САМАРА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Благоустройство: общественные территории, пешеходная инфраструктура и элементы доступной среды

 3 178

Автор: Евгений Нектаркин

.
,

Мы продолжаем рассказывать о благоустройстве, и на повестке дня  — городская среда. Тема спорная, наравне с дорогами. Любая публикация из этой области вызывает в Интернете бурю комментариев, негодования и насмешек.

Урбанисты воюют с градостроителями и застройщиками, пехотинцы с автомобилистами, причем чаще всего это обмен короткими лозунгами и рецептами в стиле твиттера: «Мамой клянусь, надо так/не так делать». В качестве примеров «хорошей городской среды» чаще всего приводят открытки с видами Копенгагена, Амстердама и прочих «буржуазностей», когда речь заходит о «неустроенном городе» – за примерами в карман не лезут.

u2y7z0b2mzU О чём базар?

 Попробуем, не ввязываясь в эти споры, описать текущую ситуацию и их причину.

Во-первых, в среде градостроителей и урбанистов нет единого понимания, что есть «хороший город» и «хорошая городская среда»? Мнения полярные — от «все сидят по домам в тепле и перед телевизором/компьютером и ездят на авто за развлечениями в торговые центры», до «все гуляют на улице, сидят в кафе и ездят на общественном транспорте».

Первая точка зрения вполне себе популярна, мы лично слышали ее от одного из бывших главных архитекторов города. Вторая точка зрения — урбанистический, европейский подход. Он имеет очень большие плюсы – повышение безопасности, здоровья, развитие социальных связей, малого бизнеса и попутное благоустройство  городской среды.

«Торговая улица» с этой точки зрения намного привлекательнее, чем «торговый центр» и она, кроме того, не выжигает весь мелкий бизнес в округе, а наоборот стягивает его к себе. Но в Самаре этот подход сталкивается с жесткими реалиями, например, шесть месяцев в году зима, а на три летних месяца вымирает все то, что не у реки.

Во-вторых, действие градостроительных регламентов в составе правил землепользования и застройки не распространяются на земельные участки на территории общего пользования, то есть градостроительное законодательство почти никак их не регулирует. При этом основными документами, по которым застраивались  и благоустраивались наши города, является СНИП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и  СНИП «Благоустройство территории».

Эти документы предполагают широкие проспекты, крупные «спальные» микрорайоны, большие расстояния между домами (минимально 50 м). Образец такой застройки можно увидеть и в Самаре (12-15, Приволжский  микрорайоны), а в концентрированном виде — в Тольятти или Набережных Челнах.

Недостатки проявляются при подсчетах: много ничьей (общей) территории влечет высокую стоимость ее содержания и общую неухоженность – дороги ветшают, газоны зарастают и провоцируется «точечная застройка». В целом, этот принцип перпендикулярен «квартальной» застройке в историческом центре Самары и застройке европейских городов.

В-третьих, вы не поверите, но « урбанизм» и мода рассуждать на тему городской среды пришел только года три назад – нет непререкаемых экспертов, очень мало «новых» хороших практик, да и почти нет массового запроса на качественную городскую среду – по опросам люди почти никак не связывают с ней качество жизни.

k8jdDZpaFV8

При этом рассуждать можно долго и красиво, но в конечном итоге все упирается в финансы: благоустройство и улучшение городской среды – всегда происходит очень не быстро и дорого. Да и наивно полагать, что как только люди «выйдут для отдыха на улицу», то на этих улицах сразу «заведутся» джазовые кафе, уличные музыканты с фокусниками и играющие детишки.

Без поддержки власти людные места заполняются, в первую очередь, «разливайками» и торговыми рядами — наиболее доходным видом бизнеса. Например,  со слов бывшего мэра Дмитрия Азарова, он неоднократно предлагал сдать «в концессию» площадь Куйбышева с условием благоустройства прилежащих скверов за частные средства. Но инвесторы сразу поворачивались спиной, услышав условие «только не продавать алкоголь». По его же словам, доходы в 2012 году от самого лакомого для кафе и рекламодателей общественного места — самарской набережной — не покрывали расходов даже на ее текущее содержание. В конечном итоге, все упирается в количество людей, а значит доходность общественных мест и культуру поведения в них.

Доходы в 2012 году от самого лакомого для кафе и рекламодателей общественного места — самарской набережной — не покрывали расходов даже на ее текущее содержание.

Это все примеры из серии «все сложно», а ведь мы даже не начали обстоятельную беседу. Поговорим о том, что делается в условиях такой неопределенности, кроме исконно самарского рецепта «в любой непонятной ситуации строй торговый центр»?

Благоустройство дворов

Система объектов рекреации должна включать общегородские объекты – парки, набережную, объекты районного значения и «локальные» объекты пешеходной доступности. К сожалению, вне центра города у нас очень мало таких выделенных «локальных» объектов и их роль в основном  играют дворовые территории – большинство жителей, особенно родители с малышами, много времени проводят во дворах на детских площадках.

