ГУБЕРНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Самарская губерния в 1961—1965 годах: Юрий Гагарин в Куйбышеве, вторая очередь набережной Волги, Дворец культуры на площади Кирова и первые микрорайоны
269
,
Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.
Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.
Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Сегодня на очереди временной отрезок с 1961 по 1965 год.
Куйбышев — космическая столица страны
В предыдущем материале нашего спецпроекта мы рассказывали о том, как Куйбышев буквально за два года стал одним из главных космических центров Советского Союза. Сыграл он значимую роль и в подготовке, проведении и успешном завершении первого полета человека в космос.
18 января 1961 года были отобраны шесть космонавтов, одному из которых суждено было войти в историю. Это были Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов и Валерий Быковский.
16-17 марта эта группа находилась в Куйбышеве в военном санатории «Волга» на 7-й просеке. Здесь они отдыхали перед отправкой на космодром «Байконур».
10 апреля стало известно, что первым человеком в космосе станет Юрий Гагарин. Его дублером был назначен Герман Титов. В тот же день на заседании Государственной комиссии утвердили дату полета — 12 апреля 1961 года.
Пилотируемый космический аппарат на орбиту вывела ракета «Восток» 8К72К. Две ее ступени были изготовлены в Куйбышеве на заводе «Прогресс».
Пакет из пяти двигателей, которые суммарно имели двадцать маршевых камер сгорания и двенадцать рулевых, для блоков первой и второй ступеней собрали на моторостроительном заводе им. Фрунзе.
12 апреля 1961 года на космодроме «Байконур» было много куйбышевцев: директор завода «Прогресс» Виктор Литвинов, заместитель главного конструктора филиала № 3 ОКБ-1 Александр Солдатенков и другие.
Полет прошел в штатном режиме. Советский Союз вырвался далеко вперед в космической гонке с США, а Юрий Гагарин в одночасье стал одним из самых известных людей на планете.
Даже приземлился Юрий Алексеевич на самарской земле. Село Смеловка, в окрестностях которого он вновь ступил на земную твердь, некогда входило в состав Новоузенского уезда Самарской губернии.
За Юрием Гагариным из города Энгельса вылетел вертолет, но космонавт его не дождался, а отправился туда на грузовике.
Из Энгельса Юрий Алексеевич полетел в Куйбышев. Перевозивший его Ил-14 приземлился на заводском аэродроме «Безымянка».
Некоторым работникам Куйбышевского авиационного и завода «Прогресс» посчастливилось в тот день увидеть первого человека, побывавшего в космосе. Но пробыл здесь Юрий Алексеевич недолго.
Кортеж первого космонавта выехал на Заводское шоссе через ворота завода «Прогресс». Его путь лежал на Обкомовскую дачу, находившуюся близ Загородного парка. Построили этой симпатичный особняк на 1-й просеке летом 1958 года перед визитом в наш город генсека Никиты Хрущева.
Городская легенда гласит, что путь этот Юрий Алексеевич проделал по Черновскому шоссе, которое 15 апреля 1961 года переименовали в улицу Гагарина. Однако по воспоминаниям очевидца событий, корреспондента газеты «Красная звезда» Ильи Максимова, маршрут был иной:
«С аэродрома мы поехали по Кировскому шоссе (ныне проспект Кирова), потом выехали на Ново-Семейкинское шоссе — тогда оно еще не называлось Московским. А потом на Ново-Садовую…»
С учетом тогдашней дорожной сети города Куйбышева, вариант озвученный товарищем Максимовым кажется куда более вероятным.
На представленной ниже карте мы попытались представить оба маршрута — вымышленный, по Черновскому шоссе и тот, что кажется более реальным (отмечен красным). Обратите внимание, что последний короче на два километра.
Черновское шоссе было идеальным кандидатом для того, чтобы стать улицей имени первого советского космонавта. Оно было достаточно протяженным, а значит заметным на карте города. По Черновскому шоссе ходил общественный транспорт.
В 1961 году велась активная жилая застройка будущей улицы Гагарина. Кроме того, у нее была важная миссия — градостроительно соединить историческую часть города с Безымянкой. Но, вернемся к Юрию Алексеевичу.
После приезда на Обкомовскую дачу Гагарин прошел тщательный медицинский осмотр, пообедал и немного отдохнул. Утром 13 апреля Юрий Алексеевич сделал доклад о полете членам государственной комиссии.
После заседания Гагарин общался с присутствующими, раздавал автографы. Оставшаяся часть дня была посвящена подготовке к докладу о полете генеральному секретарю партии Никите Хрущеву. Выкроили время и для отдыха — прогулке по Волге и игре в бильярд.
14 апреля 1961 года Юрий Гагарин отбыл в Москву. Директору завода «Прогресс» Виктору Литвинову удалось убедить Совет главных конструкторов выкроить 15 минут из плотного графика первого космонавта.
Перед отлетом в столицу Юрий Гагарина посетил сборочный цех, где были изготовлены первые ступени его «Востока» и поблагодарил ракетостроителей за их труд.
Отметим, что все первые советские космонавты неизменно после полета посещали наш город. Отдыхали на Обкомовской даче, встречались с работниками Куйбышевского авиационного завода и «Прогресса».

Участвовал наш город и в реализации лунной программы СССР. Речь идет о ракете-носителе сверхтяжелого класса Н-1, которая, в том числе, предназначалась для пилотируемого полета на естественный спутник Земли.
Благодаря лунной программе в число космических предприятий Куйбышева попал завод №276, до этого специализировавшийся на производстве авиационных двигателей. На предприятии имелось свое ОКБ которым руководил конструктор Николай Кузнецов.

В мае 1959 года началась разработка двигателя для межконтинентальной баллистической ракеты (далее — МБР) Р-9А. На суд Сергея Королева было представлено три проекта созданных:
— ОКБ-456 конструктора Валентина Глушко (находилось в подмосковных Химках),
— ОКБ-165 Архипа Люльки (г. Рыбинск),
— ОКБ-276 Николая Кузнецова (поселок Управленческий).
Сергей Королев остановил свой выбор на куйбышевской разработке. Двигатель Николая Кузнецова был создан по замкнутой схеме. Отработанный газ не сбрасывался в атмосферу, а дожигался в камере сгорания, что обеспечивало его экологичность – одно из основных требований Сергея Королева при создании лунной ракеты Н-1.
Головным предприятием для производства ракеты, естественно, был выбран завод «Прогресс». К 1962 году он работал в кооперации с 17 предприятиями и НИИ находившимися на территории Куйбышевской области, спустя 12 лет их количество увеличится до 28.
В документах Самарского архива социально-политической истории за 1960 год упомянуты некоторые из них:
— завод №24 — моторостроительный им. Фрунзе (Заводское шоссе, 29),
— завод №207 — «Салют» в поселке Мехзавод,
— завод №305 — «Гидроавтоматика» (Заводское шоссе, 53),
— завод №454 — «Старт» (Заводское шоссе, 14/1),
— Сталелитейный завод (Заводское шоссе, 111).
В марте 1964 года у «Прогресса» появился свой филиал прямо на космодроме «Байконур». В 1965 году на куйбышевских предприятиях начались конструкторско-доводочные и чистовые испытания узлов и агрегатов ракеты Н-1.
Первые запуски летных экземпляров с космодрома «Байконур» состоялись в феврале и июле 1969 года. Увы, они оказались неудачными.
В 1970 году в ОКБ-276 под руководством Николая Кузнецова началась разработка более совершенного и надежного двигателя, получившего название НК-33. Она заняла два года, после чего до января 1977 года на стенде в поселке Винтай производились его испытания.
Двигатель НК-33 показал свою надежность и возможность длительной работы. Вот только лунную программу СССР к тому моменту уже три года как свернули. Двигатели НК-33 удалось сохранить, надежно спрятав на Химзаводе в поселке Винтай.
Они еще заявят о себе, когда Куйбышев вновь станет Самарой.
Вторая очередь набережной Волги
В 1961 году улица Пристанская, начинавшаяся у Вилоновского спуска и заканчивавшаяся у завода КИНАП, была переименована в Волжский проспект.
Появлением нового топонима было обозначено завершение строительства второй очереди набережной Волги, которое велось с 1958 года. Местом отдыха стала территория бывших лесных пристаней между Ярмарочным и Первомайским спусками.
Преимуществом второй очереди набережной перед первой было то, что рядом с ней, на Волжском проспекте, удалось возвести полноценный архитектурный ансамбль.
Впрочем, здешние пятиэтажки пострадали от знаменитого постановления 1955 года «О борьбе с архитектурными излишествами». Архитектор Ваган Каркарьян писал:
Эстетический эффект от застройки Волжского проспекта в целом мог быть значительно выше, если бы не диктат подрядных организаций, полностью игнорирующих архитектуру как искусство».
Застройка Волжского проспекта велась от Маяковского спуска. Здесь успели построить дом, в краеведческой литературе называемый «Домом творческих работников ГПЗ-9, военной части №7452 и КГБ». Эта монументальную сталинку возвели ее в 1958 году.
В течение следующих двух лет были введены в строй остальные сталинки на красной линии Волжского проспекта. В отличие от дома на Маяковском спуске они уже не обладали таким выразительным декором.
Вторая очередь набережной сразу стал одним из наиболее престижных районов. Вот лишь некоторые известные самарцы, жившие в сталинках Волжского проспекта:
— парторг авиаполка «Ночные ведьмы» Мария Рунт (дом № 33),
— основатель самарской школы сосудистой хирургии Георгий Ратнер (№ 33а),
— главный пивовар Жигулевского комбината Александр Касьянов (№ 37),
— ректор Куйбышевского авиационного института Виктор Лукачев (№37),
— литературовед Иосиф Машбиц-Веров (№43),
— архитектор Ваган Каркарьян (№ 45),
— директор завода «Прогресс» Анатолий Чижов (№45),
— актер театра драмы Николай Засухин (№ 47).
На 2-й очереди набережной отметился своей первой самостоятельной работой в нашем городе будущий его главный архитектор Ваган Каркарьян. Речь идет об открытом в 1962 году кафе «Отдых» (Волжский проспект, 40).
В том же году вторую очередь набережной украсили скульптуры, приобретенные Ваганом Каркарьяном и скульптором Василием Акимовым на выставке украинского искусства в Москве.
Автор «Купальщицы» и «Воднолыжницы» — Валентин Зноба, «Строительницы» — Людмила Кремнева. Компанию им составил работник, держащий в руках искусственный спутник Земли.
Введенная в эксплуатацию в 1963-м гостиница «Волга» (Волжский проспект, 39) — тоже работа Вагана Каркарьяна. Любопытно, что к тому моменту Куйбышев стал городом, закрытым для иностранцев. В 1962 году в нашем городе был ликвидирован филиал фирмы «Интурист».
Отметились объектами инфраструктуры в районе 2-й очереди набережной Волги и куйбышевские вузы. Так, в 1960 году было введено в эксплуатацию общежитие авиационного института (Лесная, 4).
Спустя два года завершится строительство здания нефтяного факультета Куйбышевского индустриального института (Первомайская, 18), начатое в 1954-м.

«Волжская коммуна» 19 января 1954 года.
Обратите внимание, что в первоначальном проекте центральная часть здания должна была иметь восьмиколонный портик. Но в ходе строительства от него отказались — в рамках все той же борьбы с архитектурными излишествами.
Главный Дворец культуры Безымянки
Одновременно с возведением здания нефтяного факультета на Первомайском спуске шло строительство Дворца культуры на площади Кирова.
Постановление Совета министров СССР о разрешении на его строительство было принято еще в декабре 1950 года. Курировал проект авиационный завод № 1 им. Сталина (он же — «Прогресс»).
В 1951—53 годах велся поиск подходящего проекта. В качестве образца рассматривались Дворцы культуры моторостроительного завода № 19 им. Сталина в Перми и ДК нижнетагильского металлургического комбината. Выбор был сделан в пользу последнего.
Расчистка территории и рытье котлована на площади Кирова началось в августе 1954 года. В конце 1955 года, после злополучного постановления «О борьбе с архитектурными излишествами», проект был отправлен на переработку в столицу.
Объем здания был уменьшен на треть. ДК стал П-образным, а не квадратным, как задумывалось изначально, портик, как и в случае с корпусом СамГТУ на улице Первомайской, было решено убрать.
Объект возводился силами завода «Прогресс» и строительно-монтажного треста № 11. Ближе к завершению строительства на заседаниях художественного совета, следившего за ходом работ, все чаще поднимался вопрос о том, что здание, увы, имеет слишком скучный, «коробочный» вид.
В итоге было решено все-таки возвести портик с десятью колоннами, чтобы придать Дворцу культуры более величественный вид и приблизить его к образцам классической архитектуры. Это, естественно, потребовало дополнительных расходов.
Ввод Дворца культуры Кировского района в эксплуатацию происходил постепенно. Уже в 1959 году здесь начал работать кинозал. В начале 1961-го — спортзал и комнаты для кружковой работы.

«Волжский комсомолец». 20 декабря 1960 года
Полностью Дворец культуры Кировского района был введен в эксплуатацию 31 октября 1961 года. Он, как считают самарские архитекторы, стал последним зданием в стиле советской неоклассики, построенным в нашем городе.
Лебединая песня сталинского ампира получилась выразительной. Дворец культуры на площади Кирова привлекал внимание монументальным десятиколонным портиком, барельефом над ним, символизирующим союз мужчины-физика с ядром атома в руке и женщины-лирика, играющей на скрипке.
Интерьеры ДК украсили панно на авиационно-космическую тематику, в создании которых принимала участие ученица Аристарха Лентулова и Александра Дейнеки, художник-монументалист Клавдия Тутеволь.
10 мая 1962 года в газете «Правда» появилась статья «Еще раз по поводу излишеств в строительстве и архитектуре».
В ней Дворец культуры Кировского района подвергся критике, отвечать на которую был вынужден секретарь Куйбышевского горкома КПСС Алексей Росовский, бывший одним из инициаторов возведения упомянутого ранее портика.
Уже после выхода статьи, в июне 1962 года, на заседании Секретариата ЦК КПСС Алексею Росовскому был объявлен выговор. Не самая большая плата за монументальный внешний вид главного очага культуры рабочей Безымянки.
Площадь Кирова получила свою архитектурную доминанту. В ноябре 1966 года под ней, на пересечении одноименного проспекта и улицы Победы, был сооружен первый в Куйбышеве подземный переход. Спустя год перед Дворцом культуры установили памятник Сергею Кирову.
Курс на массовое строительство
1960-е годы стали временем расцвета так называемых хрущевок — крупнопанельных или крупноблочных многоквартирных домов высотой в пять этажей. Одним из главных преимуществ этого типа жилых зданий была скорость возведения.
«Дом теперь создавался на заводах. А строительные площадки превратились в монтажные», — отмечалось в книге «Пути созидания», посвященной истории стройтреста № 11.
В 1957 году на улице Магистральной, 70 начал работу завод железо-бетонных изделий.
В начале 1960-х годов во многих городах страны стали появляться целые жилмассивы, состоящие из хрущевок. Куйбышев не стал исключением. Коллектив конторы «Горпроект» еще в 1958 году разработал проект застройки, как это тогда называлось, Юго-Западного района.
Позднее он будет известен как жилмассив ДОСААФ. Такое название было выбрано из-за того, что почти весь он находился на территории бывшего аэродрома. Жилмассив ДОСААФ в свою очередь делился на пять микрорайонов.
Архитектор Алексей Моргун в своей книге «От крепости Самара до города Куйбышева» писал:
«До начала застройки территории учебного аэродрома Куйбышевский совнархоз организовал заказной конкурс на проект планировки этой свободной территории в юго-западной части города. В конкурсе приняли участие проектные коллективы Горпроекта, Гипровостокнефти и Промстройпроекта.
Строительство впервые было концентрированным, почти одновременным и дало городу сразу более 200 тыс. кв. метров малометражной, хорошо обустроенной площади. Район получил хотя и скромный, но довольно цельный внешний облик и, конечно, содействовал ускорению разрешения жилищной проблемы».
Именно в жилмассиве ДОСААФ в 1964 году был построен первый в Куйбышеве девятиэтажный дом (Аэродромная, 12 / Революционная, 165).
К тому моменту уже активно велась застройка соседнего жилмассива — «Черновские сады» (улицы Авроры, Мориса Тореза, Партизанская, переулок Футболистов), состоящего на первых порах из все тех же хрущевок.
Главной улицей двух новых жилмассивов стала Аэродромная. В ноябре 1964 по ней стало возможно проехать на трамвае от начала до конца. Эта линия стала третьей крупной транспортной артерией, соединившей исторический центр города и Безымянку.
Транспорт
Первая половина 1960-х годов стала благодатным временем для любителей путешествий.
15 мая 1961 года был выполнен первый пассажирский рейс из аэропорта Курумоч по маршруту Куйбышев — Минеральные Воды. Находившийся рядом с новой воздушной гаванью поселок Береза в 1962-м был включен в состав Красноглинского района.
Со 2 мая 1962 года между Куйбышевом и Саратовом стал курсировать корабль на подводных крыльях «Ракета».
4 ноября 1962 года началось движение пассажирских электропоездов по линии Куйбышев — Тольятти.
30 мая 1965 года по маршруту Куйбышев — Москва отправился в первый рейс фирменный поезд «Жигули».
Переименования и административные изменения
После прошедшего в октябре 1961 года XXII съезда КПСС была значительно усилена борьба с культом личности Сталина. Это нашло свое отражение в топонимике.
Так, 5 ноября 1961 года Сталинский район Куйбышева был переименован в Октябрьский. Проходившая по его территории улица Сталинградская стала улицей Лейтенанта Шмидта.
28 августа 1964 года вышел указ президиума Верховного совета РСФСР «О переименовании города Ставрополя Куйбышевской области в город Тольятти».
Также в первой половине 1960-х годов произошло заметное укрупнение сельских районов Куйбышевской области.
В этот период были расформированы и никогда более не восстанавливались районы:
— Дубово-Уметский,
— Куйбышевский (центр — село Кротовка),
— Кутузовский (центр — село Зубовка),
— Ново-Буянский,
— Новодевичевский (центр — село Новодевичье),
— Петровский,
— Подбельский,
— Сосново-Солонецкий,
— Утевский,
— Чапаевский.
Мы благодарим за помощь в работе над этим материалом начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ Евгения Малинкина.
Газетные заметки предоставлены Евгением Альмяшевым.
Список литературы:
— «20 проектов, которыми гордимся! РКЦ «Прогресс»: 1996-2016». — Самара, 2016.
— В.Г. Каркарьян «Самара — Куйбышев — Самара, или Три портрета одного города». — Самара, 2014.
— А. Арутюнов «Мозаика модернизма. Куйбышев — Самара. 1958-1996». — Самара, 2021.
— А.Г. Моргун «От крепости Самара до города Куйбышева» — Куйбышев, 1986.
— В.А. Самогоров, А.К. Синельник «Архитектура и градостроительство Самары-Куйбышева 1940-1950-х годов». — Самара, 2022.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте