,
2021 год для Самары — год двойного юбилея. Глобально – 170 лет образования Самарской губернии. Чуть менее грандиозно – 30 лет обратному переименованию Куйбышева в Самару. Этой публикацией ДГ вместе с администрацией городского округа Самара продолжает цикл историй, в которых мы расскажем о самых интересных событиях, происходивших в нашем городе за последние более чем полтора века.
Отсчет будем вести десятилетиями. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался город, какие решения принимали здешние руководители и чем руководствовались, какие последствия имели те или иные события и как выглядела Самара на фоне других городов Поволжья в разные времена.
Постройка костела и синагоги
Самарская земля издревле славилась своим мультикультурализмом и веротерпимостью. В 1900-х годах архитектурный облик губернской столицы украсили католический храм и иудейский молельный дом.
5 марта 1901 года был утвержден проект здания римско-католической церкви, которую планировалось построить на Саратовской улице. Это усадебное место принадлежало австрийскому подданному Иосифу Дочару, который еще в 1888 году построил здесь двухэтажный дом, приспособленный под каплицу (католическую молельню).
23 июня 1902 год был проведен молебен и освящение места закладки нового каменного костела. Его проект разработал московский архитектор Фома Боданович-Дворжецкий, а на месте руководил строительством известный самарский зодчий Александр Щербачев. Здание католического костела было освящено 12 февраля 1906 года.
С тех пор этот неоготический красавец — один из самых узнаваемых памятников архитектуры Самары. Повезло ему и во времена атеизма. Большую часть советского времени в костеле находился городской краеведческий музей, что позволило зданию вполне неплохо сохраниться до начала 1990-х, когда его вернули верующим.
А вот судьба хоральной синагоги, что находится на улице Садовой, более печальна. Строилась она практически синхронно с католическим костелом. Прошение о ее постройке иудейская община Самары подала 4 сентября 1903 года. Проект разработал самарский архитектор Зельман Клейнерман. Им был выбран неомавританский стиль, редко встречающийся в нашем городе. 31 августа 1908 года самарская хоральная синагога была освящена.
В краеведческой литературе часто упоминается, что она была второй по размерам в Восточной Европе и после постройки была включена в список десяти лучших синагог мира. Точность этих сведений можно подвергнуть сомнению, но нужно признать, что выглядела она действительно величественно.
Спустя 20 лет в ней открылся Дом культуры имени III Интернационала. А вот следующий «арендатор» нанес зданию синагоги непоправимый ущерб. С начала 1930-х по начало 1990-х годов в нем находился хлебозавод №8. Была проведена перепланировка здания, возведены межэтажные перекрытия, а вибрация от оборудования тоже не добавляла зданию сохранности.
Сейчас хоральная синагога проходит через затяжной процесс реставрации, который, надеемся, закончится возвращением ей первоначального облика.
Открытие Пушкинского народного дома
В 1895 году в Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте было организовано Попечительство о народной трезвости. Как следует из названия, эта государственно-общественная организация занималась пропагандой здорового образа жизни, прежде всего — отказа от употребления крепких спиртных напитков. Зеленому змию Попечительство о народной трезвости противопоставляло культуру: открытие библиотек-читален, проведение лекций и народных чтений, распространение литературы о вреде пьянства и т.д.
И что самое главное, Попечительства о народной трезвости инициировали строительство Народных домов в крупных городах. Это были просветительские учреждения клубного типа, которые создавались в целях общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей.
Решение о строительстве за счет средств Попечительства о народной трезвости Народного дома в Самаре было принято еще в 1898 году. В июле следующего года гласный городской думы Александр Смирнов предложил присвоить Народному дому имя Александра Пушкина в связи с юбилейной датой — 100-летием со дня рождения поэта.
Проект здания в стиле модерн выполнил самарский архитектор Филарет Засухин. 6 июля 1902 года состоялась закладка Народного дома им. Пушкина. Он имел два зрительных зала. Большой зал был рассчитан на 735 зрителей. Имелась библиотека, чайная, помещения для кружковой работы. Не остались в стороне и меценаты. На средства Альфреда фон Вакано была сооружена подвижная сцена и внутренний противопожарный водопровод.
21 декабря 1903 года Пушкинский народный дом был торжественно открыт. Спустя два года на его балконе был установлен бюст поэта, выполненный самарским дворянином Вадимом фон Рейтлингером.
