,
Через 3 месяца, в сентябре 2020 года, в Самарской области пройдут масштабные (по количеству кандидатов) выборы в органы местного самоуправления. О том, кого мы будем выбирать 13 сентября и зачем нам это нужно, ДГ поговорил с представителями работающих в Самарской области политических партий — в том числе с председателем регионального отделения «Справедливой России» Михаилом Маряхиным.
— Оцените эффективность муниципальной реформы по итогам прошедших 5 лет. Стоила ли игра свеч?
—Для бывшего губернатора Николая Ивановича Меркушкина, может быть, и стоила. Это больше похоже на тактический ход, рассчитанный под конкретную задачу: создать провластное большинство. На самом деле такая схема, кроме окончательной потери депутатского лица, ничего не даёт. Посудите сами: было девять районов, от которых в городскую Думу прямым голосованием избиралось 35 депутатов. Каждый избранный по одномандатному округу представлял как минимум 25-30 тысяч избирателей.
Что сейчас? Двухуровневая система с последующим делегированием одного из районных депутатов в городскую Думу. Выбирают не избиратели, а те депутаты, кто в большинстве. Понятно, кто в большинстве, и кому эти 210 округов на руку. Поэтому все эти словеса Меркушкина, чтобы депутаты были «на расстоянии руки с народом», — словоблудие. Итог такой «реформы» — понижение депутатского статуса и возможность «партии власти» проводить своих ставленников. Кстати, нигде по России, кроме нас и Челябинска, такая схема не работает.
— Как вы считаете, повысился, понизился или остался на прежнем уровне статус депутата? И почему?
— Понизился, и значительно. Об этом говорит и социология. К сожалению, нет прямых инструментов быстрого решения вопросов по обращениям, например, в нашем регионе принят закон о наказах избирателей, но он де-факто не работает.
— Насколько равнозначны полномочия депутатов районных советов и городской думы? Какими вы видите их, если говорить об основных полномочиях?
— Статусы разные, а права одинаковые. Вернее, их отсутствие. Это как в анекдоте. Я имею право? Имеете. А могу? Не можете.
Депутат только тогда будет уважаем избирателями, когда будет иметь материальные возможности решать их проблемы. Материальные. Подчеркиваю. Что беспокоит жителей Самары сегодня? Безработица, да. Пенсии, да. Экология, да. Но это всё проблемы, которые депутат города и района решить в одиночку не сможет. Тут он только народный ходатай перед вышестоящими. И насколько он активен, настолько ему и доверие от избирателей.
А вот благоустройство в округе – это уже прямая обязанность избранника. И вот тут-то важно, какими средствами решения вопроса он обладает. Одно дело биться за строчку в бюджете с исполнительной властью, у которой свои интересы, другое дело – самому финансировать то, что надо в округе. Раньше для этого был депутатский фонд. Не скажу, чтобы уж очень большой, но для округа приносил ощутимую пользу. Я сам это проходил, будучи депутатом Тольяттинской городской Думы. Ты сам составляешь с жителями план благоустройства, сам выступаешь заказчиком, сам контролируешь исполнение работ. И жители видят реально, что сделал именно ТЫ. А сейчас все, кто ни попадя, пытаются приписать себе заслуги благоустройства, хотя сделано оно на бюджетные деньги, по сути, на деньги самих налогоплательщиков. Какая тут личная заслуга депутата?
— Вы считаете, систему стоит оставить и развивать её дальше именно в этой конфигурации? И если вы за какие-то изменения, укажите, в чем система могла бы стать эффективнее.
— Эта система тупиковая. Надо возвращаться к прямым выборам по одномандатным округам и системе 50 на 50. Что, кстати, партия власти тоже применяет для прохождения своих кандидатов. «Справедливая Россия» на всех уровнях отстаивает именно эти позиции.
— Можете ли вы сравнить эффективность депутатов Самарской городской думы, избранных из числа депутатов райсоветов, и депутатов Тольяттинской городской думы, избранных прямым голосованием?
— Эффективность выбранных по тольяттинской схеме выше. Конечно, всё зависит и от позиции фракций, и от личности избранных. Например, в городской Думе Тольятти коммунистов сейчас большинство. Но во фракции раздрай. Достаточно посмотреть, как они голосовали по оценке деятельности нынешнего главы города. Поэтому по важнейшим вопросам наполнения бюджета, принципам проведения торгов и соответственно экономии бюджетных средств и направлении их на социальные приоритеты нет положительных подвижек, которые многими ожидались после потери «Единой Россией» большинства.
С другой стороны, депутаты и в меньшинстве могут пробивать эту чиновничью брешь. Как пример, наша фракция в городской Думе Тольятти и персонально активный член партии — депутат Иван Попов. В прошлом году именно его усилиями было наконец выбито финансирование по программе «Молодой семье — доступное жилье».
— Каковы планы партии по выдвижению кандидатов на сентябрьских выборах?
— Выдвигать своих кандидатов собираемся во всех округах. Мы объявили партийный проект «Справедливый призыв». Это не обязательно члены партии. Мы даем возможность всем, кто желает помочь своему округу, верит в свои силы и готов работать, идти под нашим знаменем. Вы понимаете, если идти самовыдвиженцем, шансы пройти барьер сбора подписей минимальны. Кандидат от партии – гарантия регистрации. А дальше его личное участие и активная работа – залог победы. Приглашаю всех активных граждан!
— Как бы вы оценили те поправки в региональное законодательство, которые исключают выборы по партийным спискам в райсоветы?
— Эти поправки работают на партию власти.
Все тексты о выборах депутатов райсоветов и реформе МСУ:
В Самаре второй раз будут выбирать районных депутатов. Зачем они нужны?
Текст: Анастасия Кнор