Согласно правилам благоустройства Самары уборкой и благоустройством дворов должны заниматься управляющие компании и сами жители. Кроме того, для  создания современной комфортной среды проживания с 2012 года в Самаре за счет городского бюджета реализуется целевая программа «Двор, в котором мы живем».
Чтобы вступить в эту программу, нужно проявить общественную активность – собрать подписи, нарисовать план двора после благоустройства, подать заявку в администрацию района.

Программа рассчитана на реконструкцию 287 дворовых территорий. Во дворах проводится ремонт покрытий проездов, пешеходных дорожек и тротуаров, посадка деревьев и реконструкция зеленых насаждений, устанавливается искусственное освещение, создаются новые детские и спортивные площадки. В прошлом году было благоустроено 72 двора. До конца 2014 года запланировано благоустроить 73 двора. Планы на следующий год пока не публиковались.

После завершения благоустройства дворов и создания детских площадок все имущество должно передаваться на баланс управляющих компаний, которые в свою очередь принимают на себя обязательства по содержанию нового оборудования и дальнейшему благоустройству дворовых территорий. Однако управляющие компании и жильцы, по понятным причинам, сопротивляются.

BczgciYF7sU

Предлагаем Вам самим оценить успешность реализации этой программы. От себя заметим, что несмотря на известные недочеты (срыв работ подрядчиками в 2013 году по некоторым дворам, претензии к качеству и к цене, и откровенное воровство) результаты программы хотя бы видны.

Наши претензии к этой программе стандартны для подобных практики работ в России — двор реконструируется из расчета «какие объекты там будут находиться», а не «что люди будут там делать». Поэтому количество кейсов использования этой территории разными категориями жителей очень ограничено, а значит там невелико и количество людей, и время их нахождения.

Зеленые насаждения

В условиях постоянного загрязнения окружающей среды зеленые насаждения играют важную роль в формировании и оздоровлении городской среды. Городская зелень обеспечивает микроклимат, поглощает шум, задерживает пыль, обеспечивает экологические ниши растений и животных, снижает концентрацию углекислого газа, обеспечивает условия для отдыха людей, выполняет эмоционально-эстетическую функцию…

Зеленые насаждения на территории Самары расположены фрагментарно, система городского озеленения состоит из объектов, не одинаковых по площади, функциональному использованию, уровню рекреационной нагрузки. Трудно сказать, какая существенная польза была бы от уменьшения этой фрагментарности, кроме увеличения общей площади зеленых насаждений. С другой стороны, мы все видим, что островки зеленых насаждений постоянно подвергаются нападкам со стороны застройщиков.

6X-UEvyo4gA

Согласно санитарным нормам, площадь территорий общего пользования (парки, скверы, набережные, бульвары) должна составлять не менее 10 квадратных метров на человека. В Самаре площадь зеленых насаждений общего пользования в расчете на одного жителя составляет около 5 квадратных метров.  По информации самарских экологов из «Зеленой лиги» только 10% населения города проживает на территории, имеющей достаточное озеленение. Еще 5.5% населения имеет 75% от норматива озеленения; 84.5% проживает на территории, имеющей 45% и менее нормы озеленения.

С 2013 года в нашем городе реализуется муниципальная программа «Озеленение территории г.о. Самара”. Программа рассчитана на пять лет, за это время  запланировано спилить 2900 и обрезать около 8000 деревьев, высадить 8926 саженцев и несметное количество кустарника, отремонтировать 38 фонтанов. Программа измеряется в тысячах квадратных метров посаженных цветов и восстановленных газонов. Бюджет программы — 1 611, 1 миллионов рублей на пять лет.

Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент благоустройства и экологии, главный исполнитель мероприятий — МП «Спецремстройзеленхоз«.

jYL8YRriVo8

Парки и общественные места Самары

С каждым годом растет количество автомобилей, а доля экологически чистого пространства буквально тает на глазах. В условиях увеличивающейся нагрузки на городское пространство, парки и скверы Самары создают необходимое пространство для полноценного отдыха горожан.

Всего в Самаре 10 парков и около 20 скверов. Общая площадь самарских парков составляет 177 гектар, большая часть которых — 134,8 гектара находятся в ведении МАУ «Парки Самары«, а “Загородный” парк площадью 42,4 гектара относится к  региональной собственности и содержится ГБУ «Самаралес».

В целях формирования комфортных, безопасных условий для отдыха на территории парков и скверов Самары реализуется программа “Благоустройство парков и скверов г.о. Самара” на 2013-2017 годы. Общий объем финансирования программы из городского бюджета — 543,50 миллионов рублей.

Отрадно, что почти все парки перешли в муниципальную собственность, по ним составлены схемы зеленых насаждений, а значит муниципалитет имеет полное право реконструировать их и не отдавать под застройку. Исключение составляют всем известные факты застройки части парка Молодежный.

5A4okPKP_gc

Вопрос о создании новых парков и скверов администрация Самары в посление 3 года считала менее актуальным, чем ремонт и приведение в надлежащее состояние существующих объектов.

В 2014 году планировалось отремонтировать или начать ремонт в 4 парках и 12 скверах, объем затрат – около 150 млн. руб., при этом не обеспечено финансированием еще 13 объектов (включая пешеходные зоны) с общим объемом затрат более 200 миллионов. В основном это скверы вокруг памятников Великой отечественной войны, на реставрацию которых было выделено федеральное финансирование.

При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. После 15 часов в парк приходят школьники, а вечером — парк посещают преимущественно молодые и среднего возраста люди, живущие в различных районах города.

В целом для парков может быть применен универсальный критерий (индикатор) эффективности общественных мест — «как можно больше людей должно находиться как можно больше времени». Для этого общественные места должны быть правильным образом спроектированы с разделением на зоны (спортивная, детская, прогулочная и др.). По нашему мнению, относительно удачным примером такого зонирования можно считать Парк Гагарина. Указанный критерий довольно легко проверяется натурными измерениями. Предлагаем и Вам оценить его, например, сравнив площадь Славы до и после реконструкции.

6zXcWWFJFRg

 Пешеходная инфраструктура и элементы доступной среды 

Жителям разных категорий должно быть удобно перемещаться пешком по городу.  Стоит заметить, что по разным оценкам от 20 до 40%  жителей относятся к маломобильным группам населения – пенсионеры, мамы с колясками, дети, люди с ограниченными возможностями.

К сожалению, о «доступной среде» в Самаре стали говорить только последние три года, а худо-бедно финансировать — только 2 года назад, причем, в основном на подходе и внутри административных зданий. Помните, как сначала полностью реконструировали вторую очередь набережной, а потом в следующем же году к ней «добавляли» пандус в районе остановки «ул. Первомайская»?

Мероприятия по созданию доступной среды вне зданий включают обустройство пандусов с минимальным углом наклона, заниженных бордюров на переходах через проезжую часть, борьбу с парковками на остановках и тротуарах, удобные пешеходные переходы.

При ремонте дорог эти вопросы так или иначе стараются решать, хотя чаще всего без реконструкции пешеходных дорожек и тротуаров. Однако, при строительстве новых домов и благоустройстве прилегающей территории о пешеходной инфраструктуре застройщики не задумываются (бордюр высок, а путь пешехода между припаркованных автомобилей тернист и зигзагообразен), не говоря уже о реконструкции застроенной территории. В целом пешеходная инфраструктура в Самаре развита крайне слабо, но и тема очень сложная и слабо проработанная.

К пешеходной инфраструктуре относится  и система навигации – адресные таблички на зданиях (за их установку и содержание отвечают собственники зданий), аншлаги, информационные стенды.

 Общий визуальный облик города

В этом разделе можно просто многозначительно промолчать. Заметим только, что полномочия органов власти довольно слабые – Департамент строительства и архитектуры, например, не может контролировать архитектурные решения фасадов зданий, их цвет, размер и наличие вывесок.

В целом эти проблемы характерны для всех городов. Например, по меткому выражению Сергея Шнурова, желто-зеленая вывеска «Белорусская обувь» перечеркивает архитектурные достоинства любого петербуржского здания. Только в центральной части Москвы в последний год начались системные работы по проектированию и улучшению визуального облика зданий и соответствующему изменению нормативно-правовой базы.

Относительные успехи достигнуты в сфере упорядочивания количества и местоположения рекламных щитов на улицах города. Еще два года назад 80% щитов или стояли незаконно или не приносили в бюджет города арендной платы.

В последние два года демонтировано несколько тысяч щитов, создана и утверждена единая схема размещения рекламных конструкций (в интерактивном виде ее можно посмотреть и на геопортале), прошли торги, которые принесли в бюджет города более 500 миллионов рублей. Соответствующими вопросами занимается Управление рекламы Департамента благоустройства и экологии, а вдоль дорог, которые содержат областные власти (Ново-Садовая, Московское шоссе и др.)  — областное Министерство имущественных отношений.

В заключение повторим, что вопросы проектирования и создания качественной городской среды  являются едва ли не самыми актуальными для Самары. В отличие, например, от Москвы, где финансов вполне достаточно и возникают вопросы их эффективного расходования, в Самаре объем выделяемых бюджетных средств очень ограничен, и необходимо привлекать частные деньги бизнеса и простых жителей. Вполне возможно, что мода вложения средств в улучшение городской среды станет одним из трендов ближайшего будущего.

tf83J9z3u9E

 

Текст: Андрей Чернов, Евгений Нектаркин               Иллюстрации: Анар Мовсумов, Наталья Пирожкова