ГУБЕРНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Самарская губерния в 1901 — 1905 годах: Пушкинский сквер, строительство костела, особняка Курлиных, Плешановской больницы и Пушкинского народного дома

 427

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.

Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.

Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Сегодня на очереди временной отрезок с 1901 по 1905 год.

Обустройство сквера за городским театром и памятник Пушкину

28 апреля 1898 года владелец Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано обратился к Городской управе с предложением благоустроить территорию за городским театром.

Между храмом Мельпомены и нынешним Вилоновским спуском в то время находился пустырь, на котором, по воспоминаниям очевидцев, мальчишки из окрестных домов пасли коз. Альферд Филиппович задумал разбить здесь сквер и устроить детскую площадку.


По смете, подписанной городским архитектором Александром Щербачевым и приложенной к заявлению фон Вакано, предусматривалась также прокладка спусков от улицы Дворянской (Куйбышева) вдоль Струковского сада и по улице Александровской (Вилоновской) мимо Иверского женского монастыря с замощением их местным жигулевским камнем.

Склон будущего сквера необходимо было укрепить, в частности уложить пласты дерна с помощью спиц. Все работы намечалось завершить за три года.

В апреле 1899 года городская дума приняла предложение фон Вакано. Площадку для детских игр, обустраиваемую на средства Товарищества Жигулевского пивоваренного завода, решено было назвать Пушкинской, в честь 100-летия со дня рождения Александр Сергеевича.

Работы по озеленению пустыря вел приятель Альферда фон Вакано, владелец макаронной фабрики Оскар Кеницер, который был опытным садоводом.

На заседании думы 27 сентября 1902 года Альфред Филиппович сообщил, что Пушкинская детская площадка благоустроена, и передал ее в ведение городских властей.

На ее территории был построен деревянный павильон, который по просьбе пивовара отдали в распоряжение недавно организованного Семейно-педагогического кружка. Помимо обучения и игр, дети и родители ухаживали за зелеными насаждениями в сквере.

В 1905 году в сквере был установлен гипсовый бюст Александр Пушкина работы самарского скульптора Вадима Николаевича фон Рейтлингера.


Еще в дореволюционный период Пушкинский сквер стал одной из главных спортивных площадок города. В апреле 1909 году Альфред фон Вакано не стал возражать против его передачи в ведение городского яхт-клуба для занятий гимнастикой.

В 1911 году здесь начали обустраивать корты для лаун-тенниса, ныне известного нам как большой теннис. В сентябре 1912-го здесь по инициативе Альфреда фон Вакано провели первый турнир по этому виду спорта. Победителем стал дворянин, офицер Александрийского гусарского полка Федор Батюшков.

Зимой в Пушкинском сквере заливался каток для конькобежцев. Часть помещений в павильоне занимал кружок любителей французской (классической) борьбы. В книге краеведа Владимира Молько «Путешествие по одной улице. Документальное повествование» упоминается, что в 1907 году, во время визита в Самару, здесь давал мастер-класс легендарный борец Иван Поддубный.

В начале 1920-х Пушкинский сквер отдали в распоряжение Дома Красной армии, который создал на его территории спортивную площадку. Зеленую зону для отдыха горожан здесь вновь обустроили в конце 1940-х годов.

Строительство католического костела

В одном из прошлых материалов нашего спецпроекта мы рассказывали о том, как в первой половине 1860-х годов купец Егор Аннаев строил храм для католической общины Самары. В силу ряда причин уже возведенное здание было отдано лютеранам, и теперь оно известно нам как церковь Святого Георга или просто кирха.

Что же до самарских католиков, их усилия по открытию молельного дома долгое время оставались тщетными. Департамент духовных дел согласия на это не давал, ссылаясь на малое количество потенциальных прихожан.

В отсутствие молельного дома католикам приходилось обращаться с прошением в Канцелярию губернатора всякий раз, когда возникала необходимость совершить какой-либо обряд. В случае положительно ответа обряд совершался жившим в Самаре ксендзом, т.е. католическим священником.

Разрешение на строительство молельного дома — каплицы — было получено лишь в 1887 году. В это время количество католиков в Самаре составляло около 750 человек обоего пола.

Земельный участок для каплицы на улице Саратовской (Фрунзе) в 1887 году приобрел купец Иосиф Дочар. Проект здания разработал архитектор Тадеуш Хилинский.

Первый его этаж предназначался под квартиру священника и церковной прислуги, на втором находился молельный зал. Богослужения в каплице начались в ноябре 1888 года.

В 1890-х годах католическое общество Самары вело сбор средств на постройку каменного храма — костела — на том же земельном участке. Необходимая сумма была собрана к 1900 году.

Проект костела создал московский архитектор Фома Богданович-Дворжецкий.

Освящение места строительства нового католического храма Самары состоялось 23 июня 1902 года. На месте строительные работы курировал самарский архитектор Александр Щербачев.

Здание католического костела было освящено 12 февраля 1906 года. С тех пор эта величественная постройка в стиле неоготики является одним из главных архитектурных символов Самары.

Пришествие стиля модерн

В первой половине 1900-х годов в архитектуре Самары началась эпоха модерна. Этот стиль к тому моменту уже набирал популярность в Санкт-Петербурге и Москве.

В Европе, где и зародился модерн, имелось несколько его региональных подвидов, например немецкий югендстиль или венский сецессион, подчас значительно отличавшиеся друг от друга. Тем не менее общих черт у них было больше. Перечислим основные отличительные особенности стиля модерн:

— проектирование по принципу «изнутри наружу», что определяло влияние индивидуальной внутренней планировки здания на его внешний облик;
— использование новых технико-конструктивных средств: железобетонных конструкций, выгнутых стальных профилей, облицовочной керамики и т.д.;
— отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных форм; широкое использование растительных орнаментов;
— асимметричность фасада здания, подчёркнутая наличием эркеров, балконов, лоджий;
— широкое использование декоративных элементов (лепнины), художественное оформление конструктивных элементов здания —  лестниц, дверей и т.д.

С 1901 по 1905 год в Самаре было построено несколько зданий, которые принято относить к стилю модерн. Назовем самые значимые из них:

Дом доктора Эриха Эрна (Чапаевская, 165)


Об этом здании мы упоминали в прошлой статье нашего спецпроекта как о единственной постройке в стиле модерн архитектора Александр Щербачева. Дом доктора Эрна строился в 1900 — 1902 годах.

Архитектор Ваган Каркарьян писал: «Щербачев создает динамичную, острую композицию за счет применения выступающего входного блока (как правило он располагает его асимметрично) и скошенного правого угла с круглым эркером.

Он варьирует «текучие» мотивы модерна в фронтоне, арочных окнах второго этажа на эркере. Декор здания очень сдержан — это свидетельство тяготения модерна 1900-х годов к лаконичности архитектурного языка».

Дом строительного подрядчика Алексея Нуйчева (Рабочая, 19)


Здание строилось в 1903-1904 годах по проекту архитектора Михаила Квятковского. Фасад дома Нуйчева украшен маскаронами в виде слоновьих голов, лепными бабочками и цветами. Прямоугольный эркер поддерживают скульптуры тритонов.

Первый этаж здания занял Государственный Дворянский и Крестьянский поземельный банк. Верхние этажи арендовала 4-я женская гимназия, учрежденная Ольгой Харитоновой (с 1914 года — Самарская городская гимназия).

В советское время в доме Нуйчева находилось общежитие рабфака, позднее – школа № 25, а с 1980-х годов – технический лицей.

Здание Самарского окружного суда (Куйбышева, 60 / Венцека, 39)


Здание Окружного суда было реконструировано в 1902—1903 годах по проекту архитектора Филарета Засухина.  Его фасад был украшен множеством декоративных элементов, в том числе любимыми стилем модерн растительными орнаментами.

