WHO IS MR. RUBAKOV?

Эксперты о том, как Сергей Рубаков повлиял на архитектурный облик Самары

 4 493

Автор: Максим Фёдоров

.

,

Его называют вторым после мэра человеком в городе. От главы Советского района он поднялся до руководителя департамента всего градостроительства. От его подписи зависит, останется ли деревянный домик в сохранности или на его месте возведут высотный квартал. И этот человек сейчас как никогда близок к шумному увольнению и уголовному делу.

В минувшую пятницу, 2 июня, сотрудники ФСБ пришли с обыском к руководителю городского департамента градостроительства Сергею Рубакову. Чиновник задержан. Проводятся следственные действия. О дальнейшей судьбе главы департамента пока не сообщается. В ожидании официальных заявлений ДГ поговорил с архитекторами, экологами и общественниками о том, как поменялась Самара при Сергее Рубакове.

Ручное управление

Говорить о работе Сергея Рубакова достаточно сложно. С самого начала административной карьеры он остаётся человеком непубличным. В ноябре 2006-го Рубаков возглавил администрацию Советского района. Незаметно проработав там меньше года, в мае 2007-го он был переведен на пост руководителя департамента городского хозяйства и экологии. Продержавшись на этой должности ещё меньше, в том же году Рубаков поставлен заведовать департаментом лесного хозяйства.

Тихо не значит неэффективно. На руководящих постах чиновник набирал вес и влиятельность, что позволило ему в октябре 2010-го занять кресло главы департамента строительства и архитектуры. Это ведомство всегда считалось одним из самых влиятельных в городе. И Рубаков в полной мере воспользовался данной ему властью. Воспоминаниями о первых годах службы Сергея Рубакова на новой должности с ДГ делится эксперт, близкий к администрации города в те годы:

imgonline-com-ua-Shape-t5ePab2eXWTk1B— Период его руководства характерен тем, что была полностью сломана структура предыдущего периода управления, распределения земли и принятия градостроительных решений. Предыдущая структура базировалась на субъективистской оценке, но с включением экспертных механизмов принимала во внимание коллегиальные решения экспертных градосоветов.

При Смирнове [экс-руководитель департамента строительства и архитектуры – Прим. авт.] эта система более или менее сохранялась. Он принимал существенное участие в решениях по поводу земли и строительства, глава департамента в тот период имел меньший вес. Рубаков же эту систему полностью подчинил себе, создав конструкцию, где вся информация по землепользованию и строительству перешла в его ведение. Экспертные механизмы никаким образом не влияли на решения департамента. Градостроительный совет перестал иметь какое-либо значение. Не случайно, что треть времени, когда он руководил, в городе вообще не было главного архитектора.

При Рубакове вопросы стали решаться через комиссию по застройке. Она, в свою очередь, представляет собой вотчину департамента строительства и Думы. Под предлогом правового регулирования начались процессы так называемого отклонения от предельно допустимых параметров, введения зоны Ц-3 без определенных ограничений [зона предприятий обслуживания населения местного значения: гостиницы, кинотеатры, рестораны, торговые центры – Прим. авт.]. Всячески саботировался процесс модификации правил землепользования. Они разрабатывались, что вынуждало землепользователей волноваться, чтобы их интересы были учтены, но не принимались, так как сложившуюся административную практику никто не заинтересован был менять.

Плохо увязанные генплан и ПЗЗ приводили к ручному управлению. В комиссии по застройке гражданское общество представлено не было вовсе, так как не обладало голосом. Ни один архитектор не имел права голоса в этой комиссии, включая главного архитектора города. Так была разрушена система экспертного контроля. Решение градостроительных вопросов полностью перешло в руки руководства департамента.

Гонка сооружений

Параллельно перестройке внутренней системы градостроительства Рубакову пришлось решать внешние вопросы. Ведь он возглавил департамент крайне не вовремя. К 2010 году обострилась проблема обманутых дольщиков, которая набирала обороты в регионе последние двенадцать лет. И по итогам первого же года работы Рубакова в новой должности Самарскую область признали самым проблемным регионом в стране. Большая часть недостроев располагалась в столице губернии.

В последующие годы несколько раз меняли механизм достройки объектов. Рубаков ежегодно составлял «чёрный список», куда включал проблемные площадки. Департамент постоянно судился с недобросовестными застройщиками. И к в 2015 году местные власти заявили об уменьшении числа недостроев. Вскоре проблема дольщиков официально прекратила свое существование в информационном поле. Её сочли решённой. Но, как недавно выяснилось, о кризисе просто молчали. Пока власти пытались сократить число уже существующих проблемных объектов, к ним добавлялись всё новые.

Постоянно множащиеся новостройки, которые зачастую превращаются в долгострои, – следствие гонки сооружений между регионами России. В последние два года область выбилась в лидеры по темпам строительства жилья среди регионов ПФО. Основная арена для строительных гонок – областная столица, где вопросы застройки решает ведомство Рубакова. Однако надо понимать, что департамент градостроительства здесь виноват опосредованно. В его обязанности входит выполнение программ областного минстроя, который, в свою очередь, отчитывается перед федеральным центром.

Исполнение «истерических» желаний вышестоящих органов по вводу жилья часто не вписывается в границы городской среды. В ход идут зелёные зоны Самары, где на месте реликтового леса возникают высотные ЖК. О взаимной ответственности городского департамента и областного министерства за тотальную застройку рассказал ДГ председатель центрального совета Российской Зелёной Лиги Сергей Симак.

imgonline-com-ua-Shape-rrXZH2IQAuxsib— В период его руководства ДСА действительно произошло немало безобразий с уничтожением городских зелёных зон и исторического центра города и застройкой их нередко китчевыми многоэтажками. Мне сложно судить о мере его личной ответственности, так как основные решения принимают не руководитель департамента, а вышестоящие начальники. Инициатор большинства антиэкологических проектов в Самаре за последние годы, в том числе ведущейся прямо сейчас вырубки леса под застройку в нижней части 5-й просеки – минстрой Самарской области. А департамент строительства и архитектуры в большей степени занимается подготовкой технических материалов. У нас были очень серьёзные претензии к его сотрудникам, проводившим публичные слушания, когда они одно время явно играли на руку застройщикам. Однако после серии скандалов, вылившихся в СМИ, они стали вести себя гораздо корректнее. А с прошлого года все конфликтные вопросы стали выносить на так называемые «заочные слушания», результат которых проверить просто невозможно, и он всегда в пользу застройщика. Но вина в этом не лично Рубакова, а тех руководителей администрации города и послушных городских депутатов, которые придумали и «продавили» эти «заочные слушания».

Фетиш уплотнения

Поиском виновных пусть занимаются компетентные службы. Можно лишь констатировать, что строительство в Самаре ведётся в основном за счёт точечной застройки. На месте исторически сложившихся жилых микрорайонов появляется несуразные высотки, плотно выстроенные в ряд. При этом департамент градостроительства никак не препятствует подобного рода изменению облика Самары.

В конечном счёте, это стало тенденцией развития городской среды последних семи лет. Подытожил для ДГ рассуждения о работе Сергея Рубакова активист общественной организации «Самара для людей» Андрей Морозов:

imgonline-com-ua-Shape-2ypHj7TaacV3VU— Мое мнение — что Рубаков – обычный чиновник, возможно, один из лучших в нынешней «команде». То есть, он пытается соблюсти закон хотя бы тогда, когда нет команды сверху его нарушить. Например, в случаях, касающихся перепланировки квартир, перевода жилых помещений в нежилые, строительства частных домов. Безусловно, он знает свою работу и людей в департамент набрал грамотных. Но как только в деле оказываются замешаны большие деньги или вышестоящие власти, департамент градостроительства послушно исполняет их волю. Проект СОФЖИ «5 кварталов» (этакая миниреновация по-самарски), все проекты, касающиеся исторической части («Стрелка» и последующие), высотные муравейники «Трансгруза», убогая плитка, до сих пор не внесенные в ПЗЗ регламенты зон охраны объектов культурного наследия, неофициальный мораторий на оформление права собственности граждан на землю под их домами и т.д. – во всем этом есть «заслуга» департамента градостроительства. Уверен, что деятельность Рубакова требует расследования компетентных органов. И точно так же уверен, что недавний визит сотрудников ФСБ никак не связан с правопорядком. Это не борьба с коррупцией, это грызня внутри властных группировок.

Редакция ДГ будет следить за развитием событий вокруг главы департамента градостроительства Сергея Рубакова.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»