ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Как в год 400-летия Куйбышева реставрировали жемчужину самарского модерна – особняк Курлиных

 4 308

Автор: Андрей Артёмов

.



,

В руки ДГ попала большая статья из газеты «Волжский комсомолец» от апреля 1986 года, посвященная реставрации особняка купцов Курлиных.

Эта находка натолкнула нас на мысль проследить историю жемчужины самарского модерна в 1980-х годах, когда знаменитое здание на углу Фрунзе и Красноармейской стало полноценным музейным пространством.

Для начала мы приведем наиболее интересные выдержки из  материала «Волжского комсомольца».

В 1986 году самарский краеведческий музей размещался в двух зданиях. Основания часть экспозиции — в костеле на улице Фрунзе, меньшая, посвященная истории советского общества, — в бывшей Софийской церкви на улице Чапаевской, 136.

Однако «на существующей площади сотрудники музея могли показать только десятую часть своих собраний».

Отсюда родилась совершенно логичная идея — разместить часть экспозиции в новом помещении. Для этой благородной цели еще в 1973 году был выбран особняк купцов Курлиных.

До этого там уже 40 лет, с перерывом на размещение посольства Швеции, работал детский сад № 46. Ниже представлена заметка о нем 1951 года.


В 1973 году детский сад переехал в жилкомбинат «Шанхай», ту его секцию, что выходит на улицу Полевую. Освобожденный от подрастающего поколения особняк Курлиных передали на баланс Куйбышевского областного музея краеведения. Но осваивать новое пространство музейщики не спешили.

Последовали годы запустения. Конечно, в исследованиях, посвященных особняку Курлиных, можно встретить информацию, что в 1970-х годах в нем работал областной отдел народного образования.

Но телефонные справочники эту информацию не подтверждают. Так, в 1979 году отдел народного образования располагался в особняке купца Иванцова (Фрунзе, 106).


Превращение особняка Курлиных в филиал краеведческого музея началось лишь в преддверии празднования четырехвекового юбилея города:

«Сюда переедет экспозиция, посвященная почти 350-летнему периоду в истории нашего города: от сторожевой крепости до одного из торговых центров Поволжья, от первых крестьянских бунтов до Великого Октября и гражданской войны.

Экспозиция не просто обновится и расширится. <…> Впервые в экспозиции будут представлены религиозные культы Среднего Поволжья, откроется Ленинский зал, два зала будут посвящены В.В. Куйбышеву, в частности, воссоздается камера городской тюрьмы, где томился замечательный большевик-ленинец. В мемориал превратится камера расстрелов в подвале особняка.

Проект реставрации особняка Курлиной сделали специалисты из Ленинграда. Экспонаты для нового филиала краеведческого музея приготовили и художники.

«Музей украсит, например, гобелен «Самара — город на Волге» Аллы Давыдовой, за который она была премирована на выставке молодых ленинградских художников».

Упомянутый гобелен находился в стенах особняка Куриных и в 1990-х годах.

В беседе журналиста «Волжского комсомольца» с художником Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства Александром Аникиным дается интересная интерпретация образа нимфы в будуаре особняка Курлиной.

«А.А. — Обратите внимание на потолок. Вам не кажется, что эта лепная нимфа не летит, а плывет?

Корр. — Ну, конечно! Значит, посетители будуара оказывались не на берегу, а как бы на дне озера? Хозяйка, наверное, чувствовала себя золотой рыбкой…

А.А — Или щукой. Хищная натура буржуа проявилась даже в этом.»

Как это обычно и бывает, сроки открытия нового музейного филиала затягивались.

«Галина Ивановна (Г.И. Земскова — директор краеведческого музея) с грустной улыбкой кладет передо мной номер многотиражной газеты треста «Куйбышевремстрой» от 7 октября прошлого года.»

У нас в распоряжении эта заметка также имеется.


Но на деле все оказалось не так радужно, как в многотиражке строителей. Галина Земскова продолжает:

«Работники РСУ-2 счищали с высоких потолков особняка большой слой набела, реставрировали уникальный паркетный пол и фасад здания…

— Увы, ремонтники, в соответствии с заданием, должны были это сделать, но не сделали, — говорит директор музея.

— Да вы сами, наверное, обратили внимание, что водоэмульсионная краска в холле потрескалась и вот-вот обвалится. А все потому, что была нанесена без расчистки, прямо на масляную краску.

Замену паркета из ценных пород дерева на дешевый, согласитесь, реставрацией не назовешь.»

Не радовали куйбышевских музейщиков и промышленные предприятия города, на которых были размещены заказы на изготовление оборудования для новой экспозиции.

«Решением горисполкома была определена дата окончания монтажа — 15 декабря 1985 года. Заказы были размещены на 11 заводах, а к сроку управились только ГПЗ-4, авиационный да Средневолжский станкостроительный.

До сих пор не приступили к монтажу производственное объединение «ЗИМ» и завод аэродромного оборудования, не изготовил ни одной витрины завод «Рейд».

Не ясно пока, кто возьмется за изготовление латунных светильников для залов новой новой экспозиции. А их надо около ста штук…»

Упомянутые светильники вы можете видеть на следующих фото.


Реставрация здания нового филиала Куйбышевского краеведческого музея затянулась. Открыли его только 15 июня 1989 года.

Вот репортаж об этом радостном событии в газете «Волжская заря». Из него мы, в частности, узнаем, что в подвале особняка Курлиных была воссоздана обстановка тюремной камеры Валериана Куйбышева.

Особое внимание журналиста «Волжской зари» привлекли портреты самарских писателей и актеров, выполненные мастерами Ленинградского художественного фонда виде медальонов на камне и металле.


24 июня «Зорька» отметилась еще одним материалом об особняке Курлиных. В центре внимания  был спроектировавший его архитектор Александр Зеленко и ленинградский мастер Евгений Бабляк, разработавший эскизы светильников в стиле модерн.

«Волжская коммуна» с репортажем об открытии нового филиала краеведческого музея задержалась на месяц.

«Волжский комсомолец» открытие филиала краеведческого музей проигнорировал.


Дополним мы сегодняшний материал двумя краеведческими бонусами. Первый — подборка фотографий экспозиции филиала краеведческого музея. Они датируются серединой 2000-х годов.

Второй бонус: газетная заметка от ноября 1925 года о том, что подвал, в котором расстреливали красногвардейцев, используется как склад. Обратите внимание на то, каким выразительным слогом написана эта заметка.


А в газетной заметке от июня 1929 года уже указывается и число расстрелянных красногвардейцев — более 100 человек.


Еще больше о подвале особняка Курлиных вы можете узнать на сайте спецпроекта Музея Модерна «Своды».

UPDATE

Студент 4-го курса факультета лингвистики университета МИР Кирилл Перетолчин отыскал информационный проспект, посвященный новому отделу дореволюционной истории края Куйбышевского краеведческого музея.

Мы делимся этой находкой с вами.




В описании особняка Курлиных привлекает внимание такой пассаж: «После захвата Самары 8 июня 1918 года белочехами, по приглашению хозяина, здесь разместилась белочешская контрразведка».

Александр Курлин умер задолго до этих событий, его супруга уехала из Самары после Октябрьской революции. На рубеже 1917—1918 годов их особняком некоторое время владели местные анархисты.



Шуточное объявление в одной из самарских от декабря 1917 года.

Так что перед захватом Самары белочехами чета Курлиных отношения к своему особняку уже не имела.


Газетные заметки, использованные в статье, предоставлены Евгением Альмяшевым.

Фотографии экспозиции взяты из группы Музея Модерна ВКонтакте.

Фото обложки: Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте