,
В свете присвоения Самаре звания «Город трудовой доблести» мы вспомним об одном из главных предприятий нашего города, чья история на самарской земле началась в годы Великой Отечественной войны — РКЦ «Прогресс».
Когда приходишь в музей крупнейшего ракетно-космического предприятия страны, видишь первый экспонат – велосипед. Именно с него началась история предприятия. В 1894 году московский завод «Дукс» выпускал велосипеды. А уже через 15 лет переориентировался на производство дирижаблей и первых отечественных самолетов. Это были такие марки, как «Ньюпор», «Моран», «Фарман». После революции 1917 года предприятие переименовали в авиационный завод, присвоив ему номер 1. Но профиль сохранился. Теперь здесь выпускали преимущественно боевую авиатехнику: самолеты-разведчики и истребители И-1, И-3, И-15, И-153, МиГ-3.
Грянул 1941 год. Государственный авиационный завод №1 срочно эвакуируют в Куйбышев. В докладной записке секретарю Куйбышевского областного комитета Канунникову пишут: «С 22 июня по железной дороге поступило грузов из эвакуированных районов 7839 вагонов, в том числе на станцию Куйбышев 1642 вагона, большинство которых были адресованы предприятиям. Оборудования — 4552 единицы». В этих обезличенных цифрах и оборудование авиационных заводов, которые начали разворачиваться на площадке близ железнодорожной станции Безымянка.
Перед заводами №1 и №18 (эвакуирован из Воронежа) ставят задачу скорейшего запуска в серию боевой машины Ил-2. В декабре в Куйбышеве проходят испытания, а в феврале начинается серийный выпуск. Прямо из заводских ангаров ИЛ-2 отправляют на фронт.
Кстати, наш знаменитый памятник самолету, который находится на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова, изначально должен был смотреть в сторону Волги. Такое положение должно было символизировать взлет ИЛа с заводской площадки на фронт. Воплощению замысла помешали кабели правительственной связи, поэтому самолет развернули на 90 градусов.
Дочь летчика-испытателя завода №1 Дмитрия Георгиевича Чекалина Наталья вспоминает: «Каждый день бригада заводских летчиков-испытателей совершала до 40 полетов. Некоторые из них были боевыми заданиями. С кряжского аэродрома мой отец летал и на сталинградское направление, когда там шли бои. В папиных документах военных времен есть данные: 1560 часов полетов, из них 140 ночных. Мой отец один из тех, кто начинал ночные испытания ИЛ-2. Впервые в мире!»
Про подвиги военного производства известно многое. Смены по 16-18 часов, скудный паек, дети у станков, заменившие своих отцов. А вот факты про то, в каких условиях жили те самые строители самолетов и их семьи, эвакуированные из Москвы и других городов. Из докладной записки, адресованной Маленкову и Берии: «Быстрый рост авиационных заводов в г. Куйбышеве и значительное отставание в 1941 году жилищного строительства от промышленного создали весьма тяжелые условия размещения этих рабочих как на Безымянке, так и в самом городе Куйбышеве. Общая жилплощадь составляет 325 тыс. кв. метров, на которой проживает свыше 130 тысяч населения, связанного с авиационной промышленностью. Площадь в городе, в своем значительном большинстве, состоит из учебных и административных помещений, а также из площади, полученной в порядке уплотнения (80 тыс. м2). Площадь на Безымянке на 60% состоит из бараков и бывших лагерных участков, ранее занятых заключенными. Средняя норма жилплощади на человека – 2 м2. При этом даже минимально необходимые коммунально-бытовые и культурные учреждения отсутствуют». Подпись: Секретарь Куйбышевского обкома ВКП(б) Никитин.
Интересно, что в 70-е годы лучшие дома строились как раз для авиакосмического комплекса. Главный инженер 4 управления Домостроительного комбината Григорий Дворцов вспоминает: «Мы строили дома на проспекте Ленина, на кольце Советской Армии и Антонова-Овсеенко, на Безымянке. С заводами было работать очень комфортно. Заместитель Дмитрия Ильича Козлова Альберт Рахнович приезжал нас курировать. Они нам такие инструменты изготавливали на своем производстве! Титановые лопаты, титановые монтажные приспособления. Они невесомые, легкие, а прочность какая! Великолепные инструменты были. И дома мы сдавали для них не так, как для города. Полный ремонт, по принципу «заходи – живи», но главное – импортная сантехника. Завод сам её закупал, а мы устанавливали. Вот какая забота была о сотрудниках».
После окончания войны Завод №1 остается в Куйбышеве. Он осваивает производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, а также реактивных бомбардировщиков Ил-28 и ТУ-16.
2 января (!) 1958 года Постановлением Совета Министров СССР принимается решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Сергей Павлович Королев направляет в Куйбышев своего заместителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского отдела. Так в нашем городе появляется филиал ОКБ №1, который потом станет называться ЦСКБ «Прогресс». Авиационный завод № 1 за год осваивает производство баллистической ракеты и проводит её успешные испытания. Р-7 в 1959 году поставлена на вооружение Советской Армии.
Центральным событием советской истории завода становится запуск первого в мире космонавта. Первая и вторая ступени ракеты «Восток», на которой Юрий Гагарин сделал оборот вокруг Земли, были изготовлены здесь, на нашем предприятии. И на все последующие годы космическая тематика становится основной для завода «Прогресс». Легендарная ракета-носитель «Союз» в разных модификациях станет базовой для всех полетов российских космонавтов. Она имеет самый высокий индекс надежности среди мировой ракетной техники.
Масштабный, но, к сожалению, до конца не реализованный проект завода – создание многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» — советский ответ американскому «Шаттлу». Он стартовал в 1974 году, и был свернут в 1993. Всего был испытан один космоплан «Буран». Это произошло 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут. Корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованную для него усиленную взлетно-посадочную полосу. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и программного обеспечения. Данный факт — полёт орбитального самолёта в космос и его посадка в автоматическом режиме — вошёл в книгу рекордов Гинесса.
РКЦ «Прогресс» за свою историю создал 29 типов космических аппаратов разного назначения и вывел на орбиту более 1000 космических аппаратов собственного производства.
Текст: Анастасия Кнор
Фото обложки: Инга Пеннер
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram