самарцы смогли посетить новый музей — Исторический музей гражданской обороны. Сейчас это музей «Бункер Сталина».

Развитие самарского метрополитена в 1991 — 1995 годах
Раз уж мы вспомнили самое известное подземное сооружение нашего города, поговорим и об успехах самарских метростроевцев.
В заметке из газеты «Волжская Заря» от 25 февраля 1988 года упоминается, что второй пусковой участок подземки должен начать свою работу уже спустя три года. Заканчивается материал фразой «А сделано пока очень и очень мало».

Ждать в итоге пришлось значительно дольше, чем планировали. Пятая станция — «Советская» — приняла первых пассажиров лишь 31 декабря 1992 года.

Отметим, что в начале того же года самарская подземка взяла рубеж в 50 миллионов перевезенных пассажиров. Заметку об этом опубликовала 14 января газета «Волжская коммуна».

Шестая станция самарской подземки — «Спортивная» — открылась 25 марта 1993 года. Название ее было отсылкой к разработанному в годы застоя проекту постройки между улицами Дыбенко и Антонова-Овсеенко крупнейшего в городе стадиона.

Седьмая станция метрополитена — «Гагаринская» — залегала глубже других и была окружена обводненными грунтами, что затрудняло строительные работы. Однако, несмотря на это, ее удалось сдать до конца 1993 года.
Торжественное открытие станции «Гагаринская» состоялось 30 декабря. В посвященной этому радостному событию заметке «Волжской зари» озвучивались и сроки сдачи следующих двух станций — «Московской» и «Октябрьской» (ныне «Российской»).
Они были весьма оптимистичны — 1995—96 годы.

Но, увы, следующая станция самарского метрополитена открылась уже в XXI веке.
Снос исторического здания железнодорожного вокзала
30 мая 1995 года из списка памятников истории и культуры был исключен знаковый для Самары объект — «Железнодорожный вокзал ст. Самара, откуда В.И. Ленин выезжал в Петербург, Сызрань, Алакаевку в 1889-1893 г.г., а также бывал проездом в 1897-1900 г.г.».
В документе отмечалось, что решение областного совета народных депутатов от 6 июня 1988 года о его включении в список ОКН не было согласовано с Министерством культуры и охранное свидетельство не выдавалось.

Второй повод лишить вокзал охранного статуса — полная непригодность к эксплуатации. Аргумент спорный. Ведь объект культурного наследия вроде бы и не должен обязательно быть в хорошем состоянии, чтобы иметь охранный статус.
Так или иначе, этот документ легитимизировал начало сноса исторического здания железнодорожного вокзала. Против такого решения выступили многие краеведы, архитекторы и общественные деятели города.

Однако предотвратить снос здания не удалось. Вот что об этом писал архитектор Ваган Каркарьян в книге «Самара — Куйбышев — Самара»:
Однако здание разрушали долго, «трухлявые» конструкции сопротивлялись «шар-бабам» упорно. Толстые стены вокзала де Рошфора долго напоминали самарцам, удивленным неожиданным сносом вокзала, — предки строили на века».
К слову, сам Ваган Гайкович со своими коллегами из института «Самарагражданпроект» разработал проект нового здания железнодорожного вокзала. Внутри его вестибюля предлагалось сохранить фрагмент центральной части еще не снесённого здания.

Кроме того, планировалось сохранить исторические постройки — здание билетных касс (синяя стрелка) и ресторан (красная стрелка).

Однако от идеи сохранения каких-либо исторических фрагментов вокзального комплекса в итоге отказались. Выбор был сделан в пользу современных технологий и стиля. Проект нового железнодорожного вокзала разработали архитекторы Юрий Храмов, Владимир Жуков и коллектив института «Самарагорпроект».
Первая часть комплекса вокзала — конкорс — была сдана в мае 1999 года.

Споры о том, нужно ли было строить новый железнодорожный вокзал или же реконструировать старый, не утихают и по сей день.
В 2019 году в рамках проекта «Открывая город», над которым работала команда интернет-журнала «Другой город», респондентам предлагалось назвать самое красивое и самое уродливое здание Самары. В списке достопримечательностей со знаком «+» вокзал занял 4-е место, а в списке не украшающих наш город зданий — 1-е.
Вторая жизнь лунного двигателя
1990-е годы стали временем суровых испытаний для всех промышленных предприятий Самары. Даже такие гиганты, как РКЦ «Прогресс», изыскивали дополнительные источники дохода, осваивая производство продукции, никак не связанной с его ракетно-космической тематикой.
В июле 1991 года здесь стали производить одноразовые шприцы.

А вот градообразующее предприятие поселка Управленческий НПП «Труд» с 1992 года уделяло наибольшее внимание своей титульной продукции — двигателям, особенно тому, что предназначался для космических полетов.
Немного углубимся в историю. В 1960 году стартовала лунная программа СССР. Жидкостные космические двигатели для ракеты, которая должна была полететь на спутник Земли, поручили разработать куйбышевскому Опытному заводу № 276 (позднее — НПП «Труд»).
Курировал лунную программу Сергей Королев. После его смерти в 1966 году работы по ней стали постепенно сворачиваться. Однако куйбышевские двигатели, предназначенные для лунной программы, — НК-31, НК-33, НК-39 и НК-43 — успешно прошли межведомственные испытания в 1971—73 годах.

Открытка 1959 года
В начале 1974 года года лунная программа СССР была свернута. Созданные двигатели надлежало уничтожить. Однако конструктор Николай Кузнецов идти на этот шаг отказался. Дальнейшие его действия в разных источниках описываются по-разному.
По одной из версий, Николай Дмитриевич единолично принял решение спрятать списанные двигатели за фальшстеной в одном из цехов своего предприятия в поселке Винтай.
По другой — генеральному конструктору удалось убедить приехавшего на завод с ревизией заместителя начальника главка Минфина СССР не уничтожать двигатели, а оставить их на балансе предприятия как металлолом.
Так или иначе, десятки двигателей для лунной ракеты были законсервированы. В 1991 году начались переговоры с американской фирмой «Аэроджет» о возможности применения двигателя НК-33 на американских ракетах «Атлас», «Дельта» и «Титан».
7 апреля 1992 год на выставке «Авиадвигатель-92» в Москве состоялась очная встреча Николая Кузнецова с представителями «Аэроджета».

Газета «Маяк» от 29 мая 1992 года
Американцы высоко оценили технические характеристики двигателя НК-33, простоту и рациональностью компоновки его элементов.
Представитель «Аэроджета» господин Д. Томпсон «был восхищен внешним видом двигателя и долго не мог поверить, что на нем установлены все необходимые трубопроводы».
«Вот такой уникальный двигатель мы вынуждены были продавать в США: было слишком мало шансов на то, что в ближайшие годы он может быть использован в наших новых ракетных комплексах», — отмечают авторы книги «Генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов и его ОКБ».
17 октября 1995 года успешно начались испытания двигателя НК-33, изготовленного в 1973 году, на стенде «Аэроджета».
Николай Кузнецов до триумфа своей разработки не дожил двух с половиной месяцев.
Спортивный вестник
В материалах нашего спецпроекта мы не раз упоминали о главной спортивной команде региона — футбольном клубе «Крылья Советов».
Особых успехов в чемпионате страны они в 1991—95 годах, увы, не добились. Но были и белые полосы. Внимание футбольных болельщиков страны было приковано к «Крыльям Советов» на рубеже 1991—92 годов.
Тогда наша команда провела несколько удачных матчей в Кубке СССР — СНГ по футболу. Так, 15 ноября 1991 года в 1/16 этого турнира «Крылышки» на выезде со счетом 2:3 обыграли «Торпедо».

Москвичи тогда были на подъеме, о чем говорят бронзовые медали чемпионата страны и выход в 1/4 Кубка УЕФА.
В матче с торпедовцами «Крыльям Советов» улыбнулась удача. Решающий мяч был забит воспитанником СДЮСШОР «Восход» Владимиром Филипповым в дополнительное время. Вообще в том матче он отметился хет-триком.

В 1/8 финала случилось волжское дерби. Дома «Крылья Советов» сыграли с волгоградским «Ротором» вничью — 0:0. А вот на выезде смогли добиться победы с минимальным счетом 0:1. Голом отметился полузащитник Сергей Макеев.

Как это и по сей день часто бывает с «Крыльями Советов», лимит везения у команды ограничен. В 1/4 финала они на «Металлурге» проиграли московскому «Спартаку». Голом в дополнительное время отметился нынешний тренер сборной России Валерий Карпин. «Спартак» в итоге и стал обладателем Кубка в сезоне 1991—92 годов.
Скажем пару слов о легкой атлетике. В марте 1995 года во Дворце спорта авиационного завода (Физкультурная, 101) состоялся первый Кубок губернатора.

Сам Константин Титов в молодости занимался тройным прыжком и даже был рекордсменом Куйбышевской области по этому виду спорта.
Репортаж с первого «Кубка губернатора» был опубликован в газете «Волжская заря» 15 марта 1995 года.

Из нее мы узнаем, что особый акцент, памятуя о спортивных предпочтениях Константина Титова, сделали на прыжковые дисциплины.
Позднее «Кубок губернатора» станет турниром международным. Участвовать в нем будут звезды первой величины. Так, в 2001 году его победителем станет золотой медалист Олимпиады в Сиднее британец Джонатан Эдвардс.
Средства массовой информации
В первой половине 1990-х годов резко возросло количество доступных для жителей России телеканалов, радиостанций и, конечно же, газет и журналов. К последним мы питаем особую любовь, так как активно использовали материалы печатных СМИ при работе над спецпроектом «Губернская летопись».
Сравним цифры. В справочнике «Вся Самара» за 1991 год упомянуты всего шесть газет. В справочнике 1995 года их уже более 35!
В исследуемый нами период были возрождены некоторые газеты, издававшиеся до революции, — например, «Самарская газета» и «Самарские губернские ведомости».

Появились узкоспециализированные издания — например, «Самарский край», посвященный, как можно понять из названия, краеведению.

Тотальная свобода слова привела к появлению так называемой «желтой прессы». Первопроходцем в Самаре в этом жанре стала газета «Все и всё», издание которой началось в мае 1992 года.
В одном из летних номеров газеты «Все и всё» за 1992 год мы отыскали заметку, посвященную еще не покинувшему здание костела краеведческому музею.

В январе 1994 года бывший главный редактор «Все и всё» Александр Князев начал издание собственной газеты, которая получила название «Будни».

Пожалуй, из всего созвездия «желтых» газет 1990-х годов именно это издание было самым запоминающимся и продуктивным.
Атмосферу лихих 90-х материалы «Будней» передавали в полной мере.


Редакции находились не только в Доме печати (проспект Карла Маркса, 201), как в советское время, а в совершенно разных районах города.
Если газета «Все и всё» квартировала в здании музыкального училища напротив сквера «Три вяза» (Куйбышева, 102), то журналисты «Будней» работали в неприметном здании за ветеринарной клиникой, что в 10 микрорайоне.
Архитектурный облик города
Если выбирать архитектурный символ Самары первой половины 1990-х годов, то им, пожалуй, стоит признать проект жилого дома серии «90к», разработанный «Куйбышевгорпроектом». Об этих домах мы уже писали в прошлом материале, рассказывая о начале застройки микрорайонов жилмассива «Солнечный».
В период с 1991 по 1995 год домов серии «90к» в Самаре было построено около полусотни. География была необычайно широка.
Свежепостроенные панельки можно было найти и в поселке Управленческий (Красноглинское шоссе, 1) и на 116-м километре (Пугачевский тракт, 15)
Планировалось застроить аналогичными домами и территорию, которую еще в 1960-х годах отвели под главный стадион Куйбышева.
В 1994 году близ перекрестка улиц Дыбенко и Карбышева начали возводить микрорайон «Спортцентр». Однако уже спустя два года стройка была заморожена из-за финансовых сложностей и уже не возобновилась.

Панельные дома серии «90к» в первой половине 1990-х годов украсили собой все районы Самары, кроме Ленинского и Самарского. Но эту парочку мы оставим на десерт.
Пока же поговорим о самых населенных районах города. Главной достопримечательностью Кировского района в эти годы стал первый в Самаре торговый центр «Колизей», открытый в ноябре 1994 года.

Путь от проекта до ввода в эксплуатацию он прошёл за 13 лет.
Строившемуся в Промышленном районе госпиталю ветеранов войн (22 Партсъезда, 43) повезло куда больше.
Стройтрест № 11 начал работу на объекте в 1989 году, а в мае 1993-го медицинское учреждение уже приняло первых пациентов.

Дом на улице Киевской, упомянутый в заметке газеты «Волжская заря», построен на месте частных домиков Мещанского поселка. Ныне в нем работает ЗАГС Железнодорожного района (Киевская, 10).
Свой дом бракосочетаний получили и жители Советского района. До 1995 года они обменивались клятвами верности на территории Железнодорожного района в неприметной хрущевке с адресом Революционная, 127.
Переехал ЗАГС Советского района в девятиэтажку (22 Партсъезда, 46), возведенную силами завода «Прогресс». На открытии присутствовал мэр Самары Олег Сысуев.

В Октябрьском районе в 1995 году ввели в эксплуатацию дом № 2б по проспекту Ленина, ставший архитектурной доминантой его перекрестка с улицей Полевой.

Отметим, что в соседнем здании (Полевая, 74) в 1992 году открылся медико-технический лицей, ныне одно из самых престижных среднеобразовательных учебных заведений Самары.
В историческом центре Самары в 1991—95 годах строилось не так много зданий. Но он брал качеством, а не количеством.
Так, в 1995 году была проведена реконструкция здания Средневолжского коммерческого банка (Фрунзе, 70). Архитектор Николай Красько перестроил его в стилистике сталинского ампира.
Архитектор Леонид Кудеров обратился к стилистике модерна. Дом «Муха» (Фрунзе, 169), названный в честь известного чешского живописца эпохи ар-нуво, строили в 1994—96 годах.

Он стал еще одним элементом многообразного архитектурного ансамбля площади Чапаева.
Газетные заметки предоставлены Евгением Альмяшевым.
Использованы фотографии из архива ЦГАСО.
Мы благодарим за помощь в работе над этим материалом начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ Евгения Малинкина.
Список литературы:
— Самара: отныне и навсегда: документы и материалы. — Самара, 2021.
— Православные святыни Самарского края. — Самара, 2001.
— Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. — Москва, 1990.
— Каркарьян В.Г. «Самара — Куйбышев — Самара, или Три портрета одного города». — Самара, 2014.
— Орлов В.Н,, Орлова, М.В. Генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов и его ОКБ. — Самара, 2011.
— Генеральный конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов. Жизнь и деятельность. — Самара, 2011.
— Журнал «СамАрх».
— Газеты «Волжская коммуна», «Волжская Заря», «Волжский комсомолец», «Будни», «Все и всё».
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте










Фото