В том же 1905 году Пушкинский народный дом стал главной цитаделью самарских революционеров. 30 ноября здесь прошло первое заседание Совета рабочих депутатов. Его председателем был избран профессиональный революционер-большевик Никифор Вилонов. В Пушкинском народном доме ежедневно проводились собрания и митинги, велись ожесточенные дискуссии между представителями разных политических партий. 8 декабря Совет рабочих депутатов объявил о всеобщей политической забастовке. Прозвучал призыв и к вооруженному восстанию против самодержавия.
10 декабря 1905 года Пушкинский народный дом был окружён солдатами, полицейскими и казаками. Находившиеся внутри революционеры бросили с балкона в сторону осаждавших две самодельные бомбы, которые не взорвались. Спустя два часа собравшиеся в Народном доме согласились сложить оружие и сдаться.
В советский период Пушкинский народный дом назывался клубом Революции 1905 года, а сейчас это — Дворец культуры железнодорожников им. А.С. Пушкина, заметная точка на культурной карте Самары.
Открытие театра-цирка «Олимп»
Все мы знаем выражение «хлеба и зрелищ», подаренное нам римским поэтом сатириком Ювеналом. С хлебом в Самарской губернии, при ее статусе житницы Российской империи, проблем не было. А вот зрелища в эпоху модерна требовали соответствующих мест для их просмотра. Одно из таковых в Самаре находилось на углу улиц Саратовской и Москательной.
Еще в 1896 году здесь по образцовому проекту было построено временное деревянное здание цирка с куполом и конюшнями. Спустя десять лет его приобрели самарские мещане-рыбопромышленники Семен и Павел Калинины. Здесь они построили одно из самых архитектурно выразительных зданий купеческой Самары — театр-цирк «Олимп». Архитектор Платон Шаманский постарался на славу, использовав многие приемы из богатого арсенала стиля модерн.
Вот как описывал его самарский зодчий Ваган Каркарьян: «Угол здания, как это было принято в Самаре, скошен. В перенасыщенном атрибутами модерна здании были и женские головки, и лошадиные морды, барельефы крылатых коней и две скульптуры по мотивам греческой мифологии, установленные над арочным, с большим выкосом, карнизом, балконы с ажурной решеткой и гнутые формы окон и дверей, множество высоких дымников, фонарь».
Упомянутые в цитате скульптуры изображают бога музыки и искусств Аполлона и покровительницы любовной поэзии музу Эрато.
Название театр-цирк было обусловлено тем, что при снятии кресел в центре партера и установке барьера зрительный зал трансформировался в цирковую арену. 1 декабря 1907 года двери «Олимпа» открылись для самарцев.
Он сразу же стал главной концертной площадкой города. 18 сентября 1909 года в театре-цирке «Олимп» состоялся концерт Федора Шаляпина, находившегося тогда на пике мировой славы. 7 апреля 1910 года здесь выступил известный лирический тенор Леонид Собинов.
Пройдет не так много времени, и в здании театра-цирка «Олимп» будет объявлено об установлении в Самаре советской власти. Но это уже совсем другая история.
Купец Константин Головкин и его Дом науки и искусств
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Константина Павловича Головкина. Человека, которого называют самарским Леонардо да Винчи. Такого лестного сравнения он удостоился за то, что имел массу хобби и увлечений.
Константин Головкин занимался живописью, фотографией, краеведением, этнографией, археологией, коллекционировал древнерусские и староверческие иконы, старинные книги, почтовые марки, боны и монеты, вел астрономические наблюдения с помощью собственного телескопа, был одним из первых самарских автомобилистов и даже собственную загородную резиденцию (известную как Дача со слонами) он построил по собственному проекту.
В январе 1908 года по инициативе Константина Головкина было организовано «Общество по сооружению Дома наук и искусств». Помимо него туда вошли краевед Павел Преображенский, фотохудожник Владимир Михайлов, живописец Василий Гундобин и другие неравнодушные самарцы. На постройку купец Головкин был готов выделить 600 тысяч рублей. Планы у него были грандиозные: «Музей, как храм науки и искусства, непременно должен занимать в городе подобающее ему центральное место. Само место должно быть достаточно велико, дабы здание стояло особняком, вдали от жилых домов и с запасом пустого пространства для возведения будущих вспомогательных сооружений, сопричастных музею, или разбивки показательного парка и для выставок под открытым небом».
Однако предложение Константина Павловича о постройке Дома науки и искусств городские власти не приняли. Тем не менее, он до последнего боролся за свою идею. В 1916 году в книге отзывов и предложений Самарского Публичного музея Константин Головкин написал: «Мы мечтаем о расширении этого музея и превращении его в храм наук и искусств. Мы твердо верим в светлое будущее русской земли».
Над концепцией Дома науки и искусств он продолжал работать и после Октябрьской революции. Константин Головкин рассматривал его как хранилище культурного наследия, но при этом и как живой развивающийся организм, не зацикленный только на сборе экспонатов. Помимо концепций, Константин Павлович трудился и над приземленными вещами — например, сделал подробные описания музейного оборудования (витрин, шкафов и т.д.) и нарисовал их.
Увы, его мечта о постройке в Самаре Дома науки и искусств так и не была реализована.
Рождение поселка Зубчаниновка
Даже спустя 50 лет после получения статуса столицы губернии Самара оставалась городом весьма компактным, умещаясь в границах нынешних Самарского и Ленинского районов. Наиболее крупные современные районы — Кировский, Промышленный и Советский — были практически не заселены, если не считать поселка Томашев колок с его психиатрической лечебницей и берега Волги, на котором в 1900-х годах начали строится дачи самарских купцов-миллионщиков.
Но в тот же период недалеко от Самары появился населенный пункт, который сейчас известен, пожалуй, каждому самарцу. История его началась 20 октября 1908 года, когда Самарское губернское по делам об обществах присутствие зарегистрировало устав общества по устройству поселка Самарского уезда, впоследствии известного как Зубчаниновский.
Расположился он в 14 верстах от города между железнодорожными станциями Безымянка и Смышляевка. Автором идеи постройки поселка был инженер-путеец Евгений Зубчанинов. Он, вдохновлённый идеями религиозно-нравственного учения толстовства, хотел устроить город-сад, где не было бы места трактирам, игорным и публичным домам, а также промышленным предприятиям.
Земельный участок, купленный у Крестьянского поземельного банка, был разделен на 843 участка. Между будущими жителями Зубчаниновки они были распределены при помощи жеребьевки. Евгению Зубчанинову не повезло — достался участок, по которому проходил Орлов овраг. Ему предложили выбрать более удобное место для жительства, но основатель поселка отказался.
Официальной датой рождения Зубчаниновки можно считать 30 мая 1910 года, когда сюда прибыл специальный поезд из десяти вагонов с первыми поселенцами. К концу года были построены 50 домов, а в следующем, 1911-м — еще 200.
В том же году вышел первый номер газеты «Поселочная жизнь», редактором которой стал сам Евгений Зубчанинов. Сразу же началась борьба и с проблемой отсутствия зеленых насаждений, ведь, как вы понимаете, поселок находился в голой степи. Осенью 1910 года было закуплено 96 тысяч саженцев, которые были высажены весной следующего года, во время специально организованного «Праздника древонасаждения».
Еще одной «фишкой» поселка Зубчаниновка были названия его улиц. Практически всем им были даны имена известных поэтов и писателей. Так, главная улица поселка получила имя Льва Толстого. Многие литературные имена исчезли с карты Зубчаниновки, но некоторым писателям повезло. В поселке сохранились улицы Гоголя, Достоевского, Грибоедова.
Слабым местом поселка Зубчаниновка была плохая транспортная связь с Самарой. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, поезда в город стали ходить крайне нерегулярно и дальнейшее развитие поселка практически остановилось. Та же ситуация повторилась и в годы Гражданской войны.
Звездный час Зубчаниновки настанет в начале 1940-х годов. Когда на Безымянку и в Юнгородок были эвакуированы десятки предприятий из западных регионов СССР, многие их рабочие нашли свое новое жилье именно в этом поселке. 13 марта 1942 года Зубчаниновка вошла в состав только что созданного Кировского района города Куйбышев.
1. Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В. Самара, улица Саратовская: иллюстрированная энциклопедия. Самара, 2021.
2. Каркарьян В.Г. «Самара — Куйбышев — Самара, или Три портрета одного города». — Самара, 2014.
3. Крамарева И.В. «Моя мечта: музей — храм наук и искусств» (к 90-летию создания К.П. Голокиным проекта развития Самарского публичного музея). — Самара, 2014.
4. Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Том 1. — Самара, 2000.
5. Так было. Хроника событий в Самарской губернии, крае, области. 1870 — 1990 гг. Том первый. 1870 — 1937 гг. Часть первая. 1870 — окт. 1917 гг. — Самара, 1991.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте