Ликвидация Речпорта на Стрелке надолго прекратит эксплуатацию пассажирских судов на местных и транзитных линиях
1 695
В последний день января нынешнего года за закрытыми дверями прошло обсуждение проекта модернизации городской среды Самары. Речь шла о реконструкции, реставрации пожилых зданий в старой части нашего города. Также беседовали о плане масштабной застройки исторического центра Самары новоделами. Схема проекта до сих пор официально не опубликована. Поэтому, что будут строить и сносить точно неизвестно. Но, судя по выложенным в интернет копиям проекта, ясно одно – речной порт демонтируют обязательно.
История за нас
На стрелке рек Самары и Волги планируют возвести три больших сооружения: дворец бракосочетаний, конгресс-центр и «тематический парк». Места для речного порта, конечно, не останется. Ускорение застройки «стрелки» придает местный министр имущественных отношений Юлия Степнова. На недавнем совещании она заявила, что Самарский речной порт демонтируют до конца нынешнего года. Узнав о готовящемся событии, самарская общественность всколыхнулась и стала активно обсуждать проект. Правда, за время интернет-дискуссий у проекта модернизации старой Самары появились и свои почитатели. Жаркий спор не прекращается до сих пор.
Интересно было узнать, как себя чувствуют работники самого речпорта. Для этого я встретился с главным гидротехником Самарского речного порта Алексеем Хотимским. На территорию предприятия пускают только по пропускам или в сопровождении со «своим человеком». Приближаясь к речному порту, позвонил Алексею Михайловичу, чтобы он провел меня через местный пропускной пункт. Перед железными воротами речпорта располагается небольшое административное здание – ОАО «Самарский речной порт». У крыльца стоит группа пожилых мужчин. Их лица не омрачены тяжелой думой о кулуарно готовящемся событии. Они беззаботно курят, смеются и рассказывают друг другу истории, произошедшие с ними во время летней навигации. Сожалений об утрате рабочего места или гневных высказываний в сторону организаторов проекта не слышно вовсе.
Наконец, ко мне подходит Алексей Михайлович, проводит через пропускной пункт и сопровождает до своего кабинета. Он прекрасно осведомлен о планах демонтажа речного порта, поэтому, как только мы садимся за стол, начинает говорить.
— Мне кажется, что новое строительство на стрелке рек Волги и Самары – это полнейший абсурд. Сохранение водных путей и порта – это две неразрывные части одного проекта. С 1878 года по 1973 проводили много работ, чтобы создать глубины подхода судов и построить порт. Проект постройки нынешнего речного порта обсуждался городскими архитекторами, энергетиками, – объясняет мой собеседник.
Вдруг он указывает на полку, где лежит толстая книга. Мы достаем ее, и оказывается, что это «Генеральная схема реконструкции и развития Куйбышевского порта. Соображения о водных подходах к причалам городского районного порта и в устьевой части реки Самарки» за 1948 год. В книге представлены результаты технических работ с 1939 по 1947 годы. Алексей с гордостью показывает карты водных путей близ нашего города, датированные концом XIX века. Он поясняет, что в книге рассматривают общее состояние водных путей на подходах к городским причалам, здесь же проводится анализ данных по землечерпанию. По его словам, всю эту экспертизу проводили, чтобы построить речной порт. Напомним, что строительство его началось в 1962 году. Через шесть лет первую очередь сдали в эксплуатацию. И только в 1973 году речной порт приобрел свой нынешний вид. В общей сложности 95 лет длился процесс создания Самарского речного порта.
— Было проведено огромное количество экспертных работ. Только в конце 50-ых утверждение проекта прошло три стадии: описание проектного задания, технический проект, рабочие чертежи. Так что, составителям проекта модернизации следует почитать историю постройки речного порта в Самаре. Вот, когда они проведут экспертизу и напишут такой же талмуд документации, тогда могут речной порт демонтировать. Хотя, чтобы проводить экспертизы им придется изрядно попотеть, – заявляет Алексей Михайлович и отправляется к другой полке с документами.
Согласно закону
Алексей Михайлович берет тоненькую книжечку, раскрывает и кладет на стол, указывая мне пальцем на подчеркнутую строчку. «Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов,» — читаю я. Алексей Михайлович поясняет, что это текст Градостроительного кодекса РФ. Затем мой собеседник замечает, что перед проведением каких-либо работ самарскую общественность обязаны познакомить с планом проекта. Алексей также замечает, что, согласно кодексу, проект должен быть опубликован не менее чем за три месяца до его утверждения. Учитывая, что закрытое обсуждение проекта проводится не в первый раз, в скором времени он будет официально утвержден. А публикации жители Самары не видят до сих пор.
В любом случае, организаторы проекта модернизации должны перво-наперво провести экспертизу. Алексей Михайлович тянется за следующим документом, им оказывается копия свидетельства об аккредитации. Ведь, чтобы узнать, в каком состоянии находится объект водного транспорта, следует получить такое свидетельство. Оно выдается Федеральной службой по аккредитации, поэтому получить его непросто. Пока я рассматриваю документ, Алексей Михайлович показывает мне следующее доказательство незаконности действий организаторов проекта. У меня в руках оказывается копия протокола совещания у заместителя Министра транспорта РФ В.А. Олерского, проходившее в апреле 2012 года. Согласно документу, правительство Самарской области должно было направить в Минтранс России предложение обеспечить до 2016 года строительство нового порта в г.о. Самара. И не просто какой-то новый порт, а с производственными мощностями не менее имеющихся. Также, согласно протоколу, никто не имеет права «без согласования с Росморречфлотом перепрофилирование и прекращение эксплуатации Самарского речного порта… до завершения строительства нового порта в г.о. Самара». Однако на горизонте не видно даже проекта нового речного порта, поэтому все разговоры о демонтаже старого можно считать лишь пустым звуком.
К тому же, нынешний речной порт не такой старый. Согласно свидетельству о годности сооружений к эксплуатации, он признан годным к работе на срок до третьего октября 2016 года. Экспертизу проводили в декабре 2011 года.
Уникальность Самарского речного порта
Просмотрев документы, я интересуюсь, целесообразностью работы порта. Ведь, он может быть годен к эксплуатации по итогам экспертизы, но пользу приносить минимальную.
— Нет, здесь вы не правы. Ликвидация грузового порта надолго прекратит и эксплуатацию всех пассажирских судов, как на местных линиях, так и на транзитных. В технологической цепочке по очистке пассажирского флота от фекалий и сухого мусора участвуют: специальные суда, специализированный причал с приемными устройствами, канализационные сети, канализационная насосная станция порта, автодорожный мост для въезда на причал спецавтотехники. Все перечисленные сооружения находятся на территории грузового порта и на расстоянии 100 метров от городской КНС- 6 (канализационная насосная станция – прим. М.Ф.). Она осуществляет дальнейшую транспортировку фекалий трубопроводами на очистные сооружения. Сочинителям нового строительства пора общественности объявить, когда и где будут возведены вышеназванные, необходимые по требованиям экологии, сооружения и устройства порта, – говорит главный гидротехник Самарского речного порта.
Мой собеседник предлагает самому взглянуть на эти сооружения. Мы выходим на улицу. По дороге я замечаю, что многочисленные краны выглядят неработающими.
— Да, нужна замена кранов. На каждый придется потратить примерно 100 млн. рублей. Но, учитывая нынешнюю степень загруженности, достаточно заменить только три из них. Нам этого еще на десятки лет хватит, – с улыбкой на лице утверждает Алексей Михайлович.
Мы подходим к плавучей судоремонтной мастерской. Алексей Михайлович показывает мне стоянку судов.
— Судоремонтный завод сравняли с землей. Единственной ремонтной базой судов собственного речного флота и базой зимовки части этих судов стала плавучая мастерская, причаленная к берегу Самары. И это – тоже грузовой порт. Когда демонтируем? Куда передислоцируем? Выше по реке Самара? Выше Верхнего Мола Самару сделать судоходной – работы на деcятилетия. А конгресс-центр, дворец бракосочетания, жилые дома, торговые центры затопим или подтопим – уж как получится. Ведь в 100 километрах от нас находится крупнейшее в волжско-камском каскаде Куйбышевское водохранилище. Сами понимаете степень опасности. Вот когда волна от катастрофы на ГЭС новострой снесет, тогда, после массовых похорон, снова будем строить порт, – с недовольством заявляет мой собеседник.
Рассудительность профессионалов
Экскурсия по территории речпорта подходит к концу, и мы возвращаемся к административному зданию. Группа пожилых мужчин исчезла. Заходим в здание, охранник торопливо обводит нас взглядом и пропускает. Затем он переводит взгляд на телевизор, на экране которого спортсмены в олимпийской форме играют в керлинг. Алексей Михайлович поясняет, что мне следует узнать мнение акционера ОАО «Самарский речной порт» Алексея Степанова. Он работает здесь уже 44 года и знает речпорт, как свои пять пальцев. Мы поднимаемся на второй этаж и заходим в кабинет к моему новому респонденту. Алексей Михайлович вкратце объясняет суть моего прихода своему коллеге. Тот, немного подумав, начинает говорить.
— Я категорически возмущен заявлением, будто речной порт будет демонтирован до конца нынешнего года. Не подумайте не правильно, я не против планов властей. По мне так пусть модернизируют старую Самару, как обозначили в проекте. Я даже согласен, чтобы снесли старые районы и построили на их месте современные дома. Меня смущает только планы строительства на стрелке рек. Это ведь зона катастрофического затопления. За время своей работы на речном порте прошел огонь, воду и медные трубы. Случалось, что во время паводков уровень воды до 12 метров поднимался. Мы только девять метров песка намываем, поэтому территорию периодически подмывает. Какие здесь дворцы бракосочетаний, какие конгресс-центры. Если, конечно, они хотят сидеть в болоте, то пожалуйста. Я еще во время обсуждения планов строительства стадиона на стрелке говорил, что сначала нужно провести геологическую разведку, а не толкать телегу впереди лошади. В любом случае, не нужно раньше времени делать громких заявлений. Народ на речном порте немного волнуется. Им нужно знать, что будет завтра. Правда, я успокаиваю сотрудников. Говорю им, что пока поводов для беспокойства нет. Сейчас могу с уверенностью заявить, что сотрудники речного порта чувствуют себя уверенно, – поясняет Алексей Иванович.
Мы выходим из здания. Охранник продолжает спокойно смотреть керлинг. Я прощаюсь с Алексеем Михайловичем. На крыльце здания образуется новая компания пожилых мужчин, которые также беззаботно курят и рассказывают друг другу смешные истории. Они понимают абсурдность планов организаторов проекта, поэтому не волнуются. Сотрудники твердо уверенны в своей правоте, ведь за них история, закон и здравый смысл.