Но, конечно, главной постройкой в стиле модерн в первой половине 1900-х годов стал особняк купца Александра Георгиевича Курлина и его супруги Александры Павловны. Его проект разработал архитектор Александр Зеленко.

Александр Устинович в 1897—1899 годах заведовал дорожно-строительным отделением Самарской губернской земской управы, а с 8 ноября 1899 по 1 ноября 1900 года занимал пост городского архитектора.

В Самаре, помимо особняка Курлиных, Александр Зеленко отметился:

— постройкой здания Губернской земской управы (Фрунзе, 116);
— реконструкцией дома купца Алексея Кожевникова под размещение офиса Русского торгово-промышленного банка (Куйбышева, 55);
— проектом здания Торгового дома «А.Н. Пермяковой с сыновьями» (Молодогвардейская, 70).

Весной 1900 года городской архитектор Александр Зеленко начал строительство собственного особняка (Самарская, 179). Естественно, в стиле модерн.

Однако уже в ноябре Зеленко покинул наш город. Александр Устинович принял приглашение знаменитого архитектора Федора Шехтеля поработать в его мастерской. В частности, стать помощником для постоянного наблюдения за строительством четырех павильонов Русского отделения Всемирной выставки в Глазго. От такого заманчивого предложения Зеленко отказаться не смог.

Усадебное место на улице Самарской он продал другом зодчему — Филарету Засухину. Он и достроил особняк, в котором сейчас находится Дом журналиста и литератора.


И пусть Зеленко уехал из Самары, связи с городом он не прервал. Он часто приезжал в наш город, в том числе и для наблюдения за строительством уже упомянутого нами особняка Курлиных.

Самарский архитектор Ваган Каркарьян писал об этом здании:

«Особняк Курлиных — квинтэссенция самарского модерна. Вопреки расхожему мнению о разгуле «купеческих замашек», заказчики проявили истинный вкус, хорошо понимая, что дом — портрет тех, кто в нем живет.

Для модерна вообще, а для творчества Александра Зеленко в частности, характерны органическая связь фасада с внутренней пространственной организацией помещений. <…> Композиция особняка рассчитана на восприятие с разных точек. В процессе движения вокруг дома открываются новые и новые картины».

Сейчас любой самарец может увидеть не только внешнюю красоту особняка Курлиных, но и оценить его внутреннее убранство. В декабре 2012 года в его стенах открылся первый в России Музей Модерна.

Открытие Пушкинского народного дома

В 1895 году в Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте было организовано Попечительство о народной трезвости.

Как следует из названия, эта государственно-общественная организация занималась пропагандой здорового образа жизни и прежде всего — отказа от употребления крепких спиртных напитков. Зеленому змию Попечительство о народной трезвости противопоставляло культуру: открытие библиотек-читален, проведение лекций и народных чтений, распространение литературы о вреде пьянства и т.д.

И что самое главное, эта организация инициировала строительство в крупных города народных домов. Это были просветительские учреждения клубного типа, которые создавались в целях общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей.

Решение о строительстве за счет средств Попечительства о народной трезвости Народного дома в Самаре было принято еще в 1898 году. В июле следующего года гласный городской думы  Александр Смирнов предложил присвоить Народному дому имя Александра Пушкина в связи с юбилейной датой — 100-летием со дня рождения поэта.

Место для строительства было выбрано не сразу. Попечительство о народной трезвости просило у города выделить пустопорожнее место на перекрестке улиц Предтеченской и Николаевской (сейчас на этом месте дом с адресом Чапаевская, 126).

Однако власти справедливо сочли, что Народный дом будет целесообразней возвести на окраине города, в районе Петропавловской или Ильинской площади. В итоге место для него нашлось в 78 квартале Самары, в бывшем саду купца Баранова.

6 июля 1902 года состоялась закладка Народного дома им. Пушкина.


Освящение строящегося Пушкинского народного дома. Вид от улицы Ленинской в сторону Садовой. Фотография из архива Владимира Кузнецова

Проект здания разработал самарский архитектор Филарет Засухин. Пушкинский народный дом имел два зрительных зала. Большой зал был рассчитан на 735 зрителей. Также в народном доме были библиотека, чайная, помещения для кружковой работы.

Не остались в стороне и меценаты. Например, на средства Альфреда фон Вакано была сооружена подвижная сцена и внутренний противопожарный водопровод.

21 декабря 1903 года Пушкинский народный дом был торжественно открыт. Спустя два года на его балконе был установлен бюст поэта, выполненный самарским дворянином Вадимом фон Рейтлингером, аналогичный тому, что находился в сквере за зданием городского театра.

В том же 1905 году Пушкинский народный дом стал главной цитаделью самарских революционеров. 30 ноября здесь прошло первое заседание Совета рабочих депутатов. Его председателем был избран профессиональный революционер-большевик Никифор Вилонов.

В Пушкинском народном доме ежедневно проводились собрания и митинги, велись ожесточенные дискуссии между представителями разных политических партий. 8 декабря Совет рабочих депутатов объявил о всеобщей политической забастовке. Прозвучал призыв и к вооруженному восстанию против самодержавия.

10 декабря 1905 года Пушкинский народный дом был окружён солдатами, полицейскими и казаками.

Находившиеся внутри революционеры бросили с балкона в сторону осаждавших две самодельные бомбы, которые не взорвались. Спустя два часа собравшиеся в Народном доме согласились сложить оружие и сдаться.

В советский период Пушкинский народный дом назывался Клубом имени Революции 1905 года и был весьма заметным объектом на культурной карте Куйбышева. Например, в здешней театральной студии постигала азы актерской профессии будущая народная артистка Ольга Остроумова.

Открытие Плешановской больницы

В 1898 году городская дума приняла решение о строительстве новой городской больницы, так как  существующие медицинские учреждения Самары уже не справлялись с потоком пациентов.

Почетным попечителем этого важного для города объекта стал коммерции советник, Почетный гражданин Самары, купец 1-й гильдии Иван Михайлович Плешанов. Этот предприниматель был известен как благотворитель и меценат.

На его средства была открыта Александровская богадельня близ Воскресенской площади (Самарская, 201) и Алексеевский детский приют на Соборной площади. На строительство кафедрального собора купец Плешанов внес 10 тысяч рублей.

Но вернемся к строительству больницы. Проект одноэтажного здания в псевдорусском стиле разработал архитектор Федор Черноморченко. Земельный участок близ пересечения улицы Соборной и Хлебного переулка предоставил купец Плешанов.


Больница, рассчитанная на 50 пациентов, состояла из приемного покоя, двух залов дневного пребывания, палат круглосуточного наблюдения на 8, 5, 4 и 3 человек, амбулатории, аптеки, буфета для больных и комнат персонала.

Больница была торжественно открыта 15 июля 1904 года. Иван Михайлович открыл в городском банке «вечный вклад» на 120 тысяч рублей, проценты с которого шли на оплату лечения малоимущих больных.

В годы русско-японской и Первой мировой войны Плешановская больница использовалась как лазарет для раненых воинов.

В 1914 году здание Плешановской больницы было надстроено на один этаж и приобрело свой нынешний внешний вид. Сейчас здесь работает отделение № 2 городской поликлиники № 3 (Молодогвардейская, 202).


Другие материалы спецпроекта «Губернская летопись» читайте здесь.

Мы благодарим за помощь в работе над этим материалом начальника отдела использования архивных документов Областного архива социально-политической истории Евгения Малинкина.

Список литературы:

1. Казарин В.Н. Пивной король и наследники (1880-1929 гг.). — Самара, 2001.
2. Российские немцы в истории Самарского края (1763-1941 гг.). Сборник документов. — Самара, 2006.
3. Жидкова Е.М. Архитектор Александр Устинович Зеленко. Биографический очерк. — Самара, 2023.
4. Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары. — Самара, 2006.
5. Почетные граждане города Самары XIX — XX веков: Биографический справочник. — Самара, 2008.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте